История района улицы Лермонтова в Симферополе

Вы когда-нибудь слышали о таких симферопольских улицах: Достоевского, Айвазовского, Челюскинцев? Эти улицы еще существовали на карте довоенного Симферополя, а в 70-е годы пропали навсегда. (Правда, недавно в городе появилась улица братьев Айвазовских — похоже, что Ивану теперь от брата никуда). При постройке и развитии Симферополя почти все осталось без изменений: Ак-Мечеть удивляет туристов своими кривыми улочками, дальние села оказались внутри города, но целый район столицы Крыма был перестроен совершенно, многие улицы исчезли или поменяли свое направление, и почти следов не осталось от того, что здесь было раньше.

Трамвай на улице Лермонтова в Симферополе

Речь идет об огромном квартале улиц Куйбышева, Лермонтова, проспекта Победы и так до Малого Салгира. В середине 70-х годов в тогда еще действовавшем кинотеатре «Звезда» появились плакаты, рассказывающие — какие преобразования ожидают вскоре этот район города. На месте одноэтажных домиков должны были вырасти кварталы многоэтажных домов из девяти (!) этажей. Сейчас кажется странным, что это могло тогда впечатлять местных жителей, но тогда в городе было всего пара шестиэтажных домов, и местные жители ходили в них, чтобы... прокатиться на лифте. (По существующим СНИПам, лифты устанавливали только в дома с не менее чем с 6 этажами. Нежеланием связываться с ними, наверное, объясняется огромное количество пятиэтажек в столице Крыма).

Сказано — сделано. Бульдозеры снесли все одноэтажные строения на огромной площади и начали застраивать новый микрорайон домами небывалой высоты. Мы изучили старинные фотосъемки города до перестройки. На них можно видеть, сколько в этом районе было улиц и дорог, пропавших после застройки. Самым интересным местом оказалась самая популярная сейчас улица Лермонтова. Оказывается, она была не только короче, но резко заворачивала вправо, к Малому Салгиру недалеко от школы № 3. Поэтому, когда в 20-е годы, когда решили пустить трамвайную ветку в район, Красной горки ее пустили частично по Лермонтова, потом она проходила по улице Воинской (то есть рядом со старым входом в школу), пересекала Куйбышева и шла дальше по Садовой.

Трамвай на улице Лермонтова в Симферополе, 1968 год
Трамвай на ул. Лермонтова, 1968 г.

Улица Достоевского в Симферополе
Но не может быть, чтобы от старых улиц ничего не осталось. Мы отправились на поиски остатков симферопольских артерий. И практически их все нашли. Сейчас на карте города от названий старой застройки можно обнаружить разве что улицу Островского да Северный переулок, проходящих мимо той же третьей школы. Но двухэтажные, судя по постройке, военные особняки остались на своих старых местах и здесь, во-первых, почти сохранилась, хотя и без имени, улица Достоевского. Она проходит мимо школы с одной стороны и гаражей с другой, пересекает тот же Северный переулок и мимо двухэтажек, почти доходит до проспекта Победы.


Старая дорога у 3-й школы в Симферополе
На картах улица Островского доходит только до школы, на старой же съемке видно, что она проходила мимо главного ее крыльца и упиралась в трамвайную линию. Еще южнее проходила параллельная ей улица Продольная. Сейчас от этой улицы следов уже и найти, а ведь она представляла собой часть старинной дороги из Битака в Бахчель.

Две улицы — Айвазовского и Челюскинцев исчезли после застройки района 9-этажными домами и постройки новой школы — № 25. Айвазовская проходила западнее, а Челюскинцев — восточнее школьного стадиона. От них остались проезды между домами 13 и 15, 7 и 11 по улице Лермонтова. В этом же районе была еще одна улица, пропавшая с карт Симферополя — Пожарная. Остатки от нее — это улица, проходящая параллельно проспекту Победы мимо второй симферопольской поликлиники и часть ее в районе новостроек за кинотеатром «Звезда».

Улица Пожарная в Симферополе

От кольца к улице Лермонтова идет небольшой проезд, соединяющийся с нынешней улицей Полярной. Именно здесь проходила другая улица — Фруктовая. Часть ее под этим названием и сейчас сохранилась чуть дальше — рядом с местом слияния реки Абдалки (или Боурчи) с Малым Салгиром. Этот район в корне перестроили — от места прохождения улиц не осталось следов, и не удивительно. Нынешние многоэтажки 17 и 18 по Лермонтова, и огромный полукруглый дом по Куйбышева 31 прямо стоят на месте бывших улиц. Часть улицы Репина здесь заворачивала влево и шла почти до проспекта Победы.

Ул. Куйбышева, 31 в Симферополе

Здесь же рядом — нынешнее «Лермонтовское» кольцо. Оно отличается от других подобных, что со всех его сторон расположены вроде бы странные асфальтовые «треугольники» со столбами на них. Их происхождение можно объяснить тем, что опоры ранее держали все провода — как трамвайные, так и просто электрические — именно здесь трамвай не просто проходил, но еще и заворачивал на улицу Садовую. При постройке кольца пришлось их сохранить — как крепления для проводов, а потом, вероятно, решили их оставить для укрепления контактной сети. Часть Полевой сейчас стала грунтовой и по ней проходит только пешеходная тропа.

Улица Полевая в Симферополе

Как видим, мы можем вместе с героями «Мастера и Маргариты» сказать, что не только «Рукописи не горят», но и «Улицы не исчезают». Старинные улицы в основном превратились в дорожки и детские площадки возле домов, на месте старых, одноэтажных вырос огромный микрорайон, частично решив квартирную проблему тех времен, но правда жаль, что пропали такие чудесные названия улиц, как Достоевского, Айвазовского, Челюскинцев, а дома стали считаться относящимися к улицам Лермонтова и Куйбышева...

Олег Широков, «Крымское Эхо»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История происхождения названия города Симферополь

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Деревья-старожилы Крыма