11 сентября 2013 г.

Как Маяковский Крым рекламировал

Фильм «Евреи на земле» был снят в 1927 году. В титрах можно узнать, кто принимал участие в съемках этого небольшого, но интересного 17-минутного фильма. «Авторы надписей» (фильм, естественно, немой) — Владимир Маяковский и Виктор Шкловский (имеется в виду, что они — авторы сценария), режиссер — знаменитый Абрам Роом, организатор съемок — Лиля Брик.


Маяковский, из которого официальная власть сделала революционный символ, по воспоминаниям современников был совсем другим. Особенно все любили издеваться по поводу его желания подзаработать, где ни попадя.

Не зря Ильф и Петров изобразили именно его в «Двенадцати стульях» (тоже 1927 год) как «Ляписа-Трубецкого», который ходил по редакциям и всюду предлагал: «Служил Гаврила почтальоном...»

Вот и за эту работу он схватился тоже, вероятно, как «джентльмен в поисках десятки». Да и привлекла его туда его старая подруга и муза, а по совместительству «организатор съемок» Лиля Брик (У Ильфа и Петрова — «Хина Члек»).

Лиля Брик и Владимир Маяковский
Лиля Брик и Владимир Маяковский

Лиля со своим мужем Осипом Бриком в конце двадцатых часто путешествовали в южных регионах — по Крыму, Кавказу. Знаменитая фраза «Киса и Ося были тут» как раз и связано с их пребыванием на Кавказе летом 1927 года — Лилю близкие называли «Кисой». Вероятно, в этих поездках у нее и возникла идея — снять фильм-«агитку» о переселении евреев в Северный Крым. (Энциклопедии уточняют: и причерноморские земли, но в фильме об этом ни слова).

После революции, когда исчезла пресловутая «черта оседлости», часть «изгоев» рванули в места, куда их раньше не пускала царская власть — в Москву, Петроград. Но эти города не резиновые — потому и появилась идея проекта переселения евреев из «местечек» для освоения степей Крыма. Тем более в это время произошел раскол в среде искателей «земли обетованной». Кто-то ехал в Палестину, а кто-то в Крым...

И ведь это был, наверное, первый опыт освоения целины — нам хорошо известно освоение североказахстанских и южнорусских степей, но это происходило лет на тридцать позже Крыма. И героизма при освоении было уж явно не меньше.

Стоит вспомнить, какими ужасными были районы Северной Тавриды до революции. Максим Горький описал их в своих «крымских рассказах»: соленые почвы, отсутствие пресной воды, жуткая жажда, приводящая к смерти. Писатель сам чуть не умер именно здесь в своих «хождениях по Руси».

Только с постройкой Северо-Крымского канала появилась возможность превратить эти «нехорошие» почвы, но с прекрасным климатом, в место для хорошего земледелия.

Во время Первой мировой войны около 500 тысяч евреев было насильственно выселено из прифронтовых губерний и переселено вглубь России. После Октябрьской революции, Гражданской войны, прокатившихся погромов и последовавшей разрухи, торговцы и ремесленники превратились в классовых врагов нового строя. По разным данным, от 100 до 200 тысяч евреев были убиты в погромах в период 1918-1920 годов. Около двух миллионов евреев иммигрировали из Российской империи в США, Палестину, Аргентину, Бразилию и другие страны.

К началу 20-х годов треть оставшихся оказались в категории лишенцев. Значительная часть евреев покинула местечки в поисках работы в крупных городах, но и там была безработица. Вот и на экране — тяжелая жизнь в местечках, за «чертой оседлости». После погромов и войны трудно живется людям. И тут появляется редкая возможность — получить землю, начать обрабатывать ее — и не где-нибудь, а в Крыму!

Правда, создатели фильма тут же показывают на экране: таким Крым обычно представляется приезжающим, а вот такой безлюдной степью он встретил приехавших...

Вот люди направляются в Евпаторийский ОЗЕТ (Общество землеустройства еврейских трудящихся), общественную организацию. ОЗЕТ собирал и распределял средства для помощи переселенцам, влиял на общественное мнение, занимался проблемами образования, культуры и медицины для переселенцев. В президиум ОЗЕТ входил также и поэт Владимир Маяковский.

Дом Евпаторийского ОЗЕТ (Общества землеустройства еврейских трудящихся)

В этом ОЗЕТе еще есть какие-то здания. А в степи? Никаких намеков на жилье, воду и т.п. Переселенцы ставят палатки и живут в них, едят в поле. Правда, на стене в палатке огромный Ленин, а на некоторых кадрах какой-то подозрительно знакомый дедушка с бородой. Никак, Троцкий? Похоже, что фильм был снят, когда опальный Лев не был лишен всех своих постов и изгнан из СССР. А за такой фильм могли потом по шапке надавать всем создателям его...

В реализации проекта переселения принимала участие корпорация «Агроджойнт», возникшая в 1924 году при подписании договора между американским «Джойнтом» и советским правительством, которая взялась за аграризацию евреев. Выделялась земля для создания новых колхозов. Из Америки в подшефные хозяйства завозилась современная сельскохозяйственная техника, высокоурожайное посевное зерно, племенной скот. Агрономы «Агро-Джойнта» опекали земледельцев и обучали их передовым методам ведения сельского хозяйства. В фильме видно, что на выделенные деньги строились колодцы, закупались трактора. Здесь можно видеть название фирмы на одном из них «John Deere». Тут же в кадре появляется первая Паша Ангелина, точнее, «товарищ Розенблюм», первая трактористка колоний, а может, Крыма, а может, и всего Советского Союза.

Трактор John Deere

Жизнь шла своим чередом. Колхозники, то есть «колонисты», как их называют в фильме, занимались своими делами. Выращивали зерно, скот и даже свиней (которые, как известно, считаются «нечистыми» животными в иудаизме и мусульманстве).

Свиньи у еврейских переселенцев в Крыму

Ну и, конечно, у переселенцев стали появляться дети. В кадре — первый ребенок, рожденный в Крыму. Авторы фильма уверяют, что ее имя — «Забудь лихо». Эдакое странное наименование в стиле «Даздрапермы»...

Первый ребенок еврейских переселенцев, рожденный в Крыму

Дети росли, и их стали принимать... конечно в пионеры, а как же иначе. Перед объективами камеры группа молодежи исправно марширует, подняв руки в пионерском приветствии. Единственное, что смущает — почему самым младшим пионерам где-то лет не более пяти. Или тогда возраст не имел значения? И текст Маяковского: «колониям и республике нужна крепкая смена».

Дети-пионеры еврейских переселенцев в Крыму

И вот прошло несколько лет. У переселенцев появились дома — деревянные, каменные (из крымского ракушечника, что, похоже, было не совсем привычно колонистам). Также они познакомились с крымской экзотикой — так называемый «лемпач из Джанкоя». На экране лошадка бегает по кругу, топчет глину, солому с песком и конским навозом (именно из этих компонентов и состоял этот «лемпач» — кирпичи из необожженной глины). Из полученного новые колхозники выпиливают блоки для строительства более привычных для степного Крыма домов.

Лемпач - кирпич из необожженной глины

Переселенцы начинают жить хорошо, продукции в достатке. Ее возят, по всей видимости, в Симферополь. А как иначе объяснить появление на экране симферопольского рынка и знаменитых греческих торговых рядов возле Греческой (Троицкой) церкви, где наши герои перекусывают?

Греческие торговые ряды симферопольского рынка

Здесь стоит вспомнить и о появлении легенды, что именно в этом же 1927 году Маяковский разгуливал по Пушкинской с голыми дамами (наверное, в перерыве между съемками).

Читайте также: Маяковскому не понравилось в Крыму

В фильме старый дедушка сидит и рассуждает словами того же Владимира Владимировича: «Чего я не видел в местечке? Я не видел хлеба! А здесь хлеб будет. Потому что есть вода и есть земля!» Тут же идут не совсем понятные титры знаменитого поэта и его подельника: «Раньше вол не понимал еврея, а еврей не понимал вола. А теперь еврей понял быка, и бык понял еврея». В конце фильма надпись: «Итого переселено на землю около 100 000 евреев». И затем: «Осталось сделать много больше».

На Украине было также создано 3 еврейских национальных района — Калининдорфский, Сталиндорфский и Новозлатопольский, в Крыму (тогда еще не входившего в состав Украины) — Фрайдорфский и Лариндорфский (впоследствии села Новоселовское и Первомайское). Еврейским переселенцам было выделено в общей сложности около 5 000 кв. км. Планировалось переселение 500 000 «еврейских крестьян» за 10 лет. В действительности, с 1925 по 1937 год переселились лишь 126 000, из которых только 53 000 остались на новом месте. Интересно, что в новосозданные земледельческие коммуны и коллективные хозяйства перебрались даже переселенцы, уехавшие ранее в Палестину, Аргентину и другие страны.

В мае 1938 ОЗЕТ было ликвидировано указом ЦИКа. В том же году были расформированы созданные ранее еврейские национальные районы и сельсоветы, а еврейские школы в них превращены в русские. Из 14 000 еврейских семей, поселенных на земле за годы этого проекта, часть вернулась в города, а большинство оставшихся были убиты немцами во время Великой Отечественной. Она оставила незаживающий шрам в этом деле. По информации историков, немцы сначала расстреляли евреев и крымчаков из городов. Дали возможность колонистам собрать урожай и, только после этого их ожидала та же участь. У «северных территорий» был еще шанс подняться уже после 1944 года, когда колонии снова стали развиваться. Но дела о «врачах-убийцах» и другие подобные так и не дали возродиться делу освоения Северного Крыму, о котором и рассказал этот фильм.

Олег Широков, «Крымское эхо»

Читайте также: