Старый «Артек»

«Артек» — культовый пионерлагерь Советского Союза — скоро обретет новый облик. И будет приведен, как говорят работники лагеря, к одному общему виду. Капитальный ремонт первых запланированных объектов проводится уже сейчас. Мы посетили лагерь перед реставрацией, чтобы успеть зафиксировать контраст старого и нового, который уйдет в прошлое.

Артек

Чехов и реклама


— На территории современного «Артека» сохранилось много исторических мест, — рассказывает Татьяна Григорец, руководитель информационной службы лагеря. — Парковая дорожка прямо за артековской школой ведет к бывшему дому Николая фон Гартвиса, второго директора Никитского ботанического сада, жившего здесь в первой половине XIX века. На своем опытном участке в «Артеке» Гартвис высаживал редкие экземпляры деревьев, завезенных из разных уголков мира. Кстати, здесь растет старейший в Крыму болотный кипарис. Артековцы любят измерять его толщину, взявшись за руки.

У объектов «Артека» есть одна общая черта — естественное старение. Многие здания не реконструировались с момента их постройки. Одни выглядят лучше, другие хуже. Время здесь замерло в перестроечную эпоху. С тех пор финансирования хватало только на обеспечение первоочередных нужд лагеря. А таковых было в достатке.

О прошлом исторических объектов Международного детского центра рассказали Наталья Кучмистова и Вячеслав Стрибук, методист и заведующий музейно-выставочного отдела.

На территории нынешнего лагеря «Лазурный» более века назад началась история одного из первых частных российских курортов. Величественный дворец «Суук-Су», выполненный в мавританском стиле, дачи-гостиницы — все это было построено как единый архитектурный комплекс знаменитым крымским архитектором Николаем Красновым. На тот момент Краснов являлся главным архитектором Ялты. И это был один из его первых частных заказов. Курортный зал или курзал Суук-Су, как его называли, в 1941 году был уничтожен немцами. Здание сгорело до основания. Позже, в 50–х годах, московский архитектор Сергей Каневский восстановил дворец по проекту Краснова. Современный «Суук-Су» отличается от постройки 1903 года, но в общих чертах повторяет внешний облик курзала.

Лагерь Лазурный в Артеке
Корпус лагеря «Лазурный»
Фото пресс-службы «Артека»

— Можно сказать, что это копия, — говорит Кучмистова. — От былой роскоши ничего не осталось. В 1903 году курорт «Суук-Су» принадлежал Ольге Соловьевой. Она унаследовала его от мужа, известного российского инженера-мостостроителя Владимира Березина. Когда постройка курзала была закончена, хозяйка в благодарность за работу Николая Краснова подарила ему оставшиеся строительные материалы, а именно инкерманский камень. Благодаря чему архитектор смог реализовать проект Ливадийского дворца. Другая интересная история связана с Чеховым. Писатель создал первую в своей жизни рекламу специально для курорта «Суук-Су». Антон Павлович долго не соглашался, но, в конце концов, уступил настойчивой Соловьевой.

Суук-Су
Суук-Су

Сейчас во дворце «Суук-Су» находятся музей истории детского лагеря, библиотека и хранилище. На первом этаже расположился музей Космоса, созданный по инициативе Юрия Гагарина. Не так давно завершилась аэрокосмическая смена, которую «Артек» впервые проводил с Роскосмосом. К детям приезжали российские инженеры-конструкторы и космонавты. Вместе они запускали копию ракеты-носителя «Восток», выходили на связь с космонавтами на орбите.

Читайте также: Юрий Гагарин в Артеке

Четыре дачи курорта «Суук-Су» назывались «Зубковские гостиницы». Опять же архитектурная задумка Николая Краснова. С 1937 года это детские корпуса артековского лагеря «Лазурный» — дачи «Красная», «Желтая», «Зеленая», «Синяя».

