Годы жизни в Крыму были самыми страшными для писателя Ивана Шмелева

Известный русский писатель Иван Шмелев был влюблен в Крым и мечтал жить здесь. Когда его мечта сбылась, то годы жизни на полуострове оказались сами страшными в жизни писателя. В Крыму он и его семья не только бедствовали и едва не умерли от голода, но и потеряли сына, которого расстреляли советские большевики во время Красного террора. Страшные крымские события в жизни писателя найдут свое повествование в запрещенной в советское время книге «Солнце мертвых» - одной из самых трагических книг за всю историю человечества, и самой страшной книгой, когда-либо написанной на русском языке...

Иван Шмелев с женой и сыном
Иван Шмелев с женой и сыном

Иван Сергеевич Шмелев впервые побывал в Крыму в 1907 году, остановившись на даче своего редактора в Профессорском уголке (Алушта). Крымская природа, ее роскошь и великолепие, произвели на писателя большое впечатление, которое отразилось позже в рассказах «Под горами» (1907) и «Виноград» (1913). Шмелеву хотелось поселиться в Крыму, и он не раз делился этим в письмах к сыну. В 1917 г., после месячного летнего пребывания на даче у Сергеева-Ценского, ему удалось договориться и купить находящийся неподалеку участок. Шмелев намеревался строить дом, сажать виноград, наслаждаться чудесным Крымом и даже завести лошадь...

Летом 1918 года писатель, его жена Ольга Александровна и их единственный сын Сергей (офицер царской армии) бежали от Гражданской войны в Крым. Сначала они остановились в алуштинском пансионе «Вилла Роз», а позже поселились в построенной глинобитной даче на ранее купленном участке в Профессорском уголке.

В поисках заработка Иван Сергеевич часто ездил из Алушты в Симферополь, где читал лекции по истории русской литературы студентам Таврического университета. Изредка очерки Шмелева публиковались в неофициальных газетах. В Крыму Шмелев пишет книгу о крепостном художнике («Неупиваемая чаша», 1918), осуждает войну как массовый психоз здоровых людей (повесть «Это было», 1919, изд. в 1922), показывает бессмысленность гибели цельного и чистого прямодушного Ивана в плену, на чужой стороне («Чужой крови», 1919-1922).

Осенью 1920 года Крым был занят Красной армией. Начался Красный террор. Единственный сын писателя - Сергей - был арестован и расстрелян большевиками. Не веря в гибель сына и тщетно искав его могилу, Шмелев писал Горькому, Вересаеву, Луначарскому с мольбами о помощи: «Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем». О его судьбе родители узнали только много времени спустя…

Зимой 1921 года в Крыму начался страшный голод, от которого Шмелевы едва не погибли. Они зарегистрировались в коммунальной столовой, где выдавали 200 граммов хлеба в день. Но столовая уже была закрыта: хлеб кончился. Вдруг подошел человек и, оглянувшись по сторонам, тихо спросил: «Вы Шмелев? Это вы написали «Человек из ресторана»? Шмелев рассеянно кивнул. Незнакомец вложил ему в руку сверток, завернутый в белый холст. Хлеб! Целая буханка! Он считал эту буханку лучшим своим гонораром. «Голод отошел, мы остались живы. Спасибо человеку, давшему нам хлеб», — писал он в одном из писем.

В 1922 году Иван Шмелев с женой вернулись из Крыма в Москву. Поэт И. А. Белоусов, друг писателя, вспоминал:
…Шмелев вернулся в Москву, я едва узнал его при встрече: вместо живого, подвижного и всегда бодрого, я встретил согнутого, седого, с отросшей бородой разбитого человека.
Из Москвы Шмелевы бежали в Берлин. Иван Сергеевич пишет своей племяннице Ю.А. Кутыриной:
Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно... Мы с Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно... И даже впервые видимая заграница — не трогает... Мертвой душе свобода не нужна... Итак, я, может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге, затем Италия на один или два месяца. И — Москва! Смерть — в Москве. Может быть, в Крыму. Уеду умирать туда. Туда, да. Там у нас есть маленькая дачка. Там мы расстались с нашим бесценным, нашей радостью, нашей жизнью... — Сережей. — Так я любил его, так любил и так потерял страшно. О, если бы чудо! Чудо, чуда хочу! Кошмар это, что я в Берлине. Зачем?
В эмиграции писатель наотрез отказывался от гонораров за свои книги, издававшиеся в Советском Союзе, не желая ничего принимать от власти, убившей его сына. А все 20 его книг, написанных за рубежом, уже были запрещены в СССР. Шмелев остро переживал это.

Из Берлина по приглашению Бунина они перебираются в Париж. Шмелёв еще не знал, что никогда не вернется на Родину, еще таил надежду, что его единственный сын Сергей жив, еще не отошел от пережитого в голодной Алуште.

Летом 1923 года Шмелевы окончательно решают не возвращаться в Москву: постоянно следя за событиями на Родине, осознают, что жить им в России при большевиках, лишивших их единственного сына, невозможно. Шмелев видит теперь единственный смысл жизни в долге рассказать миру о том, что произошло в России.

Первое из написанных в зарубежный период Шмелёвым произведений рассказывает о страшном голоде в Крыму в 1921 году. Его эпопея «Солнце мертвых» — одна из самых трагических книг за всю историю человечества, эпитафия всем жертвам террора. Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 года в Париже, и у Буниных — в Грассе.

В «Солнце мертвых» Шмелев рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами... На фоне бесстрастной в своей красоте крымской природы страдает и гибнет все живое — птицы, животные, люди. Жестокая в своей правде, повесть эта написана с поэтической, дантовской мощью и наполнена глубоким гуманистическим смыслом. Она ставит вопрос вопросов: о ценности личности в пору великих социальных катастроф.

Томас Манн, Герхард Гауптман, Сельма Лагерлеф, другие знаменитые писатели с мировым именем считали «Солнце мертвых» самым сильным произведением Шмелева. Так, Томас Манн писал по поводу «Солнца мертвых», переведённого почти сразу на пять иностранных языков: «Читайте, если у вас хватит смелости».

По мнению литературного критика Александра Амфитеатрова, «более страшной книги не написано на русском языке…».

Но, пожалуй, наиболее проникновенно высказал своё мнение о «Солнце мертвых» прекрасный прозаик Иван Лукаш:
Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на "большие" языки... Читал ее за полночь, задыхаясь.

О чем книга И. С. Шмелева? О смерти русского человека и русской земли. О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба. О смерти русского солнца. О смерти всей вселенной, — когда умерла Россия — о мертвом солнце мертвых…
Поделиться
Класснуть
Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История ветроэнергетики в Крыму

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»