Аэродром Бельбек — таинственная авиабаза в крымских горах
Аэродром Бельбек расположен на внешней Крымской гряде, в нескольких километрах от Любимовки и в 9 километрах севернее Севастополя. Служит для приемов VIP-персон.
Когда-то давно мой знакомый Евгений рассказал такую байку: в детстве он дружил с сыном какого-то высокопоставленного генерала. И, будучи у него дома, он видел описание уникального авиаобьекта, предназначенного для защиты с воздуха правительственных дач СССР, расположенных на Южном берегу Крыма.
Как известно, Южный берег Крыма — это довольно узкая и неровная местность, за ней почти отвесный обрыв, достигающий километровой высоты, а дальше сравнительно ровное плоскогорье — яйла. Так вот, база располагалась внутри гор рядом с обрывом. Самолеты для взлета разгонялись по тоннелям, выходящим в сторону обрыва, и, взлетев, сразу же оказывались над защищаемым обьектом. Приземлялись они на аэродроме на яйле, и, опять же по тоннелям, возвращались на место стоянки. Правда это, или нет — на совести Евгения. Но будучи однажды в горах у подножья этого обрыва, в тумане, я слышал звук, очень похожий на звук взлетающего реактивного самолета. И решил навести справки у людей, совсем еще недавно связанных с военной авиацией, и других, знакомых с предметом. Привожу смысл их ответов.
Леонид, бывший летчик-истребитель: «Это ерунда. Для взлета и посадки современного боевого самолета нужна полоса в несколько километров. И почему нельзя взлетать на том же аэродроме, где и садиться, разница во времени будет в секунды. Но в том районе аэродромов нет.»
Не оспаривая мнение Леонида, замечу, что есть палубные самолеты для взлета с авианосцев, самолеты с укороченным пробегом и вертикальным взлетом. И есть аэродром Бельбек, «засветившийся» в 1991 г. при известных событиях с ГКЧП и задержании Горбачева на его даче в Форосе. На этом явно не гражданском аэродроме приземлялись тяжелые пассажирские самолеты. И оттуда езды на автомобиле до дачи Горбачева было10-15 минут. Где точно располагается этот аэродром, мне неизвестно. Но название «Бельбек» вряд ли связано с рекой Бельбек. Это старый способ запутать шпионов — присвоить секретному обьекту какое-либо географическое название, с ним не связанное. Об этом вам любой начинающий шпион расскажет, кого не спроси ;) . Классический пример — космодром Байконур.
Юрий, бывший житель Севастополя, многократно прошедший все Крымские горы: «Ответственно говорю, никакого подземного аэродрома в горах не существует. Я облазил все горы от Севастополя до Алушты, особенно обрывы. Никаких намеков не обнаружил. Аэродром — не иголка, бесследно не спрячешь».
Борис, бывший борттехник: «Взлет современного реактивного самолета в тоннеле представляется маловероятным. При взлете от двигателей возникает такой воздушный вихрь, что тоннель не выдержит. Для легкого винтового самолета теоретически возможно. Был я однажды на Курильских островах. И слышал об уникальном японском аэродроме времен второй мировой войны. Там тоже горы. Из-за недостатка места для взлетно-посадочной полосы аэродром действительно располагался в скалах. А для взлета-посадки хитрые японцы сделали конструкцию, напоминающую половинку разводного моста, длиной около 100 м. В нужное время ее переводили в горизонтальное положение. Естественно, уходя в 1945 г., японцы все это взорвали.»
Врач скорой помощи Ялты: «Рядом с „обсерваторией“ находится военный городок. Там есть взлетная полоса и подземные ангары для самолетов, раньше летали, а сейчас разруха».
Александр Гайко: «Когда я жил в Гаспре, в60-е и начале 70-х годов неоднократно видел, как с плато Ай-Петри стартовали небольшие военные самолеты. В моделях я тогда не разбирался, маленький был. Только помню, что стартовали они почти горизонтально, с небольшим набором высоты пролетали почти над Гаспрой и скрывались за склоном Могаби. Ещё помню, что взлетали они парой или тройкой. Такое было ощущение, что их из какой-то пушки выстреливали. Эти полеты прекратились очень давно. В конце 70-х их уже не было».
Когда-то давно мой знакомый Евгений рассказал такую байку: в детстве он дружил с сыном какого-то высокопоставленного генерала. И, будучи у него дома, он видел описание уникального авиаобьекта, предназначенного для защиты с воздуха правительственных дач СССР, расположенных на Южном берегу Крыма.
Как известно, Южный берег Крыма — это довольно узкая и неровная местность, за ней почти отвесный обрыв, достигающий километровой высоты, а дальше сравнительно ровное плоскогорье — яйла. Так вот, база располагалась внутри гор рядом с обрывом. Самолеты для взлета разгонялись по тоннелям, выходящим в сторону обрыва, и, взлетев, сразу же оказывались над защищаемым обьектом. Приземлялись они на аэродроме на яйле, и, опять же по тоннелям, возвращались на место стоянки. Правда это, или нет — на совести Евгения. Но будучи однажды в горах у подножья этого обрыва, в тумане, я слышал звук, очень похожий на звук взлетающего реактивного самолета. И решил навести справки у людей, совсем еще недавно связанных с военной авиацией, и других, знакомых с предметом. Привожу смысл их ответов.
Леонид, бывший летчик-истребитель: «Это ерунда. Для взлета и посадки современного боевого самолета нужна полоса в несколько километров. И почему нельзя взлетать на том же аэродроме, где и садиться, разница во времени будет в секунды. Но в том районе аэродромов нет.»
Не оспаривая мнение Леонида, замечу, что есть палубные самолеты для взлета с авианосцев, самолеты с укороченным пробегом и вертикальным взлетом. И есть аэродром Бельбек, «засветившийся» в 1991 г. при известных событиях с ГКЧП и задержании Горбачева на его даче в Форосе. На этом явно не гражданском аэродроме приземлялись тяжелые пассажирские самолеты. И оттуда езды на автомобиле до дачи Горбачева было
Юрий, бывший житель Севастополя, многократно прошедший все Крымские горы: «Ответственно говорю, никакого подземного аэродрома в горах не существует. Я облазил все горы от Севастополя до Алушты, особенно обрывы. Никаких намеков не обнаружил. Аэродром — не иголка, бесследно не спрячешь».
Борис, бывший борттехник: «Взлет современного реактивного самолета в тоннеле представляется маловероятным. При взлете от двигателей возникает такой воздушный вихрь, что тоннель не выдержит. Для легкого винтового самолета теоретически возможно. Был я однажды на Курильских островах. И слышал об уникальном японском аэродроме времен второй мировой войны. Там тоже горы. Из-за недостатка места для взлетно-посадочной полосы аэродром действительно располагался в скалах. А для взлета-посадки хитрые японцы сделали конструкцию, напоминающую половинку разводного моста, длиной около 100 м. В нужное время ее переводили в горизонтальное положение. Естественно, уходя в 1945 г., японцы все это взорвали.»
Врач скорой помощи Ялты: «Рядом с „обсерваторией“ находится военный городок. Там есть взлетная полоса и подземные ангары для самолетов, раньше летали, а сейчас разруха».
Александр Гайко: «Когда я жил в Гаспре, в
Nick Favorov
Ссылки по теме: