В Крыму ходил «музыкальный троллейбус»

Александр Нижаловский - водитель музыкального троллейбусаЛучше было выйти пораньше — когда солнце только окрашивало нежно-розовым румянцем верхушку башни симферопольского вокзала, а свежий ветерок заставлял ежиться, забираясь за шиворот. Но все равно таких умных симферопольцев, решивших выбраться на денек к морю, уже собралось у окошечек троллейбусных касс немало. А то выплескивала из здания вокзала толпа, когда прибывал поезд, и очередь сразу толстела, бурлила. А ждать приходилось и час, и два, иногда и больше. Нетерпеливые мамы оставляли сидящих на чемоданах детей и зевающих пап, пробивались поближе к кассе, спеша выяснить, когда рейс, сколько стоит билет. Люди постарше еще помнят, что за поездку до Алушты платили 65 советских копеек, а проезд до Ялты обходился в рубль двадцать.

Позже, уже в 80-е годы, побывавшие на полуострове отдыхающие рассказывали, что встретил их Крым... песнями. Ходил до Ялты «музыкальный троллейбус» с водителем, исполнявшим собственные песни и радовавшим людей музыкой других крымских бардов. Ялтинец Александр Нижаловский, около тридцати лет проработавший водителем троллейбуса, поет и сочиняет до сих пор. И по-прежнему за рулем.

Он выходил в темноте, потому что жил тогда в Гурзуфе, а работал в Ялте, и на месте нужно было быть когда в четыре, когда в половине пятого утра. Транспорт в такое время не ходил, своей машины молодой водитель троллейбуса Нижаловский не имел, вот и приходилось шагать все 15 километров. Ничего удивительного, что во время одного из этих марш-бросков сложилась песня:
Мне не лень встать среди ночи,
Два часа пешком идти,
А в депо есть, между прочим,
Есть машина, между прочим,
— и могли бы привезти!
Но бензина не хватает,
И машина лишь одна,
И поэтому шагаю, и поэтому шагаю
В ночь — и светит мне луна.

Песню он, кстати, своему начальству исполнил. Но оно поулыбалось, похлопало по плечу, похвалило, и... по-прежнему на работу Александр Нижаловский выходил то ли поздней ночью, то очень ранним утром.

Александр всегда был городским жителем, чувствовал себя как рыба в воде среди всего того, что обычно раздражает сельчан: сутолоки, шума, стремительного темпа самой жизни. Вырос-то он как раз в городе, жил с родителями в Рыбинске Ярославской области, а потом те перебрались в Белогорский район. Вот тут не проходило какое-то тягостное ощущение, что это не его место. Поэтому до сих пор он поминает добрым словом секретаря райкома комсомола, который направил его по комсомольской путевке в Гурзуф, на реконструкцию детского лагеря «Артек». А через три дня он встретил здесь свою судьбу.

«Вот жило во мне ощущение, что где-то есть моя вторая половинка, я приехал в Гурзуф в четверг и, оказавшись на новом месте, в ночь на пятницу даже гадал на нее, — вспоминает Александр. — Положил под кровать тарелку с водой, через нее несколько палочек, сказал: „Суженая-ряженая, приди, через мостик перейди...“ И она мне приснилась! Я ее в точности, до мелочей, описал ребятам, с которыми вместе работал. А через два дня мы зашли в коктейль-холл, и я увидел ту самую девушку. Уверен, что и встреча эта была предопределена: оказывается, она раньше никогда здесь не появлялась, хотя и жила в Гурзуфе. А тут подружки затащили... Она и стала моей женой».

Объявление о наборе на курсы водителей троллейбусов Александр Нижаловский увидел в 1978 году и не ошибся, когда решил, что это его профессия. Шоферил-то, можно сказать, с детства. Бабушка любила рассказывать, как маленький Саша бегал по огороду с крышкой от кастрюли и куда-то «ехал». Позже он с завистью посматривал на водителей именно пассажирского транспорта: какая же у них интересная работа и сколько новых людей вокруг!

От троллейбуса молодой водитель был в восторге, повторяя, что это удивительно простая, послушная и надежная машина. «Поэтому она так долго ходит у нас, — объясняет Александр. — Есть троллейбусы, которым по 35—37 лет, я шучу, что если их годы перевести на человеческий возраст, то родились они в период от Ивана Грозного до Петра Первого. Впрочем, и большинство водителей немолоды... Ехать на старенькой машине по старенькой контактной сети, прибыть вовремя да еще собрать 100% плана — это нужно быть виртуозом или иметь большой опыт работы. Посмотрите, сколько сейчас автобусов и маршруток, которые отходят от автостанции каждые 5–7 минут». Об этом у водителя-барда тоже есть песня — «О пустом троллейбусе»:
Мой троллейбус старенький,
как ребенок маленький,
Плачет, только слез его не увидать:
Мчатся «Мерседесы», эталон прогресса,
И троллейбус мой мечтает
«Мерседесом» стать.

Зато за все время своего существования междугородный троллейбус не потерял почетное звание самого безопасного транспорта. ДТП с троллейбусами случались очень редко, ни разу не гибли пассажиры, не было существенных травм. Ветераны троллейбусных парков не помнят ни одного случая, когда авария случилась бы по вине водителя или из-за неисправности машины. «На моей памяти, это было очень давно, погиб водитель троллейбуса на участке трассы, где подъем на Алушту, — рассказывает Александр. — Навстречу летел неуправляемый бензовоз, и, ворвись он в город, была бы большая беда. Водитель успел за считанные секунды высадить пассажиров, чтобы троллейбус принял удар на себя. А сам остался за рулем. Второй случай, который у нас рассказывали, был еще до моего прихода, кажется, в 1975 году: женщина-водитель погибла в Массандре, прямо на остановке. В троллейбус врезался панелевоз, ей зажало ноги, машина загорелась, она не смогла выбраться».

У самого Александра Нижаловского самым крупным происшествием стало разбитое лобовое стекло, это случилось еще в советское время. На симферопольской площади Куйбышева, где стояли люди, надеясь на пустое место в салоне, попытался сесть ветеран. Взять его водитель не имел права, все места были заняты, никто не собирался уступить старику свое. Поднялся крик, и в конце концов ветеран изо всех сил шарахнул своей палкой по лобовому стеклу, хорошо хоть не по водителю. Ситуация была неприятная, тем более что пожилой человек написал жалобу на «нечуткость». К счастью, сразу после ЧП были переписаны адреса нескольких пассажиров, они засвидетельствовали, что вины водителя в происшедшем нет.

Вряд ли где-то в мире есть троллейбус, которому персонально посвятили песню. А в Крыму машина под номером 5603, за рулем которой много лет просидел Александр Нижаловский, еще бегает по трассе. И водитель-бард поет про нее:
Серой лентой вьется, вдаль
бежит дорога,
Впереди Ангарский перевал,
Ну давай, дружочек,
поскрипим немного —
Скоро Симферополь
и привал.
Друг мой молчаливый, если
ты устанешь,
Хочешь отдохнуть, набраться сил,
Без тебя мне плохо, ты об
этом знаешь, —
Но ты отдыхай, ты заслужил.

Почти тридцать лет в дороге его сопровождали музыка и песни. Присматриваясь к своим пассажирам, Александр Нижаловский выбирал репертуар, который крутил всю дорогу: то классику, то авторскую песню. Однажды в феврале почему-то принялись ремонтировать участок дороги недалеко от Алушты. Погода была совсем неподходящая, после дождей ударил морозец, в сочетании с вырытой глиной, разнесенной и размазанной по дороге КАМАЗами, получился настоящий каток.

Тогда троллейбус Александра Александровича занесло в улавливающий тупик, но пассажиры, слушавшие музыку, даже не поняли, что произошло, никто не испугался. А из глиняной ловушки, кстати, не смогла выбраться даже прибывшая на место машина ГАИ...

Александр Нижаловский и сам пел в салоне троллейбуса. Пока напарник вел машину, исполнял пассажирам свои песни, за 2,5 часа успевал провести настоящий концерт, перемежая свою живую музыку записями других крымских бардов. К сожалению, не осуществилась задумка прямо в троллейбусе провести концерт авторской песни, в котором выступили бы крымские барды. «Была идея провести своего рода экскурсию в песнях, использовав свое творчество, а также моих коллег, от которых я получил согласие, — делится Александр Нижаловский. — И мы провели несколько таких музыкальных путешествий. Называлась экскурсия „Легенды Крыма“, рассказы о достопримечательностях, мимо которых проезжал троллейбус, сопровождались бардовскими песнями. Разве не здорово встречать таким образом людей, которые приехали к нам?»

Большинство своих песен Александр Александрович сочинил как раз в дороге, обычно именно в это время прилетала муза и реяла над проводами, за которые цепляется «рогами» троллейбус. Однажды стихи сложились прямо на Перевале, Нижаловский остановился и принялся быстро набрасывать строки на обороте посадочной ведомости. Один из пассажиров попросил посмотреть: мол, заметил, что пишет водитель именно стихи. Этот человек оказался писателем и журналистом, и на много лет завязалась дружба собратьев по перу. Когда музыкальный троллейбус перестал ходить — Александр Нижаловский стал трудиться в Ялте водителем-наставником, люди еще довольно долго специально поджидали именно тот рейс, на котором он когда-то работал, и спрашивали, где же «рогатый» с музыкой.

Сейчас многое изменилось, хотя по-прежнему нет способа дешевле добраться до Южного берега, чем на троллейбусе. Но уже давно нет очередей в троллейбусные кассы, отъезжают от станции полупустые машины, видевшие времена, когда их салоны были заполнены до отказа. Как в песне водителя-барда «Старенький троллейбус»:
День за днем проходит, мы
с тобой стареем,
Перевал для нас — как Эверест,
Знаю, мы с тобою все
преодолеем,
И на нас еще не ставьте крест.

Видео:


Наталья Якимова, «»


Александр Нижаловский принял участие в шоу «Україна має талант-3»



Выступление Александра Нижаловского в Гала-концерте шоу «Україна має талант-3»



Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Крымские зимние морозы столетней давности

Село Пчелиное — самое высокогорное село в Крыму

История происхождения названия города Симферополь