История железнодорожных вокзалов Севастополя и Симферополя
Среди сооружений, разрушенных в Крыму во время Великой Отечественной войны, были и здания севастопольского и симферопольского железнодорожных вокзалов. Новый вокзал в Севастополе был построен в декабре 1950-го — он отпраздновал свой юбилей в прошлом году. А новое здание симферопольского вокзала было завершено в декабре 1951-го, так что ему исполняется 60 как раз в нынешнем месяце.
Первый железнодорожный вокзал в Севастополе появился в конце XIX века. На том месте, где он находится, в устье Южной бухты, когда-то были кишащие малярийными комарами болота и соляные озера, в которых добывали соль. В 1830–1840-х годах на Корабельной стороне Севастополя строились новые адмиралтейские верфи, при этом было срыто несколько миллионов кубометров земли и дробленого камня. Их нужно было куда-то вывозить. И этому грунту нашли удачное применение: засыпали вышеупомянутые болота и озера. На этом низинном месте (оно получило название Пересыпь) в 1875-м и возвели вокзал. В том же году сюда по только что открытой Лозово-Севастопольской железной дороге пришел первый товарный состав, а еще через несколько дней открылось движение пассажирских поездов.
Старое здание севастопольского вокзала было построено таким образом, что прямо к его центральному входу могли подниматься экипажи знатных горожан — для этого был сделан специальный пандус (его можно увидеть на старых открытках). В начале XX века, когда завершилось строительство трамвайной ветки между Портовой улицей и вокзалом, трамваи стали подходить прямо к ступенькам центрального входа, сюда же подкатывали извозчики, стремясь перехватить состоятельных клиентов.
Первый удар по старому зданию севастопольского вокзала нанесло крымское землетрясение 1927 года. Второй — Великая Отечественная война.
На этот раз повреждения были столь существенными, что вокзал решили фактически построить заново, но на том же месте, с использованием старых фундаментов. Проект был выполнен архитектором Богоявленским. В декабре 1950-го состоялось торжественное открытие нового здания. На площади перед ним установили памятник Сталину. Правда, по известным причинам простоял там Иосиф Виссарионович недолго, а вот сам вокзал исправно работает до сих пор.
Любопытно, что симферопольский вокзал, появившийся чуть раньше севастопольского (в 1874-м), тоже был построен на прежде заболоченной местности. Старое здание симферопольского вокзала дожило почти до конца войны, в апреле 1944-го оно было взорвано отступавшими фашистскими войсками, уцелели только несколько стен и дымовая труба.
Железнодорожный вокзал в Симферополе. 50-е годы
Новое здание симферопольского вокзала, открытое в декабре 1951-го, строилось по проекту одного из самых известных и талантливых архитекторов советской эпохи — Алексея Душкина. Строительство велось из белого инкерманского камня силами железнодорожных строительных организаций, на первых порах в качестве рабочей силы использовались и немецкие военнопленные. Над внутренним двориком главного здания вокзала (тот, что с фонтанчиком) должны были соорудить прозрачную кровлю, но замысел архитектора не был реализован. Зато 42-метровая башня была выполнена так, как и задумывалось. И странные знаки на циферблате ее часов до сих пор будоражат пытливые умы: в круг зодиакальных созвездий почему-то вторглись «посторонние» — места Девы, Весов и Тельца занимают Змееносец, Гончие Псы и Лебедь. Кроме того, нарушена последовательность знаков. Интересно, что точно такие же часы украшают башню сочинского железнодорожного вокзала, да и весь он выглядит как немного усовершенствованная копия симферопольского.
Железнодорожный вокзал в Сочи. 1978 год
Причина такого сходства проста — Душкин был архитектором обоих вокзалов. Увы, именно эти проекты, сегодня признанные архитектурными шедеврами, при жизни Душкина были вменены ему в вину. В ноябре 1955-го главный архитектор Мосгипротранса товарищ Душкин был освобожден от своей должности «за допущенные... излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство проектными организациями». При этом в соответствующем постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывалось:
Первый железнодорожный вокзал в Севастополе
Первый железнодорожный вокзал в Севастополе появился в конце XIX века. На том месте, где он находится, в устье Южной бухты, когда-то были кишащие малярийными комарами болота и соляные озера, в которых добывали соль. В 1830–1840-х годах на Корабельной стороне Севастополя строились новые адмиралтейские верфи, при этом было срыто несколько миллионов кубометров земли и дробленого камня. Их нужно было куда-то вывозить. И этому грунту нашли удачное применение: засыпали вышеупомянутые болота и озера. На этом низинном месте (оно получило название Пересыпь) в 1875-м и возвели вокзал. В том же году сюда по только что открытой Лозово-Севастопольской железной дороге пришел первый товарный состав, а еще через несколько дней открылось движение пассажирских поездов.
Старое здание севастопольского вокзала было построено таким образом, что прямо к его центральному входу могли подниматься экипажи знатных горожан — для этого был сделан специальный пандус (его можно увидеть на старых открытках). В начале XX века, когда завершилось строительство трамвайной ветки между Портовой улицей и вокзалом, трамваи стали подходить прямо к ступенькам центрального входа, сюда же подкатывали извозчики, стремясь перехватить состоятельных клиентов.
Первый удар по старому зданию севастопольского вокзала нанесло крымское землетрясение 1927 года. Второй — Великая Отечественная война.
На этот раз повреждения были столь существенными, что вокзал решили фактически построить заново, но на том же месте, с использованием старых фундаментов. Проект был выполнен архитектором Богоявленским. В декабре 1950-го состоялось торжественное открытие нового здания. На площади перед ним установили памятник Сталину. Правда, по известным причинам простоял там Иосиф Виссарионович недолго, а вот сам вокзал исправно работает до сих пор.
Первый железнодорожный вокзал в Симферополе
Любопытно, что симферопольский вокзал, появившийся чуть раньше севастопольского (в 1874-м), тоже был построен на прежде заболоченной местности. Старое здание симферопольского вокзала дожило почти до конца войны, в апреле 1944-го оно было взорвано отступавшими фашистскими войсками, уцелели только несколько стен и дымовая труба.
Железнодорожный вокзал в Симферополе. 50-е годы
Новое здание симферопольского вокзала, открытое в декабре 1951-го, строилось по проекту одного из самых известных и талантливых архитекторов советской эпохи — Алексея Душкина. Строительство велось из белого инкерманского камня силами железнодорожных строительных организаций, на первых порах в качестве рабочей силы использовались и немецкие военнопленные. Над внутренним двориком главного здания вокзала (тот, что с фонтанчиком) должны были соорудить прозрачную кровлю, но замысел архитектора не был реализован. Зато 42-метровая башня была выполнена так, как и задумывалось. И странные знаки на циферблате ее часов до сих пор будоражат пытливые умы: в круг зодиакальных созвездий почему-то вторглись «посторонние» — места Девы, Весов и Тельца занимают Змееносец, Гончие Псы и Лебедь. Кроме того, нарушена последовательность знаков. Интересно, что точно такие же часы украшают башню сочинского железнодорожного вокзала, да и весь он выглядит как немного усовершенствованная копия симферопольского.
Железнодорожный вокзал в Сочи. 1978 год
Причина такого сходства проста — Душкин был архитектором обоих вокзалов. Увы, именно эти проекты, сегодня признанные архитектурными шедеврами, при жизни Душкина были вменены ему в вину. В ноябре 1955-го главный архитектор Мосгипротранса товарищ Душкин был освобожден от своей должности «за допущенные... излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство проектными организациями». При этом в соответствующем постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывалось:
Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в Днепропетровске, Симферополе и Сочи объем зданий завышен по сравнению с действующими нормами на180–190 проц., а стоимость строительства увеличена в два-три раза...
Татьяна Шевченко, «События»
Читайте также: