17 июля 2010 г.

Тайны башни с часами симферопольского вокзала

Около пятисот тысяч часов отмерили симферопольские куранты за свою полувековую историю. Вряд ли кто-то сможет сказать, сколько поездов за это время прибыло и отбыло под их бой, сколько туристов встречали и провожали они. Полвека прошло, а им всё нипочём.

Железнодорожный вокзал Симферополя

— Только анкерную шестерню заменили, — говорит старший электромеханик Юрий Толмачёв. — Вот и весь ремонт часового механизма за пятьдесят лет.

Симферопольский вокзал. Башня с часами

Куранты — те же напольные часы, только гигантские. Их, как и весь вокзал, построили пленные немцы, а часы сделал 1-й Московский часовой завод. Механизм находится на самом верху, и подниматься к нему приходится по крутым лестницам.
В годы Великой Отечественной войны Симферопольский вокзал был полностью разрушен, поэтому в послевоенное время возникла необходимость возведения на его месте нового здания. Возведение железнодорожного вокзала в Симферополе было начато в 1946 году и велось по проекту известного архитектора Алексея Душкина, который до этого занимался строительством станций Московского метро и железнодорожных вокзалов в Днепропетровске и Сочи. На строительных работах были заняты не только советские рабочие, но и немецкие военнопленные, основной материал постройки — инкерманский камень. В 1951 году вокзал, выполненный в стиле итальянской архитектуры, был закончен и сдан в эксплуатацию. Строительство обошлось казне в сумму более 8,5 млн рублей.
— Раз в десять дней мы его заводим, — рассказывает электромеханик. — Для одного завода достаточно сорока оборотов.

Юрий Толмачев - старший электромеханик симферопольского вокзала

Колесо крутить тяжело, ведь здесь не миниатюрная гирька в виде ёлочной игрушки, а противовес в 240 килограммов. За десять дней он успевает опуститься на дно башни на 60 метров (высота самих курантов со шпилем — 70 метров).
С момента пуска часов и до своей смерти в 2001 году за ними ухаживал известный в Симферополе часовых дел мастер Владимир Дробязко.
— Часы точные, корректировать приходится нечасто, — говорит Юрий Толмачёв. — Хорошо сработаны детали, подогнаны шестерёнки.
Диаметр каждого из четырех циферблатов часов, у цифр которых расположены знаки Зодиака, — более трех метров. Правда вместо Девы, Весов, Тельца — изображены Змееносец, Гончие Псы и Лебедь. А у остальных символов Зодиака нарушена последовательность.
Часы на башне симферопольского вокзала

Но куранты не имеют «голоса», за них бьют маленькие напольные часы в подвале башни.

— Тихо, — требует Толмачёв, когда мы спустились в подвал.

— Почему тихо?

— Здесь же микрофон, — шёпотом отвечает он.

Оказалось, что к напольным часам прилажен обыкновенный студийный микрофон, а на самой башне установлены динамики. Так что если здесь громко говорить — можно рассчитывать на большую вокзальную аудиторию слушателей.
Вокзал был единственным в СССР на территории которого было два памятника Сталину.

На фонтане в итальянском дворике вокзала не хватает двух голубей — они были убраны сразу же после обнаружения того факта, что статуэтки голубей фонтана образуют свастику. А по одной из легенд, если посмотреть на башню с часами с определённой стороны и в определённое время суток, можно увидеть профиль Гитлера.
Фонтан в итальянском дворике симферопольского вокзала

Щёлкнуло одно из реле — и неказистые подвальные часики начали бить три, а им громко вторили красавцы-куранты, не имеющие своего голоса. Прямо как в жизни, в политике.
В башне находится также резервуар, в который насосы закачивают воду из артезианской скважины, находящейся в этой же башне.
— На ночь бой отключаем. Ведь куранты бьют каждые пятнадцать минут, а вокруг жилые дома, — поясняет электромеханик.

Работники вокзала со стажем утверждают, что в одном из этих домов жила бабуля, ей бой часов не только не мешал, даже наоборот. Каждый раз, когда дежурный отключал микрофон, звонила, чтобы поинтересоваться: «Почему не бьют куранты?». Говорила, что слышит перезвон уже сорок лет и очень полюбила его.

Наверное, она бы очень огорчилась, если бы куранты остановились. А ведь такое могло случиться: в середине 90-х вор пытался украсть маятник. Он вечером проник в башню и снял деталь. Дежурный электромеханик спустя несколько минут заметил, что часы остановились, и пошёл проверить, что там случилось. Когда услышал торопливые шаги по башенным лестницам — вызвал милицию. Правоохранителям задержать злодея не удалось, а маятник нашли спрятанным в углу. Механики недоумевали, кому понадобилась железная деталь, и предположили, что вора сбила с толку медная фольга, которой она обёрнута.
В 1999 году была проведена реконструкция железнодорожного вокзала, и сегодня станция Симферополь вместе с вокзальным комплексом соответствует требованиям Европейских стандартов.

Кирилл Железнов, «Крымская Правда»

Видео:



Читайте также: