Древнейшие улицы Симферополя. Вид с Неаполя

Неизвестный фотограф около сотни лет назад забрался на Неаполь Скифский и сфотографировал оттуда вид на фабрику Абрикосова (Воровского, 24 — нынешний завод им. Кирова). Изменения в крымской столице потрясают воображение: тогда в этой части города почти ничего не было. Не был застроен так называемый «Новый город» большим количеством одноэтажных домов. Не было огромного многоэтажного района улицы Мате Залки, Центральный автовокзал с его домами и автобусами не существовал вовсе.

Вид с Неаполя на Симферополь (старое фото)

Да и было это место тогда лишь предместьем Симферополя — мимо фабрики проезжали путешественники на Южный берег, и был он для них ориентиром — где сворачивать на улицу Алуштинскую по пути к морю. Рядом с фабрикой — старинное село Подгородне-Петровское, основанное отставными русскими солдатами. Здесь до сих пор сохранились эти старинные мазанки, за 200 лет вросшие буквально в землю. Часть из них снесли, а несколько оставшихся стоят того, чтобы их сохранить как историческую ценность крымской столицы.

Фабрика Абрикосова в Симферополе
Фото с сайта abrikosov-sons.ru

На снимке возле фабрики видны многочисленные сады: хороший был принцип готовить продукцию из максимально свежих фруктов. Впоследствии вместо садов тут появились новые корпуса завода им. Кирова, а ближе к Неаполю — воинские части. Тут же видно место, где стоял когда-то детский сад. Крымский юридический институт развалил старое здание, решив построить на его месте жилой дом. Сейчас тут еще один полузаброшенный долгострой.

Далее за фабрикой мы можем видеть только пустынные холмы, и видно на них лишь пересечение каких-то дорог. Но это не просто пересечение: этот «транспортный узел» — одна из главных точек древнего города. Рядом с Неаполем Скифским располагался дворец Калги-Султана — второго лица в Крымском ханстве. От него шли дороги к ближайшим селам — к Битаку, известному симферопольцам названиями улиц Гурзуфской и Центральной, где расположена конечная остановка ряда маршрутных такси и Чокурче (или Чукурче) — селу Луговому, ныне вошедшему в состав города.

Нам было интересно: откуда фотограф снимал эту часть города, и мы сумели найти на Неаполе Скифском этот небольшой выступ на скалах, куда снимающий сумел затащить свое фотоимущество. Не будем забывать, что ранее фотоаппараты были огромными, тяжелыми, да еще к ним приходилось таскать набор тяжелых фотопластинок и кучу другого оборудования. И вот на новом снимке, снятом с той же точки, видно, как разросся наш прекрасный город — практически не осталось ни одного пустого места в юго-западной части Симферополя.

Вид с Неаполя на Симферополь

Рядом с бывшим дворцом и улицей Воровского стоит небольшой мост, один из редких оставшихся на Салгире лишь пешеходным. Ранее по нему люди ходили к кинотеатру «Мир», ныне превратившемуся в развалины долгостроя.

Старый мост в Симферополе

А ведь именно по этому мосту (выглядевшему, конечно, иначе) и проходила одна из древнейших дорог будущего Симферополя, после моста дорога поворачивала немного вправо и вскоре переходила в нынешнюю улицу Мате Залки. Кстати, часть дороги до сих пор сохранилась в виде аллеи, которая упирается в «новостройки» 50-х годов ХХ века. Новые дома и перекрыли древнюю дорогу.

В Симферополе много есть таких «странных» улиц — вроде бы расположенных не на месте, а на самом деле, имевших просто древнее происхождение. Такая, кроме Мате Залки, к примеру, улица Куйбышева — непонятная, пятая по счету улица на перекрестке улиц Киевской и проспекта Победы — а, на самом деле, древняя дорога к селу Бахчи-Эли — тоже ныне вошедшему в состав столицы Крыма.

Улица Мате Залки была названа именем венгерского писателя-интернационалиста, участника гражданской войны, борца с фашизмом в Испании (1896–1937). Настоящее его имя — Бела Франкль, но прославился он под именем советского бойца и писателя Мате Залки и испанского генерала Пауля Лукача. Эта старинная улица поднимается наверх и вскоре соединяется с улицей Центральной — это тоже древняя дорога к старинному Битаку. Здесь находилось средневековое пересечение путей — дороги из Битака на Бахчи-Эли (или Бахчель) и дороги от Ак-Мечети на Чокурчу.

Дорога на Чокурчу поднимается наверх — холм все равно иначе не обойти, а вот дороги на Бахчель и Битак проходили не так, как сейчас, — они идут оптимально по хребту, но все же достаточно высоко над уровнем реки — не то, что нынешняя улица Киевская. Это было связано с тем, что и сёла прямо возле Салгира не строились — а все потому, что главная река Крыма часто весной показывала свой характер. Водохранилище, сдерживавшее бурный горный поток, еще не было построено, и потому реку разные путешественники описывали по-разному: одни видели здесь «ручеек, носивший гордое имя реки», а описания других вели к легендам об огромной, судоходной реке.

Если улица Центральная сохранила свое старое расположение, то древняя дорога из Бахчели на Битак сохранилась лишь частично. Эта улица сначала носила название Битакская, появившееся как память о ее предназначении. Потом началась череда переименований. В 1928 году ее назвали «Новогородней» — понятно, почему: она проходила в самом центре так называемого «Нового Города». (В этом районе было целых 14 «Новогородних» улиц, но об этом следует написать отдельную статью).

Потом в 1938 году переименовали в Юбилейную, правда, непонятно, в честь какого юбилея. Затем, уже после войны, в 1974 г. решили назвать в честь Ворошилова, умершего несколько лет назад. Не так давно, несмотря на не очень сильное желание властей возвращать улицам их старинные названия, ей все-таки вернули прежнее имя. Пройдя по улице, мы сумели обнаружить три (!) названия на табличках у домов. Причем название Битакская (с этим дореволюционным окончанием -ская — как Пушкинская, Гоголевская) имеется на домах в нижней части улицы, а имя Ворошилова более популярно в верхней ее части. Почему так?

При сравнении карт старинных и новых удалось установить, что эта верхняя часть улиц была в корне перепланирована. Да и улица Битакская идет все время прямо и вдруг резко меняет свое направление. Это происходит в районе улицы Федько, рядом с историческим зданием, которое раньше описывалось во всех путеводителях как связанное с пребыванием здесь революционерки Софьи Перовской, а ныне забытом. Улицу Битакскую, как и Чайковского, Бетховена и 51-й армии пустили не по старинному, оптимальному пути, а направили вверх на гору. Последующая застройка совсем скрыла следы старинной дороги, хотя на планах города эти новые улицы резко выделяются своим странным направлением.

Улица Битакская в Симферополе
Место, где «искривили» Битакскую улицу

После появления улицы Мюльгаузенской (Киевской) важность Битакской, как транспортной артерии, снизилась и, вскоре, ее еще несколько раз «перерезали». На месте ее прохождения оказалась 12 симферопольская школа, затем здания областной больницы им. Семашко. Часть нынешней улицы Грибоедова, выходящая на Проспект Победы, и есть один из остатков старинной дороги. Кстати, здесь в советское время долгое время была остановка троллейбуса «Грибоедова».

Дорога пересекала место нынешних многоэтажек на проспекте Победы и выходила, также как и улица Куйбышева к селу Бахчи-Эли — это место нынешнего кольца у соединения Лермонтова и Куйбышева. Названия улиц здесь — Садовая, Полевая и пер. Садовый — это все воспоминания о бывшем селе, откуда, по рассказам старожилов, ребята ходили пешком учиться в школах Симферополя. А изучение древних улиц крымской столицы и рассказ о них стоит еще продолжить...

Олег Широков, «Крымское Эхо»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Чем и как рисовал первобытный человек

Ак-Мечеть — старинный район Симферополя