Пусто без Наяды


Проект ялтинского архитектора включал в себя также лестничный ансамбль от курзала к морю. С площадки у здания вид должен был открываться до самого побережья. Но в субтропическом климате парк настолько буйно разросся, что ничего дальше ближайших кипарисов разглядеть не удастся. Лестница закрыта на реконструкцию. В каменной нише, где раньше была установлена белая мраморная скульптура богини Наяды, пусто.

Сотрудники музейно-выставочного отдела объясняют:

— В годы немецко-фашистской оккупации статую вывезли. Наверное, сейчас стоит у кого-то во дворе, а он и не знает о ее ценности. Раньше по двум сторонам от лестницы на каменных пилонах лежали бронзовые сфинксы. Захватчики упражнялись на них в стрельбе. Изуродованные сфинксы позже были сданы на металлолом. Вместе с тем вывезли скульптуру богини Ники, которая была установлена рядом с мостиком через речку Суук-Су. Остался только постамент. В прошлом году на нем установили другую скульптуру Ники, размером поменьше. Если честно, выглядит она, как пародия.

Скульптура Ники в Артеке

Сам мостик представляет немалую архитектурную ценность. Он выполнен по проекту Владимира Березина, владельца Суук-Су. Как говорят старожилы, это последний мост известного инженера. Металлическая кованая решетка ограждения была изготовлена в городе Касли Челябинской области в конце XIX века и является образцом Каслинского чугунного литья. По мнению специалистов, решетка бесценна.

Большинство построек курорта Березина дожили до наших дней. Хоть и были возведены в начале XX века. Практически все из них требуют ремонта или реставрации. Тем не менее, здания продолжают использоваться и не выглядят на свой более чем столетний возраст. На въезде в «Лазурный» сохранился потертый, но привлекательный Домик комендатуры, где до сих пор живут сотрудники «Артека». Проживают артековцы и в здании для обслуживающего персонала. Почтово-телеграфное отделение курорта «Суук-Су» превратилось в административно-хозяйственное здание. Бывший дом владельцев стал поликлиникой «Артека». В свою очередь водонапорная башня с емкостью в 30 000 ведер питьевой воды не функционирует. На месте водолечебницы строится новый лечебный корпус.

— Владелец Суук-Су умер в 1900 году в Париже и был перевезен в фамильный склеп Березиных на территории «Лазурного» лагеря, — рассказывает Наталья Кучмистова. — В годы гражданской войны склеп был разграблен мародерами. Со стен, где это было возможно, содрали мозаичное панно, выполненное итальянскими мастерами. Бесследно исчезла мраморная скульптура ангела-хранителя. Останки Березина были перезахоронены местными жителями, местонахождение их неизвестно. Одно время здесь просто сваливали мусор, потом в 1997 году, к столетию приобретения земель, склеп отреставрировали и освятили.

Музей в Артеке
Автор фото — Роман Миненко

Хмурый Ленин и находки


Если судить по фотографиям, то внешне не изменилась «Башня Крымъ-Гирея» — смотровая площадка, выполненная в форме крепостной башни. Свое место на выступающем мысе она занимает с середины XIX века. Только помещение внутри башни постоянно меняло свое назначение: от библиотеки до сувенирной лавки.

Гуляя по парку, можно случайно наткнуться на поросшую зеленью круглую постройку с колоннами — ротонду, давно неработающий фонтан с питьевой водой или грот-беседку. Постройки, сохранившиеся еще с 30–х годов XIX века. Находки поджидают буквально на каждом шагу. Будь это барельеф, мозаичное панно, скульптура, памятник или только постамент.

«Артек» умудряется сочетать в себе две вещи: места, от которых веет историей, и места, которые пронизаны духом современности. Здесь они переплелись между собой. Затертые детскими ногами ступени и мраморные лестницы. Аккуратные аллеи и похожая на густой непроходимый лес местность в парковой зоне. Можно повстречать потрепанный, ветхий домик и рядом великолепное здание, построенное в стиле «сталинского» ампира, которое дышит свежестью. Новенький стадион, с трибун которого открывается вид на Аю-Даг, и хмурый, потрепанный одиннадцатиметровый Ленин, взирающий на треснувшие плиты у своего постамента.

Памятник Ленину в Артеке
Автор фото — Роман Миненко

Передвигаться по обширной территории детского центра лучше на автомобиле. В противном случае можно потратить несколько часов на то, чтобы, минуя блокпосты, попасть из одного лагеря в другой. В будущем появятся электромобили. Пока что сотрудники «Артека» пользуются служебными «рафиками».

Мы подъезжаем к группе зданий, огороженных металлическим забором. Они выглядят голыми и неприкрытыми. Здесь уже начались работы по реконструкции. Демонтированы перегородки, полы и стекла по всему периметру, отсутствует внешний слой штукатурки. Рядом снуют рабочие в касках, стоят краны, подъезжают машины со стройматериалами.

Здание слева — спортивный комплекс и закрытый плавательный бассейн, справа — столовая «Горного». С Юрием Малышевым мы подходим к ним ближе. Он рассказывает, что начинал работать в «Артеке» вожатым, а сейчас занимает должность редактора официального сайта лагеря.

— Столовая лагеря «Горный» последние лет десять не работала, — сообщает Малышев. — Строилась она еще в начале 60-х годов для трех лагерей комплекса. Собственно, оттуда дети и приходили сюда четыре раза в день. Последние годы столовые находились непосредственно в спальных корпусах. Руководством принято решение реконструировать данный объект. Дети снова будут питаться здесь. В свою очередь спортивный комплекс давно нуждался в реконструкции. Круглогодичному лагерю, каковым является «Артек», без закрытого теплого спортзала и бассейна просто невозможно.

Новый смысл «Артека»


Самые привлекательные сегодня — корпуса лагерей «Морской», «Янтарный» и «Хрустальный». Это неудивительно, реконструировались они недавно, в 2004 году. Вместе они составляют своеобразный пестрый ансамбль «Артека», здания выполнены в самых разных цветах. Конструкции из стекла и металла выглядят прозрачными и светлыми.

Юрий Малышев останавливается у здания, в котором рабочие ломают перегородки между стенами. Один из трех этажей полностью освобожден и через стекла просматривается насквозь, как аквариум.

— Это бывшие гостиничные корпуса, — объясняет Малышев. — Раньше в «Морском» находились и такие. В них могли отдыхать взрослые. Теперь здания будут переоборудованы исключительно под детский отдых. В целом все инфраструктурные объекты, построенные под нужды взрослых, будут возвращены детям. В этом также проявляется новый смысл «Артека».

Артек
Автор фото — Роман Миненко

Поднимаясь из «Морского» к лагерям комплекса «Горный» мы проходим возле дома, некогда принадлежавшего биологу Сергею Метальникову. Мало кому известно, что идею лагеря-санатория в «Артеке» профессор Метальников предложил намного раньше создания лагеря. Уже многие годы в бывшем доме ученого расположен музей природы и несколько творческих студий.

Комплекс «Прибрежный» включает в себя четыре детских лагеря — «Лесной», «Полевой», «Речной», «Озерный». Двухэтажные корпуса выглядят несколько безрадостно. Отмахнувшись от них косметическим ремонтом, кажется, что про здания забыли, а заботу о них оставили на туманное «потом». Тем не менее, четыре лагеря исправно продолжают принимать детей. Но только в летнее время.

Лагерь «Кипарисный», наоборот, хоть и состоит из традиционных невысоких построек, но здания осовременены и содержатся в порядке. Аккуратные корпуса прячутся под огромными тенистыми кипарисами. Кажется, лагерь дышит стариной и одновременно устремлен в будущее.

— На данный момент разрабатывается новая концепция «Артека», — поясняет Татьяна Григорец. — Под современное содержание и будут перестраиваться объекты детского центра. В ближайшие месяцы проведут капитальный ремонт в тех лагерях, реконструкция которых проводилась совсем недавно. Времени осталось немного — осень и зима, когда отсутствуют дети.

Роман Миненко, «Русская планета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История происхождения названия города Симферополь

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)