История строительства железной дороги в Крыму

Курортный сезон в Крыму — это не только переполненные пляжи, но и переполненные пассажирские поезда, исправно доставляющие народ на вокзалы полуострова. Железная дорога добралась до Крыма в конце XIX века — и навсегда изменила здешнюю жизнь.

Железнодорожный вокзал в Симферополе

Первая железная дорога, появившаяся в Крыму, не имела никакого отношения к пассажирским перевозкам: она предназначалась для военных нужд. Во время Крымской войны Балаклава почти на два года превратилась в базу британской армии. В это время англичане не только открыли здесь магазины и гостиницы, создали набережную, но и построили железную дорогу, ведущую из Балаклавы в Севастополь, к Сапун-горе. К работе подошли основательно: из Великобритании доставили 1,8 тысячи тонн рельсов, 6 тысяч шпал, 300 тонн досок и еще около 2 тысяч тонн различного груза, включая подъемные краны и машины для забивания свай. В Англии была нанята также команда специалистов-железнодорожников по укладке и обслуживанию путей. Строительство началось в феврале 1855-го, и к концу марта главная линия железной дороги протяженностью около 11 км уже была готова. Позднее было построено еще несколько ответвлений, общая протяженность дороги составила около 23 км.

Выгрузка шпал и рельсов для железной дороги в Балаклаве. 1855 год
Выгрузка шпал и рельсов для железной дороги в Балаклаве. 1855 год

С помощью железной дороги стали доставлять орудия, боеприпасы и провизию к позициям англичан под Севастополем (в Балаклаву весь этот груз прибывал морским путем). На ровном участке пути вагоны тянули паровозы, на крутых склонах за дело брались лошади-тяжеловозы и мулы. И железные, и живые кони тоже были доставлены в Крым из Великобритании, мулов привезли из Турции. В декабре 1855 года на железной дороге работали 4 паровоза, 215 лошадей и 17 мулов. Для перевозки грузов использовалось 190 вагонов. Расписание движения поездов строго контролировалось диспетчерской службой. Поезд отходил из Балаклавы каждый час с 7 утра до 7 вечера. Впервые в истории на Балаклавской железной дороге был сформирован санитарный поезд — состав, специально оборудованный для перевозки и лечения раненых.

Паровоз такого типа работал на железной дороге в Балаклаве
Паровоз такого типа работал на железной дороге в Балаклаве

Железная дорога в Балаклаве проработала до самого конца войны, после чего англичане (хотя, по некоторым данным, русские) разобрали ее и продали Турции.

После Крымской войны начали появляться различные проекты строительства железной дороги, способной связать полуостров с Большой землей. Однако реализовать задуманное удалось лишь в 1875-м, когда московским купцом и промышленником Петром Губониным был построен участок от станции Лозовой (современная Харьковская область) до Севастополя. Дорогу длиной в 665 км построили за 4 года. При этом крымский участок из-за особенностей рельефа был очень сложным. Самым трудным оказался отрезок от Севастополя до Мекензиевых гор — здесь строителям пришлось пробить шесть тоннелей, общая протяженность которых составляет 2 км.

По первоначальному замыслу железная дорога должна была пройти в нескольких десятках километров от Симферополя. Но городские власти, не желая упускать такую выгодную возможность, бесплатно предоставили землю для строительства. В итоге железная дорога несколько изменила намеченный маршрут и прошла по западной болотистой окраине Симферополя. Участок Мелитополь — Симферополь официально сдали в эксплуатацию 14 октября 1874 года. В этот же день пришел и первый пассажирский поезд, хотя первый товарный прибыл еще 1 июня того же года. Участок Симферополь — Севастополь был сдан в 1875 г.

Железнодорожный вокзал в Симферополе
Железнодорожный вокзал в Симферополе

Железнодорожный вокзал в Севастополе
Железнодорожный вокзал в Севастополе

Поначалу в Симферополь приходило всего 6 поездов в сутки — 2 пассажирских и 4 товарных. Составы были невелики: паровозы тех времен могли тянуть не более семи вагонов и при этом развивать скорость до 25 км/ч. Пассажиров поначалу тоже было немного. Как указывал Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «пассажирское движение большую часть года невелико, оно оживляется лишь во время полевых работ, особенно уборки хлеба и сена, так как малонаселенная Таврическая губерния нуждается в большом количестве пришлых рабочих, затем летом и осенью в Крым едет много туристов и больных на морские купанья и на Южный берег Крыма».

Еще в 20-х годах XIX века англичане предложили Александру I соединить железнодорожной трассой Феодосию и Москву. Согласись тогда император — и первая пассажирская железная дорога в России была бы проложена в Крым. Реальный шанс получить железную дорогу вновь появился у Феодосии после Крымской войны. В 1857 году Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из ветвей должна была прийти в Феодосию. Правда, уже в 1860 г. работы были прекращены из-за финансовых проблем, однако три года железнодорожного строительства лишили Феодосию ее нелестного статуса провинциального захолустья. Сюда потянулись люди и деньги, появились новые фирмы и конторы. В 1860-х город пережил настоящий строительный бум — стоимость земельных участков возросла в несколько раз.

Железная дорога пришла в Феодосию только в августе 1892-го. Линию протянули от станции Джанкой, кое-где используя железнодорожные сооружения 1857–1860 годов. Дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря. В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, возвели портовые сооружения. При возведении насыпей был уничтожен участок песчаного пляжа. Вблизи дачи книгоиздателя А. С. Суворина железная дорога разрезала возвышенность. Для удобного проезда к дачам и морю в этом месте был поставлен трехарочный каменный мост с ажурной оградой. Первое время поезда ходили лишь до железнодорожной станции Большой вокзал (ныне ст. Айвазовская), что в пригороде Феодосии. С устройством портовой линии появилась станция Феодосия-Порт, со временем ставшая главным городским вокзалом.

Железнодорожный мост в Феодосиии
Железнодорожный мост в Феодосиии

Татьяна Шевченко, «События»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки