В поисках браконьеров в Черном море

Со взлётной полосы в аэропорту «Симферополь» в небо взмывал Ан-26 с украинскими пограничниками на борту. Курс на морскую экономическую зону Украины. Мы летим искать зарубежные суда, которые повадились ловить нашу рыбу.

Самолет АН-26 над Черным морем

Самолёт, в этот раз принявший на борт ещё и журналистов, только-только вернулся из ремонта. Шутка ли, 26-й год ему пошёл. Но выглядит он прилично, летает со скоростью до 450 километров, поднимается до 7 километров. Одним словом, гроза браконьеров.

Не успели опомнится, как под крылом уже не поля и дороги, а западный берег Крыма. Жёлтые песчаные пляжи Сак и Евпатории, скальные обрывы на Тарханкуте. А впереди 3 часа над открытым морем, кишащим рыбой и теми, кто её законно и незаконно ловит.

— Ещё 5 лет назад заходы турецких шхун в наши воды были настолько массовыми, что порой мы с ними не справлялись. Тогда была создана группировка сил и средств на базе Севастопольского отряда морской охраны, в которую вошли 10 кораблей, самолёт и вертолёт). И постоянное присутствие пограничников в море пугает нарушителей. Они знают, что в любой момент их могут настичь, — рассказывает начальник Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины Игорь Рыньков.

Одно из самых ярких задержаний браконьеров произошло два года назад. Тогда стражи границ обнаружили двух нарушителей. Их турецкие экипажи оказался несговорчивыми. И если одна шхуна в конце концов всё-таки остановилась и приняла на борт смотровую группу пограничников, то другая пыталась удрать с места незаконного лова рыбы. После двухчасовой погони пограничники с корабля «Григорий Куропятников» применили оружие и потопили шхуну. К счастью, никто из её экипажа не пострадал.

В том задержании чуть ли ни главную роль сыграл как раз самолёт. С него браконьеры были замечены, его экипаж и направлял моряков к цели.

Как это делается, мы наблюдали в кабине пилота. Во время полёта здесь находится командир, его помощник, два штурмана, радист. Они и отслеживают нарушителей. Если позволяет видимость, то визуально, если нет — по приборам. Командир по карте сверяет нахождение судов, и если они не имеют права находиться там, где находятся, то отдаётся команда погранкораблям.

Сейчас в Чёрном море дежурят два «погранца». При необходимости их количество увеличивается, создаются специальные группы. Ориентироваться нашим лётчикам помогает навигационная спутниковая система GPS.

...На подлёте к острову Змеиному мы, наконец, увидели из иллюминаторов рыболовецкое судёнышко. Но оно, как оказалось, занимается промыслом законно. Курс на Змеиный был взят не случайно. Именно сюда чаще всего приходят румынские, болгарские и турецкие браконьеры. В эту пору исключительно за камбалой-калканом, лов которой запрещён с 1 ноября.

В округе острова всё было спокойно. Несколько раз облетев клочок суши в открытом море (чтобы телеоператоры успели отснять красивые синхроны), мы направились обратно. Если вам интересно знать, на Змеином сейчас причал пустует, людей не заметно, какая-то техника стоит без движения. Но служба тут идёт — на украинской погранзаставе.

Просторы над Чёрным морем мы бороздим уже почти 2 часа. Кого-то из журналистов с непривычки немного укачало.

Наша скорость — больше 300 километров в час. Средняя высота полёта — метров 250. Видны барашки волн, чайки. А нарушителей всё нет и нет. То ли дело весной. Тогда, говорят пограничники, браконьеров ловили практически при каждом вылете. Всего за 2006 год пограничный Ан-26 и его «напарник» — вертолёт поднимались в воздух на дежурство 67 раз и выявили 650 судов. За это же время морская охрана осмотрела 967 украинских и иностранных судов, из которых 275 оказались нарушителями и были привлечены к ответственности. Конфисковано 23496 метров сетей, выдворены за пределы экономической зоны Украины 3 турецкие рыбопромысловые шхуны.

Но пограничники не только карают нарушителей. Приходиться и помогать иностранцам. Например, 13 апреля корабль «Полтава» спас турецкую рыболовецкую шхуну «Кансу», которая терпела бедствие в северо-западной части Чёрного моря.

...Нам повстречалось ещё одно украинское судно, которое ловило рыбу в установленном районе, ещё несколько «транспортников». И вот уже виден крымский берег. Поднимаемся на высоту две тысячи метров, чтобы не зацепиться за какую-нибудь горную вершину. Мы над Алуштой. На склонах, когда расступаются белоснежные поля облаков, виднеется снег. А над нами — залитое солнцем безграничное небо.

А пилотам наверняка было не до созерцания. Надо посадить самолёт. Сделали они это безупречно. На земле командир Виталий Бадера даёт последний за это дежурство отчёт начальству — уже по мобильному телефону: «За 3 часа и 4 минуты полёта нарушителей в исключительной морской экономической зоне Украины не обнаружено, встретились 2 рыболовецкие шхуны и 5 транспортных кораблей».

Сергей Мальнев, «Крымская Правда»

Исключительная (морская) экономическая зона Украины — это:
— территория площадью 89 тысяч кв. км протяжённостью 6992,03 км;
— сухопутная часть — 5637,03 км;
— морская часть — 1355 км;
— по Чёрному морю — 1056,5 км;
— по Азовскому морю — 249,5 км;
— по Керченскому проливу — 49 км.
Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Крымские зимние морозы столетней давности

Село Пчелиное — самое высокогорное село в Крыму

История происхождения названия города Симферополь