Старое еврейское кладбище в Симферополе
Путешественники, посещавшие полуостров после присоединения его к Российской империи, отмечали большое количество евреев, проживавших здесь. Не случайно член Российской Академии наук Анатолий Николаевич Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 г., писал о Симферополе, что «в этом же городе целая улица предоставлена евреям, улица широкая, с обеих сторон, из конца в конец окаймленная лавками. Здесь находятся всякого рода инструменты, орудия, посуда, металлы, ткани, необходимые для европейского потребителя; здесь же менялы, это бессмертное поколение фарисеев, выставляет груды своих золотых, серебряных и бумажных денег».
В отчете городского головы было написано «...евреи благодаря только своей благотворительности и готовности подчиниться всякому сбору на необходимые общественные надобности имеют Синагогу, молитвенные дома, больницу, две Талмуд-Торы, кладбище, имеют раввина, его помощника и богадельню для престарелых. Материальная поддержка, оказываемая ими своим бедным единоверцам, заслуживает подражания. Каждое бедное семейство получает ежегодное пособие в 50 руб., кроме того, на Пасху все снабжаются из общественной кассы; во все субботы и праздники евреи-солдаты как войск, расположенных в Симферополе, так и прибывающих из разных мест, снабжаются субботнею пищей на средства той же общины».
(Читайте также: Синагога в Симферополе, поглощенная «Океаном»)
В городе имелись национальные кладбища — Русское, Татарское, Еврейское, Караимское. В данной статье речь пойдет о фактически нынче заброшенном старинном еврейском кладбище, расположенном за железнодорожным вокзалом. Многие люди рассказывают, что слышали о нем, но где точно оно расположено, не знают.
Появился этот «последний приют» еще в царские времена, и с ним были связаны некоторые трагические эпизоды Гражданской войны, в частности, смерть симферопольских подпольщиц — Жени Жигалиной и Фанни Шполянской, именами которых теперь названы улицы крымской столицы.
Фанни Борисовна Шполянская (1901-1920) родилась в семье рабочего-механика в Ялте. Когда ей было пять лет, родители переехали в Симферополь; здесь Фаня училась в школе, здесь стала в 1919 г. комсомолкой и приняла активное участие в подпольной работе. Успевала она делать многое, и каждое задание было с риском для жизни. Юная комсомолка поддерживала связь с заключенными тюрьмы и пленными красноармейцами, с партизанскими отрядами, вместе с другими подпольщиками из оперативного штаба собирала о белых разведданные, распространяла большевистские листовки.
С помощью провокатора контрразведчикам удалось раскрыть подпольный центр — горком РКП(б).
Евгения Лазаревна Жигалина (1890-1920) связала свою жизнь с большевистским подпольем в Каховке. Летом 1919 г. была избрана секретарем райкома партии, а осенью того же года направлена Херсонским губкомом РКП(б) в Крым.
Некоторое время Е. Л. Жигалина находилась в Евпатории, затем переехала в Симферополь, где вошла в состав татарского бюро как представитель обкома РКП(б). Кроме того, работала в подпольном Красном Кресте, в ее обязанности входило добывать оружие для партизанской армии.
17 апреля 1920 г. Фаню, Евгению и других товарищей арестовали. До революции на Фонтанной, 2 (Сергеева-Ценского) находилась гостиница «Ялта», которую в 1918 и 1920 гг. занимала контрразведка белогвардейцев. Сюда, в это здание, приводили на допрос подпольщиков, в том числе Жигалину и Шполянскую.
3 мая военно-полевой суд при штабе Добровольческого корпуса рассмотрел дело «О мусульманском коммунистическом бюро при Крымском обкоме партии большевиков». В приговоре отмечалось, что бюро, «имевшее целью путем вооруженного восстания против властей и войск вооруженных сил юга России изменение на территории Крымского полуострова государственного строя, для чего имели в своем распоряжении пулеметы и другое оружие, вооруженные отряды...»
Здесь же отмечается, что члены его вели такую подготовку по всем направлениям. Суд приговорил А. М. Рефатова, А. И. Урманова, Х. К. Сакаева, А. М. Баличиева и Е. Л. Жигалину «к лишению всех прав состояния и смертной казни через расстрел». И. Умеров, С. А. Батталов, С. И. Апазов и Н. М. Ярко-Аптекман были приговорены к разным срокам каторжных работ (Умеров — к бессрочной каторге, другие к 6 годам каждый).
А уже через два дня тот же суд и здесь же приговорил подпольщиков З. М. Воловича, А. Г. Азорского, И. О. Ананьева, Б. А. Горелика, Г. А. Старосельского и Ф. Б. Шполянскую к смертной казни через повешение. Другие подсудимые этой группы получили разные сроки каторжных работ. На суде Шполянская смело заявила: «Вы убиваете нас, надеетесь этим задушить революцию, но скоро придет день, когда вы будете сидеть на скамье подсудимых и отвечать за свои преступления».
Приговоренных к смерти по этим процессам казнили на пустыре близ тюрьмы (где сейчас бульвар имени Ленина), а ночью 9 мая 1920 г. Фани Шполянская и Евгения Жигалина были вывезены за город на еврейское кладбище и злодейски зарублены там карателями из отряда Шнейдера.
На еврейском кладбище в 1950 году была установлена стела-памятник. В честь храбрых подпольщиц назвали улицы и сквер в Симферополе. В ноябре 1930 г., когда отмечалось 10-летие освобождения Крыма от врангелевцев, улица Вторая Будущая была переименована и названа улицей Жигалиной. А улицу Султанскую сначала назвали улицей Горького, а в 1936 г. она была переименована и названа именем Шполянской.
Еврейское кладбище в Симферополе действовало с 1911 по 1964 гг., когда было закрыто в связи с открытием нового общегородского кладбища. В период оккупации немцами, по свидетельствам старожилов, немецкая администрация и расположенная рядом с Симферопольским железнодорожным вокзалом зенитная часть вермахта использовали надгробные плиты с этого кладбища в хозяйственных целях.
Много лет после закрытия старого кладбища оно всё больше и больше разрушалось. Общественники все время поднимали вопрос о сохранении его для потомков. Три года назад доцент Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Александра Швец, выступая на III научной конференции «Культурно-цивилизационный диалог и пути гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Крыму», заявила, что «старое еврейское кладбище, расположенное на улице Широкой в Симферополе, систематически подвергается осквернению со стороны вандалов». По ее словам, это кладбище стало пристанищем для бомжей и сатанистов, при этом имеются случаи оскверненных могил.
«На самом памятнике написано „готы“, „лохи“ — молодежь обосновалась на памятнике своим замученным сверстникам. Там как капище для сбора, очевидно, сатанистов и других молодежных субкультур», — заявила доцент. Александра Швец также отметила, что еврейские общины не занимаются восстановлением этого кладбища.
«В Крыму существует две еврейские общины, и ни одна не может изъявить такого особого желания восстанавливать это кладбище. Сегодня это место, где собираются люди без определенного места жительства, а если проходит дождь, то на этом кладбище вымываются даже человеческие кости. Вандализм начинается в головах людей, когда мимо этого мы проходим спокойно, не замечая и не желая вкладывать сил в то, чтобы восстановить это кладбище или каким-то образом закрыть его, чтобы туда никто не ходил. Это видят дети, это видят взрослые, это видят наши политики, а может, они и не видят. Во всяком случае, две еврейские общины не желают заниматься хотя бы закрытием этого кладбища», — заявила Александра Швец в своем докладе.
При этом она отметила, что ограниченная информация по случаям вандализма «может создать неверное представление» об этой форме хулиганства. «По большому счету, это представление сформировано как мифологема в крымском региональном сообществе о том, что вандализм в Крыму направлен лишь против крымских татар. Это опасная проблема. За последние годы по тем милицейским сводкам на территории автономии зарегистрирован 401 факт вандализма на мусульманских, христианских и других кладбищах.
Причем в 2006 году милиция зарегистрировала 69 погромов на кладбищах, из них лишь один — на мусульманском. В 2007 году случаи вандализма участились, их было 235, в том числе три — на мусульманских кладбищах. С начала 2008 года органами внутренних дел было зафиксировано 97 кладбищенских преступлений, из которых четыре на мусульманских кладбищах», — отметила эксперт. «Апофеозом вандального отношения к кладбищенским местам — признание любви красными буквами: „Я тебя люблю, Катя“ на могильной плите», — рассказала Александра Швец.
И вот в этом году появились сообщения о желании решить этот вопрос. Старое еврейское кладбище столицы Крыма, Симферополя, вскоре сможет превратиться в парк и мемориальный комплекс. А все останки из сохранившихся в зоне кладбища могил будут перезахоронены с установкой мемориала. Данный проект предложила Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма (Ландшафтное предприятие ООО «ХЕБРЕ»).
По словам председателя Ассоциации Анатолия Гендина, старо-еврейское кладбище как единое целое уже не существует и восстановить его возможности нет. Почти третья часть его была снесена при строительстве хозяйственных построек и жилых домов. Но Гендин отметил, что, согласно проекту, все останки из сохранившихся в зоне кладбища могил будут перезахоронены в одном месте, с установкой мемориала, на котором будут выгравированы списки упокоившихся на этом кладбище.
Практика перезахоронения останков существовала у евреев эпохи Первого и Второго Храма, пояснил Анатолий Гендин. То есть тело хоронили один раз, ждали какое-то время, пока плоть истлевала, а потом собирали кости и снова хоронили их либо в пещерах (в эпоху Первого Храма), либо в специальных ящиках, которые на иврите называли глускема, а на латинском — оссуарии. Эта методика вполне соответствует нашему проекту: перезахоронения останков в отдельных ящиках«, — отметил Анатолий Гендин.
(Читайте также: Симферополь — город на костях)
Гендин сообщил также, что Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма открыла счета в гривнах, долларах, евро, английских фунтах и готова предоставить детали проекта всем, кто пожелает принять участие в его реализации.
После перезахоронения на оставшейся территории планируется разбить парк с фонтанами, кафе, а также создать музейный культурный комплекс по истории еврейского кладбища и истории евреев Крыма. На входе в парк должны быть размещены символы еврейской культуры — менора и звезда Давида.
«Можно ли делать на месте бывшего кладбища парк? Есть разные мнения мудрецов на счет того, под что можно использовать землю после переноса могил. Большинство склоняются к тому, что под общественные нужды можно. А парк — это как раз под общественные нужды», — отметил А. Гендин.
Но вот прошло уже почти три месяца после оглашения этих планов, но старое еврейское кладбище так и стоит нетронутым... Как бы не получилось здесь, как с постройкой синагоги, под которую уже много лет назад выделили землю в центре Симферополя, но строительство всё никак не начинается...(«Симферопольские депутаты утвердили техническую документацию по землеустройству и возобновили договор аренды гражданину США Липшиц Йицхок Мейер на земельный участок площадью 8 соток по ул. Набережная, 40 для строительства здания синагоги до 6 марта 2014 года», — из документа, апрель 2012 г.).
Читайте также:
В отчете городского головы было написано «...евреи благодаря только своей благотворительности и готовности подчиниться всякому сбору на необходимые общественные надобности имеют Синагогу, молитвенные дома, больницу, две Талмуд-Торы, кладбище, имеют раввина, его помощника и богадельню для престарелых. Материальная поддержка, оказываемая ими своим бедным единоверцам, заслуживает подражания. Каждое бедное семейство получает ежегодное пособие в 50 руб., кроме того, на Пасху все снабжаются из общественной кассы; во все субботы и праздники евреи-солдаты как войск, расположенных в Симферополе, так и прибывающих из разных мест, снабжаются субботнею пищей на средства той же общины».
(Читайте также: Синагога в Симферополе, поглощенная «Океаном»)
В городе имелись национальные кладбища — Русское, Татарское, Еврейское, Караимское. В данной статье речь пойдет о фактически нынче заброшенном старинном еврейском кладбище, расположенном за железнодорожным вокзалом. Многие люди рассказывают, что слышали о нем, но где точно оно расположено, не знают.
Появился этот «последний приют» еще в царские времена, и с ним были связаны некоторые трагические эпизоды Гражданской войны, в частности, смерть симферопольских подпольщиц — Жени Жигалиной и Фанни Шполянской, именами которых теперь названы улицы крымской столицы.
Фанни Борисовна Шполянская (1901-1920) родилась в семье рабочего-механика в Ялте. Когда ей было пять лет, родители переехали в Симферополь; здесь Фаня училась в школе, здесь стала в 1919 г. комсомолкой и приняла активное участие в подпольной работе. Успевала она делать многое, и каждое задание было с риском для жизни. Юная комсомолка поддерживала связь с заключенными тюрьмы и пленными красноармейцами, с партизанскими отрядами, вместе с другими подпольщиками из оперативного штаба собирала о белых разведданные, распространяла большевистские листовки.
С помощью провокатора контрразведчикам удалось раскрыть подпольный центр — горком РКП(б).
Евгения Лазаревна Жигалина (1890-1920) связала свою жизнь с большевистским подпольем в Каховке. Летом 1919 г. была избрана секретарем райкома партии, а осенью того же года направлена Херсонским губкомом РКП(б) в Крым.
Некоторое время Е. Л. Жигалина находилась в Евпатории, затем переехала в Симферополь, где вошла в состав татарского бюро как представитель обкома РКП(б). Кроме того, работала в подпольном Красном Кресте, в ее обязанности входило добывать оружие для партизанской армии.
17 апреля 1920 г. Фаню, Евгению и других товарищей арестовали. До революции на Фонтанной, 2 (Сергеева-Ценского) находилась гостиница «Ялта», которую в 1918 и 1920 гг. занимала контрразведка белогвардейцев. Сюда, в это здание, приводили на допрос подпольщиков, в том числе Жигалину и Шполянскую.
3 мая военно-полевой суд при штабе Добровольческого корпуса рассмотрел дело «О мусульманском коммунистическом бюро при Крымском обкоме партии большевиков». В приговоре отмечалось, что бюро, «имевшее целью путем вооруженного восстания против властей и войск вооруженных сил юга России изменение на территории Крымского полуострова государственного строя, для чего имели в своем распоряжении пулеметы и другое оружие, вооруженные отряды...»
Здесь же отмечается, что члены его вели такую подготовку по всем направлениям. Суд приговорил А. М. Рефатова, А. И. Урманова, Х. К. Сакаева, А. М. Баличиева и Е. Л. Жигалину «к лишению всех прав состояния и смертной казни через расстрел». И. Умеров, С. А. Батталов, С. И. Апазов и Н. М. Ярко-Аптекман были приговорены к разным срокам каторжных работ (Умеров — к бессрочной каторге, другие к 6 годам каждый).
А уже через два дня тот же суд и здесь же приговорил подпольщиков З. М. Воловича, А. Г. Азорского, И. О. Ананьева, Б. А. Горелика, Г. А. Старосельского и Ф. Б. Шполянскую к смертной казни через повешение. Другие подсудимые этой группы получили разные сроки каторжных работ. На суде Шполянская смело заявила: «Вы убиваете нас, надеетесь этим задушить революцию, но скоро придет день, когда вы будете сидеть на скамье подсудимых и отвечать за свои преступления».
Приговоренных к смерти по этим процессам казнили на пустыре близ тюрьмы (где сейчас бульвар имени Ленина), а ночью 9 мая 1920 г. Фани Шполянская и Евгения Жигалина были вывезены за город на еврейское кладбище и злодейски зарублены там карателями из отряда Шнейдера.
На еврейском кладбище в 1950 году была установлена стела-памятник. В честь храбрых подпольщиц назвали улицы и сквер в Симферополе. В ноябре 1930 г., когда отмечалось 10-летие освобождения Крыма от врангелевцев, улица Вторая Будущая была переименована и названа улицей Жигалиной. А улицу Султанскую сначала назвали улицей Горького, а в 1936 г. она была переименована и названа именем Шполянской.
Еврейское кладбище в Симферополе действовало с 1911 по 1964 гг., когда было закрыто в связи с открытием нового общегородского кладбища. В период оккупации немцами, по свидетельствам старожилов, немецкая администрация и расположенная рядом с Симферопольским железнодорожным вокзалом зенитная часть вермахта использовали надгробные плиты с этого кладбища в хозяйственных целях.
Много лет после закрытия старого кладбища оно всё больше и больше разрушалось. Общественники все время поднимали вопрос о сохранении его для потомков. Три года назад доцент Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Александра Швец, выступая на III научной конференции «Культурно-цивилизационный диалог и пути гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Крыму», заявила, что «старое еврейское кладбище, расположенное на улице Широкой в Симферополе, систематически подвергается осквернению со стороны вандалов». По ее словам, это кладбище стало пристанищем для бомжей и сатанистов, при этом имеются случаи оскверненных могил.
«На самом памятнике написано „готы“, „лохи“ — молодежь обосновалась на памятнике своим замученным сверстникам. Там как капище для сбора, очевидно, сатанистов и других молодежных субкультур», — заявила доцент. Александра Швец также отметила, что еврейские общины не занимаются восстановлением этого кладбища.
«В Крыму существует две еврейские общины, и ни одна не может изъявить такого особого желания восстанавливать это кладбище. Сегодня это место, где собираются люди без определенного места жительства, а если проходит дождь, то на этом кладбище вымываются даже человеческие кости. Вандализм начинается в головах людей, когда мимо этого мы проходим спокойно, не замечая и не желая вкладывать сил в то, чтобы восстановить это кладбище или каким-то образом закрыть его, чтобы туда никто не ходил. Это видят дети, это видят взрослые, это видят наши политики, а может, они и не видят. Во всяком случае, две еврейские общины не желают заниматься хотя бы закрытием этого кладбища», — заявила Александра Швец в своем докладе.
При этом она отметила, что ограниченная информация по случаям вандализма «может создать неверное представление» об этой форме хулиганства. «По большому счету, это представление сформировано как мифологема в крымском региональном сообществе о том, что вандализм в Крыму направлен лишь против крымских татар. Это опасная проблема. За последние годы по тем милицейским сводкам на территории автономии зарегистрирован 401 факт вандализма на мусульманских, христианских и других кладбищах.
Причем в 2006 году милиция зарегистрировала 69 погромов на кладбищах, из них лишь один — на мусульманском. В 2007 году случаи вандализма участились, их было 235, в том числе три — на мусульманских кладбищах. С начала 2008 года органами внутренних дел было зафиксировано 97 кладбищенских преступлений, из которых четыре на мусульманских кладбищах», — отметила эксперт. «Апофеозом вандального отношения к кладбищенским местам — признание любви красными буквами: „Я тебя люблю, Катя“ на могильной плите», — рассказала Александра Швец.
И вот в этом году появились сообщения о желании решить этот вопрос. Старое еврейское кладбище столицы Крыма, Симферополя, вскоре сможет превратиться в парк и мемориальный комплекс. А все останки из сохранившихся в зоне кладбища могил будут перезахоронены с установкой мемориала. Данный проект предложила Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма (Ландшафтное предприятие ООО «ХЕБРЕ»).
По словам председателя Ассоциации Анатолия Гендина, старо-еврейское кладбище как единое целое уже не существует и восстановить его возможности нет. Почти третья часть его была снесена при строительстве хозяйственных построек и жилых домов. Но Гендин отметил, что, согласно проекту, все останки из сохранившихся в зоне кладбища могил будут перезахоронены в одном месте, с установкой мемориала, на котором будут выгравированы списки упокоившихся на этом кладбище.
Практика перезахоронения останков существовала у евреев эпохи Первого и Второго Храма, пояснил Анатолий Гендин. То есть тело хоронили один раз, ждали какое-то время, пока плоть истлевала, а потом собирали кости и снова хоронили их либо в пещерах (в эпоху Первого Храма), либо в специальных ящиках, которые на иврите называли глускема, а на латинском — оссуарии. Эта методика вполне соответствует нашему проекту: перезахоронения останков в отдельных ящиках«, — отметил Анатолий Гендин.
(Читайте также: Симферополь — город на костях)
Гендин сообщил также, что Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма открыла счета в гривнах, долларах, евро, английских фунтах и готова предоставить детали проекта всем, кто пожелает принять участие в его реализации.
После перезахоронения на оставшейся территории планируется разбить парк с фонтанами, кафе, а также создать музейный культурный комплекс по истории еврейского кладбища и истории евреев Крыма. На входе в парк должны быть размещены символы еврейской культуры — менора и звезда Давида.
«Можно ли делать на месте бывшего кладбища парк? Есть разные мнения мудрецов на счет того, под что можно использовать землю после переноса могил. Большинство склоняются к тому, что под общественные нужды можно. А парк — это как раз под общественные нужды», — отметил А. Гендин.
Но вот прошло уже почти три месяца после оглашения этих планов, но старое еврейское кладбище так и стоит нетронутым... Как бы не получилось здесь, как с постройкой синагоги, под которую уже много лет назад выделили землю в центре Симферополя, но строительство всё никак не начинается...(«Симферопольские депутаты утвердили техническую документацию по землеустройству и возобновили договор аренды гражданину США Липшиц Йицхок Мейер на земельный участок площадью 8 соток по ул. Набережная, 40 для строительства здания синагоги до 6 марта 2014 года», — из документа, апрель 2012 г.).
Олег Широков, «Крымское эхо»