Судакская крепость — русская цитадель

Сколько всего написано о старинной крепости в нашем приморском городке! Нового вроде уже ничего не найти. Но, как всегда учит крымская история, есть ещё белые пятна, причём даже в самом, казалось бы, изученном месте. Именно так и получилось с крепостью, которая некоторое время называлась Кирилловской. В общем, побродим между древних стен и башен, пока нет толп туристов и ещё не сезон.

Судакская крепость

Итак, углубимся во времена не очень отдалённые. В ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 годов русские войска заняли Крым, вытеснив турок. Последние, однако, не оставляли надежды вернуть себе полуостров и много раз пытались высадить военные десанты. Для борьбы с ними командующий войсками в Крыму Александр Суворов начал укреплять побережье. В 1771 году отряд российских войск без боя занимает Судак. На территории старинной крепости был возведён артиллерийский редут, а позже построены казармы для русского гарнизона, состоявшего из солдат и офицеров кавалерийской роты Кирилловского полка под командованием подполковника Бема. Была учреждена комендатура, на боевых площадках стен появились караулы. Город на картах того времени обозначен как Кирилловская крепость. Строения русских стали последними сооружениями военного назначения в крепости, которая после вывода из неё войск в 1816 году окончательно обезлюдела и стала быстро превращаться в те живописные руины, которые вызывали восторженный интерес путешественников и поэтов, исследователей и художников.


Картина «Судакская крепость» (художник — Сергей Кроповинский)

А вот пушки, привлекающие внимание, особенно детворы, совсем не Кирилловского полка.

Пушка возле Судакской крепости

По общепринятой информации путеводителей, во время Крымской войны в 1854 году около Судака двумя английскими линейными кораблями был подбит и затонул российский фрегат. За спасение команды корабля, казны и артиллерии начальнику судакского порта Паскевичу командиром затонувшего фрегата были подарены два орудия, которые, прежде чем попали в музей, украшали вход на дачу Паскевича. Вот только нелегко вычислить название затонувшего корабля. В самом полном «Списке русских военных судов», составленном ещё в конце девятнадцатого века Фёдором Веселаго, данных о такой судьбе какого-либо фрегата на Чёрном море не найдено. Тут несколько решений задачи: или искать дальше, или то был не фрегат, а какой-то другой тип корабля, или это было вовсе не военное судно?

И снова факты. В III веке нашей эры на Крымский полуостров нахлынули новые завоеватели — аланы, или асы (потомки их — современные осетины). Аланы поселились во многих местах Крыма, в частности в окрестностях Судака. Ряд русских дореволюционных учёных, а также французский учёный и путешественник Дюбуа де Монпере считали Судак главным портом аланов. Оттуда историки выводят и год основания крепости именно аланами — 212-й. Но это уже почти легенда. Или всё же реальность, как в ситуации с некоторыми письменными источниками древних времён?

Так получилось, что «Слово о полку Игореве» изучали мы, восьмиклассники, в самом начале учебного года. А почти всё лето провели в метеорных экспедициях в Судаке. Было такое время: юные крымчане, увлекавшиеся астрономией и сцементированные обсерваторией в Детском парке Симферополя, приглашались к научно-практическим исследованиям «падающих звёзд» — метеоров. Три экспедиции за лето: июнь — подготовка на мелких потоках метеоров, июль — выяснение начала действия крупного роя Персеид, август — счёт этих самых белых быстрых «звёздочек» из созвездия Персея.

Судакская крепость

И тут уроки русской литературы и «Слово о полку...». Не давал покоя этот Сурож: мнились на местности «времена Бусовы» и как некий див скликал всех, сидя где-то на Девичьей башне в «Сурож-граде», куда мы лазили по нескольку раз в день всего месяц назад.

Но если «Слово о полку Игореве» сейчас принято считать подлинным повествованием, то не менее известную «Велесову книгу» и ряд других памяток о Древней Руси из собрания коллекционера Александра Сулакадзева академическая наука таковыми не числит. Проблем там много: Сулакадзев оказался замешанным в фальсификациях некоторых источников, и веры ему не было ещё в XIX веке. