20 января 2013 г.

Катание на лыжах и сноуборде на Ай-Петри

В центре крымского зимнего отдыха — на плато Ай-Петри — пока нет ни уютных домиков для отдыха, ни современных подъемников с удобными креслами, ни общепита. Зато есть сотни людей, которые любят снег и не ждут поездки на Кавказ или в Альпы, чтобы встать на лыжи или сноуборд. Мы побывали на Ай-Петри 12 января — в день старта лыжного сезона — и разобралась во всех тонкостях зимнего отдыха по-крымски.

Сноубординг в Крыму

Кавказ и Карпаты лучше, Крым — дешевле


«Джип Патриот» Андрея вмещает восемь человек: трое сноубордистов, трое лыжников и двое газетчиков: я и фотограф Юра. Андрею около сорока, он — горнолыжник с восьмилетним стажем, не так давно начал осваивать сноуборд. Попутчиков собирает, чтобы окупить расходы на дорогу.

«Патриот» плющит колесами симферопольские лужи, брызги накрывают тротуары с редкими прохожими. Сложно представить, что совсем недалеко лежит снег. Из Симферополя мы выехали еще до рассвета, Андрей объяснил — «чтобы не попасть в пробку». Сегодня выходной, на Ай-Петри будет масса народа. Микроавтобусы, которые везут большинство лыжников, не всегда готовы к дорожным сложностям, поэтому важно начать подъем на Ай-Петри в числе первых.

В дороге обсуждаем с попутчиками перспективы крымского зимнего отдыха.

— Буковель можно сравнивать с российской Красной поляной, но никак не с Крымом, — рассуждает Андрей, не отрывая взгляда от дороги. — Вот только Буковель Красной поляне во всем проигрывает: и трассами, и подъемниками, и инфраструктурой.

— А по ценам?

— На Кавказе, конечно, дороже.

— А что у нас?

— У нас есть просто горка, на которую люди приезжают покататься. А в той же Буковели — курорт, — Андрей продолжает давить колесами лужи. — Хотя природные возможности у нас есть: на том же Ангарском перевале прекрасные условия для катания, а на вершине Чатыр-Дага вообще снег до мая месяца лежит, — спорит сам с собой Андрей.

До мая — это значит почти пять месяцев. Пляжный отдых в Крыму тоже длится пять месяцев — и большинство прибрежных гостиниц вроде бы не бедствуют. Значит, зимний курорт тоже потенциально прибылен.

Ребенок катается со снежной горки

В конце восьмидесятых крымскими склонами заинтересовались специалисты из Австрии, рассказывает Андрей. Иностранцев привлек Чатыр-Даг. Австрийцы мечтали сделать там курорт европейского уровня и даже осмотрели топографические характеристики склонов, перепады высот, сделали замеры. Однако дальше дело не продвинулось, говорят, из-за того, что чиновники запросили у будущего бизнеса баснословные «откаты».

За моей спиной ребята делятся впечатлениями от заграничных центров зимнего отдыха: одни были на Кавказе, другие — в Болгарии и почти все отдыхали на Западной Украине.

— До болгарского сервиса не только Крыму, даже карпатским курортам очень далеко, — включается в разговор сноубордист Антон. — Конечно, кататься на Ай-Петри — самый дешевый вариант, не нужно тратиться на питание и проживание. Но все равно, издалека сюда почти не ездят.

— Все-таки процентов пять приезжих есть, — подхватывает Андрей. — В основном, Запорожье, Днепропетровск, Харьков, Херсон, приезжает Мариуполь, Бердянск, одесситы. Даже киевляне бывают.

Катание со снежной горки

Подъем с приключениями: около трети туристов застревают в снегу


Последний перед Ай-Петри населенный пункт — село Соколиное — остался позади, машина, как нож в масло, входит в густой туман и начинает осторожно ввинчиваться по серпантину в гору. «Патриот» месит остатки вчерашнего снега, время от времени упираясь в застрявшие на дороге машины тех, кто оказался шустрее. Перед нашим носом зеленый микроавтобус неожиданно макает днище в дорожную жижу и останавливается. За нами выстраивается очередь из нескольких машин. Андрей нетерпеливо барабанит пальцами по рулю. Из автобуса выскакивают несколько парней и фактически на руках переносят машину на колею.

— Ехать лучше большой компанией — не только, чтобы бензин «отбить», но и чтобы машину, если что, могли толкнуть, — просыпается еще один наш попутчик — Максим.

Пейзаж за окном постепенно преображается. Туман, сырость и серость остаются внизу, еще несколько крутых поворотов — и мы в сказочном лесу: земля прикрыта снежным одеялом, ветки деревьев склонились под тяжестью белого груза.

— «Двадцать седьмой» не работает,  — неожиданно раздается за спиной разочарованный голос горнолыжника Димы. «Двадцать седьмой» — это подъемник самой длинной и популярной ай-петринской лыжной трассы, на 27‑м километре дороги Ялта — Бахчисарай. За окном в снежном тумане замечаю очертания уходящих вглубь леса черных нитей-тросов.

— Едем на «двадцать шестой»? — оборачивается к пассажирам Андрей. Попутчики кивают. Еще несколько минут — и мы на месте.

Катание на сноуборде в Крыму на Ай-Петри
Несмотря на ранний час, здесь уже многолюдно. Верчу головой, пытаясь найти хоть какие-то признаки горнолыжной базы. И тут начинается самое неожиданное. Уверена, что, когда говорят «зимний отдых на Ай-Петри», большинство не бывавших здесь крымчан представляют деревянные домики с кафе и прокатом лыж, трассы с подъемниками. И ошибаются. Здесь, на Ай-Петри, — только лес и бескрайние белые просторы. Ни стоянок для машин, ни проката, ни даже, извините, туалета. До ближайшего шашлыка и прочих удобств — шесть километров. Там есть и кафешки, и теплые дома, и просто спальные места. Добраться можно либо на внедорожнике, либо на снегоходе. Снегоходы предлагают в аренду, цены кошмарные: 50 гривен за минуту!

— Подъемник и здесь не работает, — бурчит Дима, переобуваясь в лыжные ботинки, и указывает куда-то вдаль: сквозь пелену тумана угадывается небольшой склон и уходящие вдаль металлические тросы — один над другим. Это и есть подъемник — старомодный, бугельный. Его основа — это трос, который движется под действием электродвигателя. Становишься на лыжи, цепляешься за трос специальной вилкой — и он тянет тебя наверх. Смотрю на часы — начало одиннадцатого, подъемники должны работать с десяти. На катание — всего пять часов, потом подъемники прекращают работу. Начинает темнеть, а освещенных лыжных трасс в Крыму пока нет.

Рекорд времен СССР: 5 тысяч лыжников в день


Природа завораживает, но все остальное не радует.

— Главный плюс — то, что Ай-Петри рядом, можно ездить каждые выходные, — присоединяется к разговору Мария Бондаренко — она уже пять лет катается на сноуборде. — Многие здесь учатся, а получать удовольствие от катания едут уже в другие места.

Попутчики разбредаются по склону, а мы с фотографом направляемся к импровизированному прокату лыж и сноубордов — на снегу свалено в ряд оборудование для зимних утех, здесь же стоит потухший мангал с шашлыками и самовар. Чай стоит три гривны — дешевле, чем в Симферополе. Заведует всем этим хозяйством севастополец Дмитрий Рогожинский, организатор клуба «Ре-Эктив».

Клуб Дмитрия когда-то хотел взять в аренду участок на северном склоне Ай-Петри, создать здесь горнолыжную базу, но потом выяснилось, что проще каждый день возить лыжников из Севастополя. Туристов привозят на военном вездеходе — ГАЗ 66, стоимость поездки, которая включает доставку, прокат лыж или сноуборда, горячий чай и мангал с дровами на целый день, — 150 гривен. Как два билета в кино, то есть очень по-божески.

— Деньги сюда пока не вкладывают, — вздыхает Дмитрий. — Дорога постоянно не чищена, туалетов нет, тепла нет. Но люди все равно приезжают — многие катаются каждые выходные, детей с собой берут. Для крымчан снег — это настоящая сказка.

Лыжные очки

На гору приезжает еще одна вереница машин, из них выгружается очередная партия любителей активного отдыха. В их числе — председатель Федерации сноубординга Крыма Антон Галдин. Спрашиваю его, есть ли у Ай-Петри какие-то плюсы, кроме снега и близости к крымским городам.

— Главное наше преимущество — безопасные, «мягкие» склоны, они отлично подходят для начинающих. Плюс демократичные цены. Если в Буковеле местный решит покататься, ему придется за день отдать 350–370 гривен. А у нас на Ай-Петри — 80–90 гривен. В четыре раза меньше! Конечно, комфорта здесь меньше, но есть главное — снег!

Антон настроен оптимистически, говорит, что уже в скором времени на северном склоне заработает современный подъемник — энтузиасты из горнолыжного клуба уже давно закупили оборудование. Кроме того, уже в этом сезоне в Крыму может появиться освещенная трасса — и тогда можно будет кататься всю ночь.

Желающих прокатиться с каждой минутой становится все больше, идем к единственному работающему подъемнику — на 25‑й километр, в сноу-парк, построенный в 2004 году на деньги энтузиастов.

Генератор, от которого работает подъемник, рокочет, как двигатель реактивного самолета. Возле него хлопочет мужчина средних лет. Знакомимся. Сергей Владимирович, инструктор по сноуборду.

— Перспективы у зимнего отдыха в Крыму есть, — уверен он. — При СССР, в «застойные» времена на Ай-Петри собирались до пяти тысяч лыжников! Приезжали целыми автобусами — от заводов, организаций.

Народ продолжает приезжать. Машинам становится тесно, паркуются, плотно прижавшись бамперами. Подъемники начинают работать, возле них тут же выстраивается очереди. Лыжники, снобуордисты, дети на санках несутся с горок, задевая друг друга на финише. Время близится к обеду, и над склонами плывет дым от многочисленных костров — как правило, сюда приезжают со своими мангалами, некоторые привозят даже столы и стулья. Туалетов, повторюсь, нет, и снег местами становится желтым. Пахнет жареным мясом и алкоголем, периодически лыжники кричат «Ура!» — радуются открытию сезона. Он продлится до конца марта, но многолюдно на Ай-Петри будет только в выходные.

Где дешевле кататься на лыжах: в Крыму на Ай-Петри или в Буковеле?

Александр Лиев, министр курортов и туризма Крыма:


— Чтобы развивать в Крыму зимние активные виды отдыха, нужно внимательно изучать перспективы полуострова как горнолыжного курорта. Ситуация не однозначна. В прошлом году мы разработали программу использования плато Ай-Петри. Ее цель — исследовать климатические особенности плато, прежде всего выяснить, можно ли там создать хотя бы четырехмесячный лыжный курорт. В этом году мы заложили под эти цели средства, проводим исследования, и до конца года будут уже конкретные результаты.

Илона Тунанина, «Республика»

Читайте также: