Еврейские древности в Крыму

Человека, впервые посещающего пещерные города Крыма Чуфут-Кале или Мангуп-Кале, не покидает ощущение тайны. Экскурсоводы рассказывают о загадочном народе караимов, обитавшем здесь совсем недавно и исчезнувшем. Караимы не только жили на Чуфуте и Мангупе, но были единственными обитателями этих городов. Более того, в качестве религии они исповедовали, как ни странно, иудаизм, и надписи на надгробиях делали на древнееврейском языке. Само название Чуфут-Кале означает «Еврейская Крепость». Как правило, экскурсоводы не могут рассказать ничего сверх этого, лишь усиливая ощущение полной невероятности увиденного.

Тот, кто решает познакомиться с научной литературой о караимах Крыма, выясняет, что загадки и противоречия на этом не заканчиваются, а только начинаются. Спор о подлинности иудейских древностей, обнаруженных караимским ученым, общественным деятелем и собирателем А. С. Фирковичем (1786-1874) в Крыму, без преувеличения, является одной из центральных проблем русскоязычной гебраистики. В опубликованной им книге «Авней Зиккарон» («Памятные камни») Фиркович утверждал, что караимские памятники из Чуфут-Кале датируются периодом начиная с 1 века н.э. Находки Фирковича встретил с большим энтузиазмом видный петербургским гебраист Д. А. Хвольсон (1819-1911), фактически основатель кафедры семитологии (точнее, «еврейского, сирийского и халдейского языков») в Петербургском университете и создатель петербургской и российской школы семитологии и гебраистики. Эти находки, однако, сурово раскритиковал другой крупнейший петербургский гебраист А Гаркави (1839-1919), который считал, что все надписи, датируемые периодом до XIII века н.э., то есть до прихода татар в Крым, являются подделкой. В первой работе на эту тему (Д. А. Хвольсон. Восемнадцать еврейских надгробных надписей из Крыма. СПб., 1866) Хвольсон практически принимал на веру публикации А. Фирковича. Однако Гаркави (A. Harkavy. Altjudische Denkmaler aus der Krim, mitgetheilt von Abraham Firkowitsch // Memoires de l’Academie Imperiale des Sciences de St.-Petersbourg, VIII ser. N 1, 1876), Куник (А. Куник. Тохтамыш и Фиркович // Записки Императорской Академии Наук, т. 27, №3, 1876 ) и Штрак (H.L. Strak. A. Firkowitsch und seine Entdekungen, Leipzig, 1876) выступили с резкой критикой утверждений Фирковича, считая его исторические гипотезы фантастическими, и обвинили того в фальсификации дат на многих памятниках. По их мнению, Фиркович, стремясь доказать приоритет караимов и обосновать их невиновность в «распятии Христа», умышленно объявил более древними надгробия из Чуфут-Кале, которые на самом деле не старше середины XIII века (см. также А. Гаркави. По вопросу о иудейских древностях, найденных Фирковичем в Крыму // Журнал Министерства Народного Просвещения, т. 192, отд. 2, 1879).

Дом А. С. Фирковича в Чуфут-Кале.
Фиркович оставался одним из последних жителей города

Караимское кладбище
(Чуфут-Кале, Иософатовая долина)


Основными способами подделки дат была замена буквы hэй на тав. Даты в Крыму обозначались обычно «по большому исчислению», т. е. с указанием тысячелетий, поэтому датам, относившимся к шестому тысячелетию, предшествовала буква hэй (т.е. 5 тысяч). Замена hэй на тав (т.е. 400) приписывает дату к пятому тысячелетию и, таким образом, «удревляет» ее на 600 лет. Помимо этого, могла производиться более сложная технически замена hэй (5 тысяч) на далет (4 тысячи) и слов «пять тысяч» на «четыре тысячи». Следует отметить, что полное указание тысячелетия в еврейских документах характерно для дат сразу после смены тысячелетий (т.е. после 1240 года, ср. современное «девяносто первый год», но «две тысячи четвертый»).

Фотографии из книги Д. Хвольсона привезенных им в Петербург камней. В верхнем ряду две надписи, не приводимые Фирковичем, подлинные по мнению Д. Хвольсона (по мнению Д. Шапиры являющиеся подделкой). Слева год «4 тыс. 373 от Сотв.» (т.е. 613 н.э.). Справа надпись «Это камень, который я поставил в изголовье Ноаха, сына Моисея, в 4 тыс. 607 г.» (847 н.э.). В нижнем ряду надписи с поддельными датами по мнению Хвольсона. Слева памятник Буки, сыну Исаака, датированный, очевидно, по придуманной Фирковичем эре «от нашего изгнания». Справа дата hэй-шин-самех-зайн (5367, т.е. 1607 г. н.э.) грубо исправлена на тав-шин-самех-зайн, (4)767, т.е. 1007 г. н.э.


В спор включилась караимская община, ряд караимских авторов поддержали Хвольсона, полностью оправдывая Фирковича. Дискуссия во многом носила идеологический характер и была связана, с одной стороны, со стремлением караимов доказать своё древнее происхождение и поселение в Крыму до возникновения христианства и вывести караимов из-под действия антиеврейского законодательства; с другой стороны – личной неприязнью между профессором Петербургского университета Д. Хвольсоном, который был крещёным евреем, и А. Гаркави, который, как еврей, не мог занять профессорский пост и работал в Императорской Публичной библиотеке, где он, в частности, был хранителем коллекций рукописей, собранных Фирковичем.

Наиболее полно свои аргументы Хвольсон изложил в труде «Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма и надгробные и другие надписи из иных мест» (СПб., 1884), написанном по результатам двух поездок в Крым в 1878 и 1881 годах (в 1882 г. вышел вариант книги на немецком языке). В этой работе он приходит к выводу, что во многих случаях критика Гаркави в адрес Фирковича несправедлива. По мнению Хвольсона, самая древняя надпись из Чуфут-Кале относится, по крайней мере, к VII в. н.э. Работа Хвольсона содержит, помимо надписей из Крыма, обширный материал. Он привлекает еврейские надписи из Карасу-Базара, Партенита, Феодосии, с Таманского полуострова, колофоны из рукописей, опубликованные незадолго до этого надписи из Италии и многие другие данные.

В последующий период ряд ученых с большей или меньшей долей уверенности ставили под сомнение точку зрения Гаркави о невозможности пребывания евреев в пещерных городах Крыма в дотатарский период: С. Вайсенберг (Исторические Гнёзда Крыма и Кавказа // Еврейская Старина, т. 6, 1913), С. Дубнов (Историческая тайна Крыма // там же, т. 8, 1914), А. Гидалевич (Пещерный город Тепе-Кермен и его древнее еврейское кладбище // там же, т. 7, 1914), Д. Маггид (К надписям в Тепе-Кермене // там же), C. Шишман (S. Szyszman. Les inscriptions funerales decouvertes par Abraham Firkowicz // Journal Asiatique, 1975, Systemes chronologiques inconnus: Les eres decouvertes par Firkowicz // de la Torah au Messie, 1991), Н. Бабаликашвили (О нескольких еврейскоязычных караимских памятниках из Чуфут-Кале // Семитологические штудии, т. 3, Тбилиси, 1987).

Спор великих так и остался незавершенным. Со стороны Гаркави не последовало какого-либо ответа на публикацию Хвольсона 1884 года, а в вышедшей много лет спустя в 1910-1914 гг., Еврейской Энциклопедии, в редакцию которой входил Гаркави, констатируется, что евреи поселились в Чуфут-Кале в XIII веке, но в то же время приводятся многие сведения Хвольсона, которые были предметом спора в 1870-80-е годы. Например, в случае с надписями из Феодосии, о которых речь пойдет ниже. В 1914 году крупнейший еврейский историк С. Дубнов, без сомнения знакомый с аргументацией и Хвольсона, и Гаркави, писал: «Из всей коллекции надписей Фирковича можно признать достоверными только те, которые относятся к татарскому периоду и отчасти к двум предшествующим векам, начиная с XI-го», т.е. допускал возможность существования надписей XI-XII-го веков.

Объемная монография Д. Хвольсона не получила пока критического разбора. В ней приводится надписи из Чуфут-Кале 613 и 832 годов а также около десятка эпитафий, датированных X-XI веками, которые не были опубликованы Фирковичем. Недавно московский исследователь А. Федорчук обнаружил черновики книги Фирковича «Авней Зиккарон», свидетельствующие о намеренных подделках, в том числе и надписей X-XI веков, не вошедших в окончательный вариант его книги, но обнаруженных Хвольсоном или Бабаликашвили.

К настоящему моменту в Чуфут-Кале сохранились надписи XIV века, подлинность которых не вызывает сомнения. Помимо этого, даже самые суровые критики Хвольсона признают, что имелись надписи XIII века. Однако, на основании только эпиграфических данных нет возможности установить, каковы были самые ранние надписи – ответ на этот вопрос определяется историческими соображениями, а не самими текстами.

Для рассмотрения вопроса о времени появления евреев в средневековом Крыму важно установить, что произошло с иудейскими общинами, существовавшими здесь в первые века христианской эры. К этой эпохе относятся многочисленные надгробия и надписи об отпущении рабов с иудейской символикой и текстами на греческом и латинском языках, обнаруженные на территории Боспорского царства, в Керчи (Пантикапее) и Тамани (Фанагории). Неизвестно, имели ли евреи, появляющиеся в Крыму в XIII веке, какое-либо отношения к евреям, жившим здесь на тысячу лет раньше. Датировка памятников из Крыма второй половины первого тысячелетия н.э. (а иногда и сама подлинность этих памятников) сомнительна, хотя таких предположительных памятников и свидетельств известно немало. К ним относятся, в частности, надписи VIII-IX веков (то есть хазарского периода) из Тамани и Керчи, датируемые по палеографическим соображениям, есть и свидетельства средневековых авторов о евреях в Тамани (Матархе) и контролируемом хазарами Крыму. Следует сказать, что еврейское письмо весьма консервативно, и палеография не дает однозначной даты во многих случаях. Хвольсон опубликовал памятники готского периода, найденные близ Партенита (у подножья горы Аю-Даг), которые он датирует III-VIII веками (на одном из них упоминается предположительно готское имя HRFIDIL, производное от Herifrid). Он опубликовал также надпись из синагоги в Феодосии, которую датирует 909 г., и еще две надписи оттуда же 1018 и 1309 годов. Эти надписи были переведены в вышедшем в начале ХХ века в Петербурге сборнике «Регесты и надписи», упомянуты они в качестве подлинных и в Еврейской Энциклопедии и последующих справочных изданиях.

Караимские общины могли существовать и в других местах в северном причерноморье. Путешественник Песахья из Регенсбурга упоминает встреченных им в стране Кедар (локализуемой в северном причерноморье и иногда отождествляемой с Крымом) еврейских сектантах (по описанию похожих на караимов). Город Гагра упоминается как место написания караимской грамматической рукописи «Меор Айн» в 1208 году.

Разрешить эту загадку пытается израильский профессор Дан Шапира, бывший в 80-е годы одним из лидеров отказников и борцом за право советских евреев на изучение иврита, и его ученики, молодые караимоведы Михаил Кизилов из Крыма и Артем Федорчук из Москвы. По мнению Дана Шапиры, главным фактором, приведшим к появлению евреев (как караимов, так и раввинистов) в Крыму, было создание государства Золотая Орда. Благодаря централизации власти, купцы, заручившиеся поддержкой правителя, были в безопасности, что создало благоприятную атмосферу для евреев. По словам Д. Шапиры, Крым в результате прихода татар в XIII веке стал по привлекательности для иностранцев чем-то вроде Америки своего времени. Это совпадает с мнением А. Гаркави, согласно которому еврейских (и караимских) общин не было в пещерных городах Крыма в дотатарский период.

Интересно, что по мнению Дана Шапиры и Голды Ахиэзер, караимские общины в Тракае и Галиче были основаны не переселенцами из Крыма (в традиционной историографии их появление связывают с переселением части крымских караимов великим князем литовским Витовтом в 1392 г.), а из Золотой Орды. Язык польских и литовских караимов относится к западнокыпчакской группе и близок, например, к языку армян, расселившихся тогда же в Польше и Литве. При этом он отличается от языка караимов Крыма, близкого к крымско-татарскому. Однако, прямых свидетельств о караимах в Золотой Орде нет.

Михаил Носоновский, "Исторические загадки Крыма"

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История ветроэнергетики в Крыму

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»