Где и как зарабатывают иностранцы в Крыму
В каждой стране живут и работают иностранцы, или «экспаты», как их часто называют местные жители. Они покидают родину по разным причинам — большинство из-за дефицита денег, некоторые отправляются за образованием, но есть и такие, кто едет в другую страну по зову сердца или из-за жажды приключений. Мы попытались узнать, как живется и работается иностранцам на полуострове.
По данным исследования киевского издания Kyiv Post, на сегодняшний день в Украине постоянно проживают и работают около 100 000 иностранцев, включая студентов. Еще около 50 000 пребывают на территории Украины временно, а5–10 тысяч находятся в стране нелегально. В общей сложности официальное число живущих иностранцев не достигает и процента от общей численности населения, однако внедряются они в нашу жизнь все активнее. Приезжая в Украину, иностранцы, как правило, преследуют две цели: получить образование и заработать деньги.
Как показывает опыт многих лет, большинство мигрантов рано или поздно начинают тосковать по родине: одни не могут найти себя в Украине, другим непонятны здешние законы и ментальность украинцев. И они возвращаются домой. Те же, кто смог преодолеть трудности, как правило, находят себя в развлекательной, финансовой сфере, сельском хозяйстве, сфере услуг. Встречаются среди украинских иностранцев также владельцы ресторанного и даже медиа-бизнеса.
Мустафа Шахин
Сотрудник лизинговой компании, гражданин Турции, живет в Украине 12 лет.
Я приехал в вашу страну18-летним парнем в 1998 году, чтобы изучить русский язык. Когда я учился в колледже, подрабатывал гидом в туристической компании. Специалистов, которые знали английский, немецкий и французский, было очень много, а вот гидов, владеющих русским, — единицы. В какой-то момент я понял, что знание русского языка позволит мне стать очень востребованным специалистом в моей стране и откроет много возможностей. Я отправился в Симферополь поступать в вуз. Восемь месяцев изучал язык на подготовительных курсах, а потом стал студентом филологического факультета ТНУ. Хочу сказать, что поначалу ужасов я натерпелся здесь немало. В 1998 году информации о вашей стране было минимум, поэтому я даже представить себе не мог, что дороги могут быть такими разбитыми, что к самолету нужно идти по аэродрому пешком. Но самый большой шок — отсутствие супермаркетов и небольших ресторанчиков, в которых можно было бы элементарно перекусить. В те годы я даже представить себе не мог, что потом полюблю эту страну настолько, что не смогу жить на родине.
По окончании вуза я получил очень хорошее предложение из Москвы. Отработал там год и уехал покорять Турцию. И именно там я понял, что не могу жить нигде, кроме Украины, чужая страна мне вдруг стала родной. В результате в 2005 году я вернулся и уже остался здесь навсегда. Сегодня я женат на украинке, у меня растет дочь. Кстати, я поймал себя на том, что даже имя ребенку выбирал так, чтобы оно было похоже и на турецкое, и на украинское. Я работаю в лизинговой компании, отношения с коллегами и клиентами прекрасные, правда, оплата труда в разы меньше, чем в Турции. Зато в вашей стране легче трудиться, у нас более жесткий режим работы. А в последнее время я стал замечать, что мой характер становится похожим на украинский, я становлюсь более степенным. В Турции, если есть какая-то задача, она очень быстро должна быть решена. В Украине так не работают. Зная подвохи в здешнем законодательстве, спешить ни в коем случае нельзя. Кстати, к вашим законам я никогда не привыкну. Делать все нужно аккуратно, перепроверяя десять раз.
Шаллал Халаф Камел
Врач-педиатр3-й городской детской клинической больницы (г. Симферополь), гражданин Сирии, в Украине 17 лет.
Когда 17 лет назад у меня появилась возможность выучиться на врача, я решил ее не упускать. Уехать на учебу в Европу было невозможно, поскольку в те годы иностранцев принимали только учебные заведения Советского Союза. Поэтому поехал в Крым. Конечно, шок был, как культурный, так и зрительный — это был развал вашей большой страны, дефицит, безработица, но очень красивые женщины. Мы к такой красоте не привыкли. Получив образование, я на три года уехал работать в Дубаи. А потом снова вернулся в Крым. Сюда меня безумно тянуло, тем более что у меня на тот момент здесь уже была семья.
В Крыму мне прекрасно работается, отношения с руководством больницы отличные, меня здесь любят и берегут. Может, потому, что я один мужчина на всю больницу (смеется). Не бывает проблем и с моими маленькими пациентами, я очень их люблю, и они это чувствуют. А вот с их мамами иногда случаются курьезы. Вопрос о болезни малыша иной раз приходится повторять по два-три раза, чтобы мамочка меня поняла.
Я ко всему привык. Даже борщ, когда-то ненавистный, с удовольствием ем и водку салом закусываю. За эти годы Украина стала мне домом, хотя я для нее не стал родным. Больше года назад я подал документы на получение гражданства, но до сих пор ни ответа, ни привета. Не понимаю, чего кота за хвост тянуть, я уже 17 лет здесь живу, наверное, у меня есть причины для того, чтобы стать гражданином этой страны. Точно так же здесь решаются очень многие вопросы в судах, в рабочих отношениях. Дело в том, что я вынужден подрабатывать, оплата труда ничтожно мала. Если в Дубаях я получал $1500, то в Крыму за этот же труд мне платят $150.
Хенрик Арнауд Де Вилт
Официальный представитель фирмы «Ландастри», занимающейся локальными очистными сооружениями, гражданин Голландии, в Украине 6 месяцев.
Крым — это потрясающее место, это дивной красоты край. Я уже шестой месяц здесь и не устаю удивляться. Культурный шок — это да, был: мусор, серые дома, красивые женщины, но некоторые из них одеваются несколько вызывающе, я бы даже сказал, вульгарно. Но больше всего меня удивляет другое. В Украине, оказывается, не так просто работать, как мне думалось. Когда я приехал сюда, мне казалось, что я попал в настоящий рай, так как никто из украинских или иностранных компаний не может предложить вашему рынку такой уровень очистки стоков, как моя компания. Я думал, вот тут мы развернемся. Но натолкнулся на несколько сложных моментов. Ваши специалисты совершенно не знают языков, английским владеют единицы. Поэтому со многими приходится изъясняться практически на пальцах. Кто-то даже вспоминает школьный курс немецкого языка. При этом крымские специалисты очень сильны во многих других областях, из ничего могут сделать конфетку. Немудрено, почему они уезжают в более благополучные страны.
Кроме того, меня удивило то, что люди много и тяжело работают, при этом получают гроши. Я в этом случае рад, что мне зарплату платит моя голландская фирма. Даже представить не могу, как бы я жил на 1500 грн.
Кроме того, ваша страна очень коррумпирована. Каждое разрешение стоит денег, причем чаще всего эти деньги идут не в казну государства, а в карман. Решение многих вопросов искусственно затягивается, чтобы потом можно было ускорить процесс за вознаграждение. И так повсеместно. Не знаю, может быть, жить здесь мне и хотелось бы, но работать очень сложно.
Нелегалов все больше
С каждым годом количество мигрантов-нелегалов в Крыму растет. Они без разбору трудятся там, куда их берут без лишних вопросов. «В этом году за нарушение миграционного законодательства был составлен 151 протокол, то есть 151 человек привлечен к ответственности, тогда как в прошлом году таких протоколов было всего 121, — сообщил „Событиям“ заместитель начальника управления борьбы с торговлей людьми ГУ МВД Украины в Крыму Евгений Стырков. — За нарушения порядка пребывания на территории Крыма в нынешнем году к ответственности привлечено 99 иностранцев, в прошлом — 47. За незаконное пребывание депортированы 12 человек, в 2009 году — 10».
Кстати, наказание понесли не только незаконно пребывающие на полуострове иностранцы, но и крымчане, которые предоставляли им работу и жилье. В этом году в отношении таких людей управление составило 12 административных протоколов.
По словам Е. Стыркова, портрет нелегалов, живущих в Крыму, многие годы остается традиционным: мужчина28-30 лет, при этом, как правило, уроженец Узбекистана (граждане именно этой страны сегодня составляют 70% от всех нелегально работающих на полуострове иностранцев), Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Турции. Основное место их работы — рынки и стройки. «Причина, по которой люди едут к нам в страну на заработки — поиск более подходящей работы и зарплаты. У себя на родине они не могут трудоустроиться, потому что не имеют необходимого образования, либо рабочих мест в их городах просто нет», — отметил Стырков. При этом заработки таких работников у нас в стране небольшие. Доход большинства из них не превышает 1000 грн. Тем не менее многие готовы работать даже за такую плату, ведь у себя на родине они не заработают и половины от этой суммы.
Ссылки по теме:
По данным исследования киевского издания Kyiv Post, на сегодняшний день в Украине постоянно проживают и работают около 100 000 иностранцев, включая студентов. Еще около 50 000 пребывают на территории Украины временно, а
Как показывает опыт многих лет, большинство мигрантов рано или поздно начинают тосковать по родине: одни не могут найти себя в Украине, другим непонятны здешние законы и ментальность украинцев. И они возвращаются домой. Те же, кто смог преодолеть трудности, как правило, находят себя в развлекательной, финансовой сфере, сельском хозяйстве, сфере услуг. Встречаются среди украинских иностранцев также владельцы ресторанного и даже медиа-бизнеса.
Мустафа Шахин
Сотрудник лизинговой компании, гражданин Турции, живет в Украине 12 лет.
Я приехал в вашу страну
По окончании вуза я получил очень хорошее предложение из Москвы. Отработал там год и уехал покорять Турцию. И именно там я понял, что не могу жить нигде, кроме Украины, чужая страна мне вдруг стала родной. В результате в 2005 году я вернулся и уже остался здесь навсегда. Сегодня я женат на украинке, у меня растет дочь. Кстати, я поймал себя на том, что даже имя ребенку выбирал так, чтобы оно было похоже и на турецкое, и на украинское. Я работаю в лизинговой компании, отношения с коллегами и клиентами прекрасные, правда, оплата труда в разы меньше, чем в Турции. Зато в вашей стране легче трудиться, у нас более жесткий режим работы. А в последнее время я стал замечать, что мой характер становится похожим на украинский, я становлюсь более степенным. В Турции, если есть какая-то задача, она очень быстро должна быть решена. В Украине так не работают. Зная подвохи в здешнем законодательстве, спешить ни в коем случае нельзя. Кстати, к вашим законам я никогда не привыкну. Делать все нужно аккуратно, перепроверяя десять раз.
Шаллал Халаф Камел
Врач-педиатр
Когда 17 лет назад у меня появилась возможность выучиться на врача, я решил ее не упускать. Уехать на учебу в Европу было невозможно, поскольку в те годы иностранцев принимали только учебные заведения Советского Союза. Поэтому поехал в Крым. Конечно, шок был, как культурный, так и зрительный — это был развал вашей большой страны, дефицит, безработица, но очень красивые женщины. Мы к такой красоте не привыкли. Получив образование, я на три года уехал работать в Дубаи. А потом снова вернулся в Крым. Сюда меня безумно тянуло, тем более что у меня на тот момент здесь уже была семья.
В Крыму мне прекрасно работается, отношения с руководством больницы отличные, меня здесь любят и берегут. Может, потому, что я один мужчина на всю больницу (смеется). Не бывает проблем и с моими маленькими пациентами, я очень их люблю, и они это чувствуют. А вот с их мамами иногда случаются курьезы. Вопрос о болезни малыша иной раз приходится повторять по два-три раза, чтобы мамочка меня поняла.
Я ко всему привык. Даже борщ, когда-то ненавистный, с удовольствием ем и водку салом закусываю. За эти годы Украина стала мне домом, хотя я для нее не стал родным. Больше года назад я подал документы на получение гражданства, но до сих пор ни ответа, ни привета. Не понимаю, чего кота за хвост тянуть, я уже 17 лет здесь живу, наверное, у меня есть причины для того, чтобы стать гражданином этой страны. Точно так же здесь решаются очень многие вопросы в судах, в рабочих отношениях. Дело в том, что я вынужден подрабатывать, оплата труда ничтожно мала. Если в Дубаях я получал $1500, то в Крыму за этот же труд мне платят $150.
Хенрик Арнауд Де Вилт
Официальный представитель фирмы «Ландастри», занимающейся локальными очистными сооружениями, гражданин Голландии, в Украине 6 месяцев.
Крым — это потрясающее место, это дивной красоты край. Я уже шестой месяц здесь и не устаю удивляться. Культурный шок — это да, был: мусор, серые дома, красивые женщины, но некоторые из них одеваются несколько вызывающе, я бы даже сказал, вульгарно. Но больше всего меня удивляет другое. В Украине, оказывается, не так просто работать, как мне думалось. Когда я приехал сюда, мне казалось, что я попал в настоящий рай, так как никто из украинских или иностранных компаний не может предложить вашему рынку такой уровень очистки стоков, как моя компания. Я думал, вот тут мы развернемся. Но натолкнулся на несколько сложных моментов. Ваши специалисты совершенно не знают языков, английским владеют единицы. Поэтому со многими приходится изъясняться практически на пальцах. Кто-то даже вспоминает школьный курс немецкого языка. При этом крымские специалисты очень сильны во многих других областях, из ничего могут сделать конфетку. Немудрено, почему они уезжают в более благополучные страны.
Кроме того, меня удивило то, что люди много и тяжело работают, при этом получают гроши. Я в этом случае рад, что мне зарплату платит моя голландская фирма. Даже представить не могу, как бы я жил на 1500 грн.
Кроме того, ваша страна очень коррумпирована. Каждое разрешение стоит денег, причем чаще всего эти деньги идут не в казну государства, а в карман. Решение многих вопросов искусственно затягивается, чтобы потом можно было ускорить процесс за вознаграждение. И так повсеместно. Не знаю, может быть, жить здесь мне и хотелось бы, но работать очень сложно.
Нелегалов все больше
С каждым годом количество мигрантов-нелегалов в Крыму растет. Они без разбору трудятся там, куда их берут без лишних вопросов. «В этом году за нарушение миграционного законодательства был составлен 151 протокол, то есть 151 человек привлечен к ответственности, тогда как в прошлом году таких протоколов было всего 121, — сообщил „Событиям“ заместитель начальника управления борьбы с торговлей людьми ГУ МВД Украины в Крыму Евгений Стырков. — За нарушения порядка пребывания на территории Крыма в нынешнем году к ответственности привлечено 99 иностранцев, в прошлом — 47. За незаконное пребывание депортированы 12 человек, в 2009 году — 10».
Кстати, наказание понесли не только незаконно пребывающие на полуострове иностранцы, но и крымчане, которые предоставляли им работу и жилье. В этом году в отношении таких людей управление составило 12 административных протоколов.
По словам Е. Стыркова, портрет нелегалов, живущих в Крыму, многие годы остается традиционным: мужчина
Лана Мирная, «События»
Комментарии
Отправить комментарий