История возникновения Симферополя. Часть 2

В прошлый раз мы опубликовали первую часть материала по истории возникновения Симферополя. А сегодня предлагаем вашему вниманию продолжение...

Долгоруковская улица и обелиск в Симферополе

Однако первым специально построенным христианским храмом в прежней Ак-Мечети (какое-то время православные богослужения шли в бывшем татарском доме, приспособленном под церковь командиром одного из русских полков Б. А. Тищевым) стал не Александро-Невский собор, а Петропавловский храм (ул. Октябрьская, 16). Распоряжение о его постройке дала императрица Екатерина II во время своего посещения города 26 мая 1787 г.: «Построить в Ак-Мечети приличный храм соборный».

Петропавловский храм в Симферополе (ул. Октябрьская, 16)
Петропавловский храм
(ул. Октябрьская, 16)
Смотреть панораму на Яндекс.Картах

8 ноября 1806 г. строительство было завершено. В своем первоначальном виде церковь представляла собой деревянное здание с граненой апсидой на востоке и колокольней на западе. Храм функционировал как соборный, но после введения в эксплуатацию собора Александра Невского был упразднен. Однако в марте 1866 года был учрежден комитет по строительству новой Петропавловской церкви. Ее проект, составленный архитектором К. Е. Лазаревым, был утвержден в Санкт-Петербурге. Старую деревянную церковь разобрали, а на ее месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма. 16 августа 1870 г. собор вновь распахнул врата для своих прихожан. Однако в 1937 году по решению большевистской власти здесь прекратилось богослужение, купол и колокольня были разобраны, в храме устроили склад. Лишь в 1980-е гг. началось восстановление Петропавловского собора, и сейчас он поражает своим внутренним убранством. С 2003 года храму-собору придан статус кафедрального.

Окончательное формирование образа Симферополя закончилось к началу Первой мировой войны (1914 г.). Более ста лет город застраивался, в основном, в соответствии с первым проектным, «екатерининским» планом XVII века.

Первый монумент Симферополя был заложен 5 апреля 1842 года на Соборной площади (пересечение нынешних улиц Жуковского и Карла Либкнехта). Здесь, по преданию, была ставка князя В. М. Долгорукова, который командовал российскими войсками в русско-турецкой войне. Памятник сооружался на средства В. В. Долгорукова, внука великого полководца, а в его строительстве активное участие принимал генерал-губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов. Автор проекта монумента — профессор Август Штрейхенберг, подданный прусского короля. Высота обелиска около 20 м. Материал — крымский диорит. Четыре сюжетных барельефа по сторонам памятника были исполнены из итальянского мрамора. Обелиск был открыт и освящен в обстановке особой торжественности 17 (29) ноября 1842 г.

В 40-е года XIX века появился и другой архитектурный памятник столицы Крыма — дом Дворянского собрания (нынешняя улица Горького, 10).

Улица Горького, 10 в Симферополе
Бывший дом Дворянского собрания
(ул. Горького, 10)
Смотреть панораму на Яндекс.Картах

Его строительство было вызвано укреплением положения дворян Таврической губернии, которые пользовались правом на самоуправление своего сословия. Известно, что первоначально архитектором Дворянского собрания был видный ялтинский зодчий К. И. Эшлиман, однако его проект не прошел утверждение в Петербурге «по неблаговидности фасада и неудобному внутреннему размещению», и авторство здания принадлежит кому-то другому. Бывшее собрание широко известно тем, что с 1925 по 2007 гг. здесь размещалась Универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко.

Памятником архитектуры XIX века является и «Дом Воронцова» в парке «Салгирка».

Дом Воронцова в Симферополе
Дом Воронцова

На планах Симферополя 1786 года почти всюду вдоль берега Салгира можно видеть надпись «лес», а на плане 1794 г. — подробное обозначение отдельных рощ. Здесь росли вековые деревья, перевитые лианой-ломоносом и крымским вечнозеленым плющом. В конце 1795 г. в этом месте построил усадьбу один из крупнейших русских ученых того времени — академик Пётр Паллас. Она представляла собой замкнутое четырехугольное одноэтажное строение рядом с рекой и называлось Каролиновкой — в честь жены хозяина. Сам хозяйский дом был выстроен в европейском стиле, с высокими окнами и лепкой, а хозяйственные постройки вокруг него стилизованы под восточную архитектуру. Необычный экзотический вид этому ансамблю придала восьмигранная башня обсерватории. Академик Паллас постепенно превращал лес, окружавший усадьбу, в лесопарк, привозя редкие деревья со всех концов Земли.

Менее экзотична, но столь же ценна для истории культуры построенная на тогдашней границе парка и городской застройки усадьба видного общественного деятеля XIX века, известного врача Ф. К. Мильгаузена (ныне ул. Киевская, 24). Медик приобрел ее в 1819 г. у наследников члена Таврического областного правления Г. И. Беляева, скончавшегося в 1804 г. Построенный уже новым владельцем и сохранившийся по сей день дом представляет собой каменное одноэтажное (с мансардой в центральной части) строение с двумя боковыми флигелями, расположенными симметрично. Стилистическая направленность здания позволяет однозначно относить его к раннему классицизму.

Дореволюционный Симферополь представлял собой удивительный образец поликультурного сообщества. В нем сотрудничали представители самых разных этнических и конфессиональных групп. Это наложило отпечаток и на его архитектуру. Помимо православных храмов, католических костелов, мусульманских мечетей, в городе строились и протестантские церкви. Одна из них — лютеранская кирха — была возведена на улице Екатерининской, 31 (ныне Карла Маркса, 27/16).

В Симферополе лютеранский приход существовал с 1817 года. Вначале богослужения проходили в домах прихожан, а с 1830 г. — в странноприимном доме А. С. Таранова-Белозерова (ныне — здание медицинского колледжа на ул. Карла Маркса, 28/10). В 1830 году возник вопрос о строительстве здания кирхи, и прихожане начали собирать пожертвования на постройку церковного здания. Генеральная консистория Санкт-Петербурга организовала сбор средств и в других городах Российской империи.

Октябрьский переворот нанес удар по духовности всех народов Крыма. Не избежала печальной участи и лютеранская кирха Симферополя. Она была закрыта в первой половине 20-х годов.

Верующие обратились в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) Крыма, и тот в ноябре 1926 года дал разрешение на возобновление службы. Однако из-за того, что в течение трех лет здание не использовалось по назначению, оно нуждалось в ремонте, и ЦИК потребовал от прихожан его проведения. Однако скромные финансовые возможности прихожан не позволили сделать это. Таким образом, лютеран Симферополя вынудили отказаться от церковного здания.

Архитектурные памятники Симферополя отражают историю города и края как уникальной мультикультурной и полиэтнической общности людей. Вот почему изучение наследия архитектуры столицы Крыма и его охрана, восстановление утраченных памятников чрезвычайно важны для построения гражданского общества, воспитания толерантности и способности к диалогу между представителями различных этносов и конфессий.

Валерий Гаевский и Дмитрий Синица, «Южная столица»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки