Куда ведут загадочные галереи Чуфут-Кале?

В тени пирамид

В 2000 году на бедные головы крымчан и гостей полуострова обрушилась очередная сенсация, перед которой померкли леденящие душу рассказы о карадагском змее и лежащем на дне моря "Черном принце" с трюмами, набитыми золотом. Одна из солидных газет сообщила, что в Крыму найдены... пирамиды. Увидеть их оказалось, правда, не так-то просто: во-первых, они находятся по утверждению их открывателей, под землей, а во-вторых, доступны лишь людям со специфическим состоянием психики. Поскольку последних обнаружилось не так уж много, до сих пор попытки описать или хотя бы проникнуть в них не увенчались успехом.

Тем не менее ажиотаж, вызываемый подобного рода сообщениями, был настолько велик, что большинство СМИ и публика пропустили действительно сенсационную находку, сделанную примерно в то же время, - грандиозное рукотворное подземное сооружение под широко известным "пещерным городом" Чуфут-Кале. Дутая сенсация, однако, настолько овладела умами наших соотечественников, что фотографии археологической находки были использованы в качестве иллюстраций, якобы доказывающих существование пресловутых пирамид. Между тем, если уж говорить о будоражащих воображение тайнах, подземная галерея Чуфут-Кале - вещь куда более загадочная и увлекательная, чем плод воспаленного воображения нескольких журналистов и их легковерных читателей.

Легенда обретает подтверждение

Чуфут-Кале. Вход в подземелье
О существовании "колодцев" близ Южных ворот Чуфут-Кале, собственно говоря, было известно давно (конечно, лишь узкому кругу специалистов). О них как об источниках воды для караимского населения этой крепости писал в XVII веке турецкий путешественник Эвлия Челеби. Позже караимские ученые С. Шапшал и М. Фиркович передавали краткие легендарные сведения о Тик-кую и Сокур-кую ("Вертикальном" и "Слепом", или "Тайном", колодцах, существовавших близ Кале), засыпанных со временем землей. Идея поискать реальное основание легенды возникла у двух ученых-геологов - Ю.А. Полканова (он является к тому же председателем караимского общества и известным исследователем караимской истории и этнографии) и Ю.И. Шутова, которые обратились за содействием к тем, чьей профессией как раз и является открытие и исследование подземных полостей, - представителям центра спелеотуризма "Оникс-Тур". Его директору А.Ф. Козлову не нужно было долго объяснять, что может скрываться под вздутием почвы у Чуфут-Кале. Считается (и небезосновательно), что у этого человека, заботами которого открыт и оборудован для посещения грандиозный комплекс "Мраморные пещеры" на Чатырдаге, просто чутье на подземные полости.

В результате разведок 1988 года было обнаружено забитое камнем устье большого колодца. Началась его расчистка. Тяжелые глыбы породы вынимались сначала вручную, а затем с помощью механизмов в течение трех лет. За это время извлекли несколько тонн камней, но конца работе не было видно - полость колодца лишь расширялась в диаметре по мере продвижения вниз, - как вдруг...

На 25-метровой глубине спелеологи обнаружили также заваленный камнями боковой ход, перпендикулярный колодцу. Первые же метры, пройденные по нему, показали, что в загадках недостатка не будет. Соединение хода и колодца образовывает обширное помещение, на стенах которого, кроме следа от некогда стоявшей здесь воды, обнаружились надписи на арамейском и латыни, с потолка свисали небольшие сталактиты, а сам ход широкими пологими ступенями поднимался к поверхности. С помощью специального прибора было установлено, что верхний конец галереи выходит на поверхность в нескольких десятков метров от вертикального колодца. Это место было вскоре обнаружено, и к расчистке галереи приступили с другого конца. Здесь на поверхности были открыты фрагменты кладки из тесаных камней, напоминающие основание башни, процарапанные на стенах рисунки людей, корабля, четырехконечных крестов, надписи... Метр за метром разгребая завалы, спелеологи чуть было кубарем не скатились по уже расчищенному нижнему участку галереи, когда рухнула последняя перемычка каменного завала. Теперь перед исследователями предстала во всей красе 108-метровая галерея высотой более человеческого роста и шириной до 2.5 метров - грандиозная каменная лестница, одним концом выводящая на поверхность, а другим упирающаяся в ствол вертикального колодца.

Но на этом открытия не закончились... Место, где сошлись вертикальный ствол и галерея, не было дном колодца. Наоборот, на глубине 27 метров колодец расширился и показался винтообразный каменный спуск, который привел спелеологов к обширному резервуару, находящемуся на глубине 40 метров от поверхности. Поиск других боковых ответвлений ни к чему не привел, но и то, что было открыто, способно поразить воображение: вертикальный колодец, галерея со ступенями, змеевидный пандус. На стенах - что-то напоминающее схему колодца, маркшейдерская разметка и т.д.

Кто, когда и, главное, зачем построил это загадочное сооружение? Увы, на эти вопросы пока никто не ответил.

Схема подземного гидротехнического сооружения

С киркой за водой?

Очень соблазнительно было видеть в сооружении подземный ход из крепости. При этом вспомнились легенды об исчезающем войске и о князе с отрядом воинов, который обладал способностью появляться одновременно и на стенах крепости, и в тылу врага. К сожалению, подземный ход должен иметь не только выход, но и вход. Сооружение в Чуфут-Кале тоже имеет два "входа", но очевидно, что вертикальный колодец не мог служить для спуска или подъема людей, во-первых, потому, что он слишком глубок и абсолютно отвесен, а во-вторых, потому, что он расположен совсем рядом со входом в галерею. Зачем, чтобы выйти скрытно на поверхность, нужно было так глубоко спускаться под землю? Без ответа на эти вопросы версия о "подземном ходе" выглядит как гипотеза. Единственное назначение, которое может быть признано за этим сооружением бесспорно, - это добыча воды. Вода для любой крепости - не менее важный стратегический ресурс, чем стены и мужество защитников. Строители средневековых крепостей шли на преодоление больших трудностей, чтобы обеспечить гарнизон и жителей водой. Одним из шедевров военно-гидротехнического строительства до сих пор является осадный колодец Эски-Кермена.

"Прорубленный" в толще скалы, многометровый колодец был вырублен на Мангупе. Маловероятно, чтобы такая крупная крепость как Кырк-Ор (Чуфут-Кале), могла обойтись без аналогичного сооружения. До сих пор несмотря на все попытки оно не было найдено. И вот, кажется осадный колодец перед нами... 108-метровая галерея ведет к резервуару, устроенному на естественном разломе в скальном монолите, по которому некогда в соседнюю с плато балку стекала вода. Галерея перехватывала этот подземный водоток - на стенах верхнего резервуара отпечатался уровень стоявшей здесь когда-то воды. Резервуаром также заканчивается продолжающий галерею змеевидный спуск; он еще глубже и обширнее первого, и здесь также раньше была вода.

Но если галерея - это осадный колодец, то почему он находится фактически вне территории крепости, на склоне за южной стеной, в опасной близости от возможного неприятеля?

Более пристальный взгляд, однако, дает понять, что не все так просто. Чуть ниже входа в наклонную галерею угадывается развал мощной стены.

С юга, со стороны балки, вход в колодец был защищен куртиной, возможно, здесь была и башня. Это значит, что город в то время, когда его жители пользовались наклонной галереей, состоял как бы из двух крепостей: нижней (где и находился вход в колодец) и верхней, сообщением между которыми служила южная калитка, или так называемые малые ворота - те самые, через которые сегодня на городище поднимаются туристы. Но как же тогда объяснить функцию вертикального колодца, ведь он пробивает "крышу" наклонной галереи как раз над самой водой? Горловина вертикального колодца находится с внешней стороны от предполагаемой куртины. Это может означать только одно: вертикальный колодец был пробит тогда, когда наклонной галереей уже не пользовались, то есть когда она потеряла стратегический смысл. Не исключено, что для подъема воды был установлен простейший механизм, подобный тому, который до сих пор используется в глубоких среднеазиатских колодцах и приводится в движение ослом или лошадью, - так поднимать воду для нужд города было легче, чем спускаться каждый раз по темной наклонной галерее.

Вообще причудливость сооружения в Чуфут-Кале объясняется тем, что оно пережило три строительных этапа: на первом была пробита наклонная галерея до первого резервуара, которым, судя по всему, пользовались достаточно долго. Затем, скорее всего, вода ушла значительно ниже, и для того, чтобы добраться до нее, был устроен змеевидный пандус с еще большим резервуаром на его дне, и, наконец, на последнем этапе был пробит вертикальный колодец и одновременно засыпана за ненадобностью наклонная галерея. Когда же воды в колодце вовсе не стало, он был засыпан целиком, и произошло это в не столь отдаленные от нас времена - в начале прошлого или в конце позапрошлого века. Но вот когда и кто преодолел такие сложности, чтобы обеспечить крепость и своих соплеменников водой? Ответить на эти вопросы намного сложнее.

Инопланетяне отдыхают

Такое сложное гидротехническое сооружение, каковым является галерея Чуфут-Кале, могло одолеть, конечно, лишь высокоорганизованное общество с развитой инженерной мыслью и строительной техникой.

Мы оставляем в стороне версии о деятельности инопланетян, представителей некой не известной нам "доисторической" цивилизации, равно как и сравнительно немногочисленной караимской общины Чуфут-Кале. На самом деле в списке возможных строителей не так-то много реальных кандидатов... Возникновение крепости на плато Чуфут-Кале историки и археологи относят к VI веку нашей эры. Это было бурное, переломное время не только в истории Крыма, но и всего Причерноморья. В течение нескольких веков эти земли испытывали невероятно сильный натиск пришельцев - готов, алан, гуннов, которые обрушились на Таврику как на оплот некогда могущественной Римской империи. Наследница Рима - Византийская империя унаследовала северопричерноморские территории, долго и напряженно боролась с этим натиском, используя как военную силу, так и авторитет своей культуры и цивилизации. Лишь к VI веку, с восшествием на константинопольский трон императора Юстиниана I, ситуация изменилась в пользу Византии. Варвары, господствовавшие на всей территории Таврики (за исключением немногих византийских городов - прежде всего Херсонеса), становятся федератами - союзниками империи. Как писал византийский историк Прокопий, для их защиты от новых пришельцев администрация Юстиниана строит укрепления - так называемые длинные стены - для обороны горных проходов и крепости на Южном берегу. Современные археологи именно к этому времени относят возникновение первых укреплений в "пещерных городах" Крыма. Тогда же строятся обширные и величественные христианские храмы в Горном Крыму. Памятником этого времени на Чуфут-Кале традиционно считалась средняя каменная стена, выполненная по всем правилам византийской фортификации. Но вероятнее всего, она - лишь сохранившаяся часть целой оборонительной системы, преграждавшей путь кочевникам в горную Таврику и на Южный берег. Вполне вероятно, что и галерея Чуфут-Кале - точно такой же сохранившийся фрагмент этой системы. Галерея, судя по всему, действовала долго и даже подвергалась усовершенствованиям (змеевидный спуск, например). Крепость переходила из рук в руки, но "тайным" колодцем продолжали пользоваться. Нужда в нем отпала, вероятно, лишь тогда, когда крепость перестала быть пограничным форпостом и превратилась во внутренний населенный пункт. За всю историю Таврики это произошло впервые лишь во время Золотой Орды и османского владычества. По-видимому, тогда более удобным оказалось брать воду через новый вертикальный колодец, а старый был закрыт или завален. Все это, понятно, лишь гипотезы. Говорить об их серьезности можно будет лишь после основательных археологических раскопок, расшифровки найденных на стенах галереи изображений, а также после сравнительных исследований сооружения в Чуфут-Кале с аналогичными, прежде всего - с осадным колодцем Эски-Кермена.

Не исключено, что они оба - дело рук одного и того же "византийского ПМК", специализировавшегося на создании рукотворных памятников Воде, ее поистине мистической роли в жизни человека. Пока же работы продолжаются, а мы ожидаем новых сенсаций...

Открытия продолжаются...

Если бы эта статья не была набрана на компьютере, продолжение ее звучало бы так: "Не успели еще высохнуть чернила, как наши ожидания стали оправдываться самым неожиданным образом". В феврале 2002 года работа поискового отряда принесла еще одну настоящую сенсацию...

Не найдя других подземных выходов, исследователи начали расчищать скальную вырубку, которая вела от входа в галерею в направлении Малых ворот - своеобразный коридор, идущий к подземелью. Он очень похож на галерею, но был перекрыт не естественным каменным сводом, а, по-видимому, деревянной крышей, сгоревшие остатки которой были в заполнявшей полость породе. Двигаясь в восточном направлении, археологи наткнулись на клад, спрятанный в глиняном горшке. Из-под корней выросшего на этом месте кустарника к ногам рабочих струйками посыпались серебрянные и золотые монеты. Всего их оказалось более четырех тысяч - в большинстве мелкого серебра генуэзско-крымской чеканки, выполненного на рубеже XIV-XV веков. Блестящим же дополнением к ним было три десятка золотых венецианских дукатов... Кто и при каких обстоятельствах оставил это солидное состояние в заброшенном ходе, мы не знаем и, скорее всего, не узнаем никогда. Но на историю Чуфут-Кале и его загадочных подземных сооружений эта находка, возможно, и прольет некоторый свет. Дело в том, что клад был спрятан именно в то время, когда первый достоверно известный хан Крымской Орды Хаджи-Гирей в отчаянной борьбе с родственниками закладывал основы будущего могущества своей династии. Изгнанный из столицы тогдашнего крымского Юрта - Солхата, он нашел пристанище в Кырк-Оре, близ которого чуть позже и основал свою новую столицу Бахчисарай. Долгое время, кстати, именно в Кырк-Оре, который назывался также Чуфут-Кале и где жила община караимов, размещалась ханская казна, отчего город получил еще одно наименование - Гевхер-Кермен, или Крепость драгоценностей.

Интересно, что почти все монеты найденного клада отчеканены именно в Солхате - Старом Крыму, а венецианские дукаты, скорее всего, попали к их неведомому владельцу из генуэзской Каффы. Значит, не один опальный хан переселялся в это бурное время в построенную еще византийцами крепость, но и другие искали в ее стенах безопастности и покоя. Возможно, надежду на это давали не только крепостные стены, но и функционировавший тайный колодец...

Теперь можно не сомневаться в том, что он подарит нам еще не одно удивительное открытие.

Журнал Крым №2(3)/06 2002

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

День рождения Леонида Кучмы в Крыму обошелся в $4 миллиона

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Константин Паустовский в Крыму