6 мая 2014 г.

Бриллиантовая рука — не крымские бриллианты

45 лет назад крымчане узнали о «трын-траве» и «острове невезения», Семён Семёновиче, Лёлике, Геше, управдоме — «друге человека», контрабандистах и бриллиантах в гипсе. Благодаря кинокомедии «Бриллиантовая рука». Увы, она, в отличие от шести других фильмов Леонида Гайдая, снятых на полуострове, не имеет крымской «прописки», хотя в качестве малой родины семьи Горбунковых неплохо бы смотрелись Ялта, Севастополь, Алушта, Керчь или Феодосия, а «Стамбул — город контрастов» могли изобразить Бахчисарай или «старый город» Симферополя.

Дурик усы сбрил

Статью — на экран


«Бриллиантовая рука» вышла на экраны 28 апреля 1969-го, а концу года её посмотрели 76,7 миллиона зрителей — один из абсолютных рекордов всего советского кинопроката. Идея сценария фильма «Контрабандисты», как планировали назвать кинокартину, пришла Якову Костюковскому, прочитавшему в «Правде» материал Аркадия Сахнина, где рассказывалось, как за границей контрабанду умудряются прятать даже в гипсе. «Хороший сюжет», — поделился Яков Аронович с друзьями-соавторами Леонидом Гайдаем и Морисом Слободским. Леонид Иович и Морис Романович одобрили — им не впервой работать вместе: «Операция «Ы» и «Кавказская пленница» уже нашли своего благодарного зрителя.

Семён Семёныч!


Без труда выбрали и актёра на главную положительную роль: Юрий Никулин. Яков Костюковский вспоминал, как решили отказаться от полюбившихся персонажей Шурика, Труса, Бывалого и Балбеса и сделать из последнего нового героя — «скромного служащего, отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающего в самую гущу опасных приключений». Семён Семёновичем он стал сразу, а вот Горбунковым — только «после проб на Павлика и Тимошкина». Вместе с Юрием Никулиным в «Бриллиантовой руке» снимались его жена Татьяна — гид, сопровождающая «русо туристов» по загранице (жену по роли сыграла супруга Леонида Гайдая Нина Гребешкова) и сын Максим — мальчик-рыболов, получающий пинок от Геши Козодоева. Кстати, как вспоминал Юрий Никулин, простую сцену сняли только с 8 дубля. Когда Миронов только собирался замахнуться ногой для удара, 11-летний Максим уже падал. Гайдай громко сказал: «Всё! В следующем дубле Миронов просто пройдёт мимо». А Миронову шепнул: «Бей, как раньше». Успокоенный Максим нагнулся с удочкой и внезапно получил приличный пинок. Он упал в воду и, почти плача, закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят, правда, голос паренька убрали. Впрочем, и Андрей Миронов во время съёмок заставил поволноваться... спасателей. «Уютный уголок Черноморского побережья близ Туапсе, у посёлка Агой, — читаем в газете „Советская Кубань“. — Вдруг совсем рядом душераздирающий крик: „SOS! SOS! Спасите! Помоги-и-и-те! Мамочка ро-о-о-одная! SOS!“. На крошечном островке мечется человек. Спасательный катер стрелой понёсся к месту происшествия. Но едва приблизился к острову, над морем загремел усиленный мегафоном сердитый голос: „Назад, товарищи! Здесь киносъёмка!“.


С подбором отрицательных персонажей пришлось повозиться. На Гешу Козодоева, или Графа, пробовали Георгия Вицина, Валерия Носика, Рудольфа Рудина, известного по роли пана Гималайского в «Кабачке „13 стульев“», и Михаила Пуговкина. Но Леонид Гайдай отдал предпочтение молодому Андрею Миронову, в комедийный талант которого тогда мало кто верил. Играть Лёлика, или Механика, доверили Анатолию Папанову, хотя пробовались и Михаил Пуговкин, и Леонид Сатановский, годом позже сыгравший Проньку в «Сердце России». Роль Шефа исполнил Николай Романов, контрабандиста-аптекаря — Леонид Каневский, выигравший пробы у Спартака Мишулина.

[ Читайте также: Леонид Гайдай любил работать в Крыму ]

А Светлане Светличной досталась роль соблазнительницы Анны Сергеевны, хотя пробовались на неё многие. Впрочем, актрисе в фильме дали сказать лишь одну фразу: «Не виноватая я! Он сам пришёл». Все остальные реплики за неё говорила Зоя Толбузина, а пела «Помоги мне» Аида Ведищева. Не понравилась худсовету и Нонна Мордюкова в роли «друга человека» — управдома Варвары Плющ, но Леонид Гайдай отстоял и, как обычно, не прогадал. Сыграл и сам режиссёр: пьяного, напевающего (голосом Вицина) «Песенку про медведей», которого забирает милицейский патруль, и руку, которая в кошмарном сне Геши хватает его за нос. Отметилась отдельно в фильме и нога Леонида Каневского — это она вместо ноги Юрия Никулина поскользнулась у аптеки контрабандистов. К сожалению, многих создателей любимой комедии уже нет. Три года назад не стало и самой юной актрисы — тогда 4-летней Сашеньки Лисютиной.

С кино она свою жизнь не связала, став стоматологом.

Места знать надо


Увы, у бриллиантов не крымская прописка.

— Крым к тому времени уже пленил режиссёра Леонида Гайдая, снявшего в Бахчисарайском районе «Вождя краснокожих» из «Деловых людей» и там же, а ещё в Лучистом, Алуште, на Ай-Петри и в Симферополе — «Кавказскую пленницу», — рассказывает историк Игорь Павленко. — Да и после «Бриллиантовой руки» он приезжал на полуостров с киносъёмками ещё четыре раза. Почему приключения Горбункова и контрабандистов не стали крымскими, неизвестно. Возможно, всему виной небольшой эпизод из «Кавказской пленницы», когда Нина вытаскивает Шурика из бурлящей реки. Его Гайдай снимал на Кавказе, на реке Мзымта. Местность понравилась режиссёру и вскоре стала местом для съёмок «Бриллиантовой руки». А может, смена места съёмки помогала отойти от троицы Балбес, Трус и Бывалый и сделать из Юрия Никулина не отрицательного, а положительного героя. Вариантов много, сам режиссёр о том, почему съёмки были некрымские, не рассказывал. Заграницей стал не Бахчисарай и «старый город» Симферополя, а Баку. Здесь свой старый город — Ичери-шехер. В кадрах прогулок, экскурсий, блужданий и падений на старых «стамбульских» улочках появляется его крепостная стена, мечеть Джума и главная достопримечательность — Девичья башня. А вот город, в котором жили Горбунковы, Лёлик, Геша и компания, снимали в Адлере, Сочи, на шоссе в Красную Поляну, в Москве. Съёмки начались 17 мая в Адлере. Киношники жили в ныне не существующей гостинице «Горизонт», ставшей отелем «Атлантик», где Анна Сергеевна пыталась усыпить бдительность Семён Семёновича. Рядом с гостиницей — набережная, где управдом покупала «в обмен на водокачку билетов пачку». В Сочи же снимались прогулки семьи Горбунковых по приморскому бульвару и их дом — он сохранился, и жильцы с удовольствием рассказывают, как здесь снимали кино. В сочинском морпорту Геша и Семён Семёнович садились на круизный лайнер «Михаил Светлов», в честь любимого поэта Гайдая. На самом деле теплоходов было два — «Россия» (на который садились герои) и «Победа» (на его палубе Андрей Миронов пел о «детях понедельника с острова Невезения»). Квартиры героев, ресторан «Плакучая ива» снимали в павильонах «Мосфильма». Подземный переход с верзилой (журналист «Смены» Леонид Плешаков) и «глухонемым» Горбунковым — в Москве на Ленинском проспекте, а лесную погоню — в Павловской Слободе. Некрымские кадры — и поездка в Дубровку (хотя есть она у нас в Бахчисарайском районе). В кино — дорога неподалёку от Красной Поляны (где раньше снимался эпизод из «Пленницы»).

Корабль Победа из фильма Бриллиантовая рука

И рыбалка у Чёрных камней, Белой скалы тоже не наша, хотя и скала, и камни есть. Снимали близ Туапсе, у скалы Киселёва, названной в честь художника Александра Киселёва, построившего здесь дачу в начале XX века. Кстати, помните, как во время рыбалки Лёлик говорит Геше: «Идиот, тьфу»? По сценарию этого не было. Яков Костюковский вспоминал: «Когда снимали сцену, в которой Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной. По вине кого-то из технических работников что-то там не ладилось и приходилось снова и снова переснимать. После очередного дубля разгневанный Анатолий Дмитриевич, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на этого ассистента. И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в фильм».

Благодаря Брежневу и Крыму


В «Бриллиантовой руке» несколько сцен, не запланированных сценарием. К примеру, концовка должна была быть иной. Надежда Горбункова тихо сообщает мужу о будущем пополнении в семье. Но во время съёмок эпизода, когда Семёна Семёновича достают из катера подъемным краном, крановщик слегка не рассчитал, и тяжеленный крюк по-настоящему стукнул Юрия Никулина. Виду актёр не подал, но, как вспоминал, было очень больно. В итоге кадр попал в кино.

Бриллиантовая рука

Вошла в фильм и «непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений» контрабандистов. Язык придумали Леонид Каневский и Леонид Гайдай. Порой полная бессмыслица, порой шифровки: «мордюк», в честь Нонны Мордюковой, с которой накануне повздорил Леонид Гайдай, «березина команит», в честь фамилии любимой Леонида Каневского Анны Березиной.

Сегодня трудно поверить, что «Бриллиантовая рука» могла долго пылиться на полке кинохранилища. Чиновники от кино хоть и приняли картину, но объявлять о её премьере и давать категорию кинопроката не торопились. Положение спас Леонид Брежнев, знавший толк в хороших фильмах. Он попросил на выходные «что-нибудь новенькое из комедий». Хохотал, говорят, очень задорно, наизусть запомнил почти все эпизоды, а потом любил цитировать фразы героев, особенно «Бэз шуму и пыли!» и «Руссо туристо. Облико морале». После восторга Леонида Брежнева комедия получила высшую категорию кинопроката. За 1969 год её посмотрели 76,7 миллиона зрителей, а сколько за 45 лет — даже не подсчитать. К слову, «Бриллиантовая рука» признана лучшей отечественной комедией за 100 лет.

— Кстати, заслугу Крыма в этом всё-таки можно найти, — продолжает историк Игорь Павленко. — Дело в том, что две запоминающиеся роли в «Бриллиантовой руке» сыграли наши земляки. Причём утверждены на них были практически без проб. Евгения Ладыжинского — огромного парня с Колымы, допытывавшегося, почему «Володька Трынкин усы сбрил», — сыграл Роман Филиппов, появившийся на свет в Симферополе. А полковника милиции, читающего мысли подчинённого: «Не стоит. Не нужно. А вот это попробуйте. Вам поручена эта операция, так что действуйте!», сыграл севастополец Николай Трофимов, родившийся в городе-герое и начавший свою карьеру в Севастопольском театре юного зрителя.

Николай Трофимов
Николай Трофимов

«Бриллиантовой руке» — 45, но каждый раз, когда по телевизору звучат знакомые стоны, вздохи и мелодия, тысячи зрителей поудобнее устраиваются в кресле, чтобы получить 94 минуты хорошего настроения.

Наталья Пупкова, «Крымская правда»

Читайте также: