На плато Чатырдага сделаны уникальные находки (фото)
Когда-то, очень давно, когда трава была высотой с деревья, плато Чатырдага считалось отличным пастбищем. Весной здесь бродили мамонты, бизоны и шерстистые носороги, на которых охотились саблезубые тигры, пещерные львы и медведи. И хищники, и травоядные утоляли жажду снегом, который и к лету на плато не всюду стаивал. Бывало, что животные, подойдя к краю провального колодца, срывались вниз и по снежнику съезжали в пещеру Эмине-Баир-Хосар. Благодаря отличным «консервантам», льду и глине, спустя десятки тысяч лет учёные находят останки доисторической фауны. Этой зимой палеонтологи обнаружили кости бизона.
— В СССР пещера Эмине-Баир-Хосар считалась одной из самых красивых и богатых минеральными образованиями, — рассказывает старший инструктор спелеокомплекса «Мраморные пещеры» Игорь Тимохин. — В
Игорь Тимохин демонстрирует зуб мамонта
Сначала учёные предполагали, что животных в колодец согнало какое-то страшное явление, пожар или нашествие инопланетян, однако исследования показали, что у костей разный возраст: одним пятьдесят тысяч лет, другим двадцать или семьдесят тысяч. С момента, когда в колодец сваливался зубр, а вслед за ним пещерный лев, могло пройти несколько тысяч лет.
(Читайте также: В пещере Эмине-Баир-Хосар найден зуб древнего носорога! Фото)— В этом году была уже семнадцатая экспедиция, которую, как и предыдущие, возглавлял Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича. — продолжает Игорь Викторович. — Бизон, он же тур первобытный, не первый обнаруженный здесь. На него наткнулись ещё в предыдущих экспедициях, но только во время этой догадки подтвердились. Найдены фрагменты черепа. Палеонтологи рассчитывают обнаружить остатки содержимого желудка бизона, что позволит уточнить, каким был растительный мир в Крыму 50 тысяч лет назад. Важно, что кости в великолепном состоянии, кажется, будто их обглодали недавно. Сохранность поражает. Нигде в Европе нет похожих в раскопанных скоплениях костей животных. Нашим палеонтологам завидуют все. Частенько к экспедициям присоединяются то румыны, то поляки, то австрияки. Но все находки остаются у нас, никуда не вывозятся, что-то попадает в наш музей спелеологии.
Останки доисторического бизона
Целых скелетов не находят: рядом с косточкой буйвола может лежать косточка зайчика. И догадаться, где чья, можно только через несколько лет, собрав «доисторический пазл».
(Читайте также: В древней горной столице Крыма археологи нашли скелет дельфина)— Семнадцатая экспедиция — это только начало раскопок, — уверяет Тимохин. — Ведь палеонтологи не экскаваторами и лопатами работают, а специальными кисточками. Вот если бы мы, спелеологи, копали, всё бы за одну экспедицию выкопали, но для науки ничего бы не осталось (смеётся). Условия для работы исследователей создаёт центр спелеотуризма «Оникс-тур». Он и воду для промывки костей и грунта предоставляет, и Интернет для онлайн-споров и международных советов учёных обеспечивает. Последние, кстати, едины во мнении, что мамонт, когда-то найденный в пещере Эмине-Баир-Хосар, — первый и единственный обнаруженный не в вечной мерзлоте, потому что нигде больше мамонты не додумались упасть в пещеру и так хорошо сохраниться.
— Мамонтёнок провалился в пещеру через провальный колодец сорок тысяч лет назад, — подхватывает проводник по пещере Анжела Мицук. — Раскапывали его на глубине почти 60 метров среди камней, в глине. Начали откапывать в середине девяностых, и только в
Мамонтёнок Коля
А вот сайга, найденная в Эмине-Баир-Хосар, безымянная, потому что сложена не только из своих, но и из чужих косточек себе подобных особей. Рядом с ней — другие представители ледникового периода: бизон европейский, который как вид был уничтожен человеком, и предок благородного оленя. Кстати, он был куда крупнее современного.
Учёные отмечают, что в доисторические времена, когда полуостров был материковой частью, животные, контактируя друг с другом, становились крупнее в размерах, а когда Крым превращался в остров, то и взрослые особи были маленького размера: меньше становился ареал, оскудевала кормовая база.
— Потому сказки о том, что когда-то землю населяли люди-великаны ростом в три метра, вполне могут быть реальностью, — говорит Игорь Викторович. — Если уж животные могли меняться в размерах в зависимости от корма и связей из поколения в поколение, то и люди тоже менялись. Почему бы и нет? И мы ждём свидетельств о том, что вместе с бизоном или мамонтом в колодец упал и тот, кто на него охотился.
Ну а пока лучше всех о том, каким было плато Чатырдага пятьдесят тысяч лет назад, знают грифы. Они — очевидцы. Хорошо бы их расспросить. Вот и сегодня, когда учёные раскладывают на поверхности кости, дабы изучить-сопоставить, грифы кружат и, кажется, вспоминают те доисторические времена, откуда тоже родом.
На заметку
Эмине-Баир-Хосар — естественное кладбище животных, которые проваливались в вертикальный колодец, соединяющий пещеру с поверхностью горного плато.
Ну и ну!
Первобытные бизоны появилисьИрина Ковалева, «Крымская Правда»