Аэропорт Симферополя мог принимать космические шаттлы
На днях мы съездили за 11 км от столицы Крыма, чтобы увидеть, как аэропорт встречает гостей Крыма летом 2010. Когда вы в последний раз были в симферопольском аэропорту? Говорят, что люди делятся на тех, кто хоть раз летал по воздуху, и на тех, кто ни разу не отрывался от земли. А ведь нашему «воздушному мосту» через полгода исполняется 75 лет!
История аэропорта началась 21 января 1936 года, когда по решению Совета народных комиссаров Крымской АССР заложили летное поле на север от Симферополя. Причем место было выбрано явно не случайно: широта 45 градусов 02′ 42,26’’, долгота 33 градуса 58′ 36,93’’ — то есть практически 45 на 34 градуса.
Уже в мае состоялось открытие первой авиалинии Симферополь—Москва. До войны из Симферополя самолеты летали в основном по Украине, а авиапарк состоял из «кукурузников» (ПО-2). Симферопольские авиаторы тогда также оказывали помощь селу на этих «железных птицах». Во время войны летчики аэропорта воевали в Особом Черноморском авиаотряде гражданского воздушного флота. Он в 1944 году принимал непосредственное участие в освобождении Севастополя. После войны за боевые заслуги авиаотряд был переименован в9-ю Отдельную авиаэскадрилью гражданского воздушного флота.
В сентябре 1957 года сдали в эксплуатацию здание аэровокзала и начали использовать самолеты Ил-12, Ил-14 и вертолеты Ми-4. Летом1960-го в аэропорту «Симферополь» была создана эскадрилья Ту-104 — первых советских реактивных пассажирских самолетов. Через несколько лет здесь построили гостиницу на 352 места и стали возводить жилье для авиаторов и их семей.
В 1977 году начато строительство второй взлетно-посадочной полосы, рассчитанной на эксплуатацию всех типов самолетов без ограничения их взлетной массы, в том числе самолеты Ту-154, Ту-204, Ил-76,Ил-86, Ил-62. Полоса вступила в строй в 1982 году. Она имеет длину 3,7 км и ширину 60 м.
Под взлетно-посадочной полосой и идущей параллельно дорожкой был проложен туннель автодороги Р-25. И многие знают его, когда едут из Симферополя в Евпаторию в районе между с. Укромное и с. Родниковое. А ведь она планировалась как запасная посадочная полоса для советских «Шаттлов». 18 ноября 1988 года в Советском Союзе был успешно проведен первый и единственный беспилотный полет космического корабля многоразового пользования «Буран». Для подстраховки кроме грандиозного аэродрома «Юбилейный» на Байконуре были построены два запасных — Восточный в Приморском крае у райцентра Хороль и западный ЗАС (запасной аэродром Симферополь). Запасные полосы были построены примерно на одной параллели, чтобы максимально обеспечить легкость приведения космического челнока для захода на посадку. На Чатырдаге до сих пор сохранились остатки военного объекта, в помещениях которого сегодня спелеологическая фирма «Оникс-тур» держит приют для туристов.
С развалом Советского Союза наступили сложные времена. Однако в 1996 году аэропорт был преобразован в самостоятельное предприятие — Государственный международный аэропорт «Симферополь». По объему пассажирских перевозок столичный аэропорт занимает сегодня второе место в Украине после международного аэропорта «Борисполь» (Киев). Из столицы Крыма осуществляются регулярные и чартерные авиарейсы более чем в 70 городов Украины, СНГ и дальнего зарубежья. Стоит вспомнить, что в последнее время на рынке появляются компании, которые обещают цены на полеты сравнить с ценой поездки на поезде!
А что сейчас? Можно увидеть, что загрузка двух основных терминалов аэропорта несколько перераспределилась. Если раньше основная часть советских пассажиров проходила через основной, а зарубежный был занят редкими иностранными чартерными рейсами, то сейчас потоки примерно одинаковы. И все потому, что полеты в Москву и другие столицы СНГ — это теперь тоже «международные рейсы»! Мы видели, как толкалась и шумела большая группа московских школьников, загоревших летом 2010 г. Увеличение «международников», конечно, прибавило и работы таможенным службам, которые в советское время были почти не востребованы.
Самое старое здание в центре аэропорта используется как VIP-зал, оно не теряет специализации уже много лет, еще будучи и депутатским залом. Наверху гордо развевается крымский флаг. Флага же Украины как-то не удалось и увидеть...
Зал внутренних рейсов (по-английски их называют «домашние») тоже почти не изменился. Та же многочисленная толпа курортников, а также людей, стоящих с картонками «Комната на ночь», обменники и киоски с сувенирами. Прямо на здании размещена схема аэропорта, правда, вызывающая некоторые вопросы. Почему все названия на схеме — только на русском языке? Неужели иностранцам не интересно, к примеру, где находится гостиница или таможня — английский тут явно не помешал бы.
Мы еще помним, как от аэропорта в Алушту и Ялту ходил самый экологический транспорт — троллейбусы №№ 54 и 55. Впоследствии именно эти рейсы отменили, хотя здесь можно увидеть на схеме сообщение о том, что достаточно доехать на 9 троллейбусе до железнодорожного вокзала и оттуда — вперед, по 51 и 52 маршрутам.
«Зря вы это фотографируете, — сказали мне местные жители, — это все уже не работает!» «А вы внимательно это читали?» — поинтересовался я. «Да мы тут давно живем», — пробовали возразить они, но внимательно прочитали и убедились, что здесь все правильно, разве что цены на троллейбус не успевают за изменениями.
Здесь же стоят цветные мусоросборщики фирмы «Симэко», заполонившие Симферополь. Правда, здесь они переполнены содержимым — а ездить сюда «симэковцам», видать, далековато...
Два иностранца, по виду индусы, спрашивали меня на английском, как им добраться до вокзала. А ведь это тоже упущение работников аэровокзала — отсюда на вокзал идет только 115 маршрутка и троллейбус 2/9. Можно было об этом сделать надписи на русском и английском языках. Да и упомянуть, что к еще одному популярному месту — Центральному автовокзалу Симферополя можно добраться на маршрутном автобусе № 49.
С большим трудом удалось за многочисленными заборами разглядеть и даже сфотографировать самолет. И сказать: «Летайте самолетами Аэро...» Свита! Или Аэрофлота или Turkish Airlines!
История аэропорта началась 21 января 1936 года, когда по решению Совета народных комиссаров Крымской АССР заложили летное поле на север от Симферополя. Причем место было выбрано явно не случайно: широта 45 градусов 02′ 42,26’’, долгота 33 градуса 58′ 36,93’’ — то есть практически 45 на 34 градуса.
Уже в мае состоялось открытие первой авиалинии Симферополь—Москва. До войны из Симферополя самолеты летали в основном по Украине, а авиапарк состоял из «кукурузников» (ПО-2). Симферопольские авиаторы тогда также оказывали помощь селу на этих «железных птицах». Во время войны летчики аэропорта воевали в Особом Черноморском авиаотряде гражданского воздушного флота. Он в 1944 году принимал непосредственное участие в освобождении Севастополя. После войны за боевые заслуги авиаотряд был переименован в
В сентябре 1957 года сдали в эксплуатацию здание аэровокзала и начали использовать самолеты Ил-12, Ил-14 и вертолеты Ми-4. Летом
В 1977 году начато строительство второй взлетно-посадочной полосы, рассчитанной на эксплуатацию всех типов самолетов без ограничения их взлетной массы, в том числе самолеты Ту-154, Ту-204, Ил-76,Ил-86, Ил-62. Полоса вступила в строй в 1982 году. Она имеет длину 3,7 км и ширину 60 м.
Под взлетно-посадочной полосой и идущей параллельно дорожкой был проложен туннель автодороги Р-25. И многие знают его, когда едут из Симферополя в Евпаторию в районе между с. Укромное и с. Родниковое. А ведь она планировалась как запасная посадочная полоса для советских «Шаттлов». 18 ноября 1988 года в Советском Союзе был успешно проведен первый и единственный беспилотный полет космического корабля многоразового пользования «Буран». Для подстраховки кроме грандиозного аэродрома «Юбилейный» на Байконуре были построены два запасных — Восточный в Приморском крае у райцентра Хороль и западный ЗАС (запасной аэродром Симферополь). Запасные полосы были построены примерно на одной параллели, чтобы максимально обеспечить легкость приведения космического челнока для захода на посадку. На Чатырдаге до сих пор сохранились остатки военного объекта, в помещениях которого сегодня спелеологическая фирма «Оникс-тур» держит приют для туристов.
С развалом Советского Союза наступили сложные времена. Однако в 1996 году аэропорт был преобразован в самостоятельное предприятие — Государственный международный аэропорт «Симферополь». По объему пассажирских перевозок столичный аэропорт занимает сегодня второе место в Украине после международного аэропорта «Борисполь» (Киев). Из столицы Крыма осуществляются регулярные и чартерные авиарейсы более чем в 70 городов Украины, СНГ и дальнего зарубежья. Стоит вспомнить, что в последнее время на рынке появляются компании, которые обещают цены на полеты сравнить с ценой поездки на поезде!
А что сейчас? Можно увидеть, что загрузка двух основных терминалов аэропорта несколько перераспределилась. Если раньше основная часть советских пассажиров проходила через основной, а зарубежный был занят редкими иностранными чартерными рейсами, то сейчас потоки примерно одинаковы. И все потому, что полеты в Москву и другие столицы СНГ — это теперь тоже «международные рейсы»! Мы видели, как толкалась и шумела большая группа московских школьников, загоревших летом 2010 г. Увеличение «международников», конечно, прибавило и работы таможенным службам, которые в советское время были почти не востребованы.
Самое старое здание в центре аэропорта используется как VIP-зал, оно не теряет специализации уже много лет, еще будучи и депутатским залом. Наверху гордо развевается крымский флаг. Флага же Украины как-то не удалось и увидеть...
Зал внутренних рейсов (по-английски их называют «домашние») тоже почти не изменился. Та же многочисленная толпа курортников, а также людей, стоящих с картонками «Комната на ночь», обменники и киоски с сувенирами. Прямо на здании размещена схема аэропорта, правда, вызывающая некоторые вопросы. Почему все названия на схеме — только на русском языке? Неужели иностранцам не интересно, к примеру, где находится гостиница или таможня — английский тут явно не помешал бы.
Мы еще помним, как от аэропорта в Алушту и Ялту ходил самый экологический транспорт — троллейбусы №№ 54 и 55. Впоследствии именно эти рейсы отменили, хотя здесь можно увидеть на схеме сообщение о том, что достаточно доехать на 9 троллейбусе до железнодорожного вокзала и оттуда — вперед, по 51 и 52 маршрутам.
«Зря вы это фотографируете, — сказали мне местные жители, — это все уже не работает!» «А вы внимательно это читали?» — поинтересовался я. «Да мы тут давно живем», — пробовали возразить они, но внимательно прочитали и убедились, что здесь все правильно, разве что цены на троллейбус не успевают за изменениями.
Здесь же стоят цветные мусоросборщики фирмы «Симэко», заполонившие Симферополь. Правда, здесь они переполнены содержимым — а ездить сюда «симэковцам», видать, далековато...
Два иностранца, по виду индусы, спрашивали меня на английском, как им добраться до вокзала. А ведь это тоже упущение работников аэровокзала — отсюда на вокзал идет только 115 маршрутка и троллейбус 2/9. Можно было об этом сделать надписи на русском и английском языках. Да и упомянуть, что к еще одному популярному месту — Центральному автовокзалу Симферополя можно добраться на маршрутном автобусе № 49.
С большим трудом удалось за многочисленными заборами разглядеть и даже сфотографировать самолет. И сказать: «Летайте самолетами Аэро...» Свита! Или Аэрофлота или Turkish Airlines!
Олег Широков, «Крымское эхо»
Фото с сайта airport.crimea.ua
Читайте также: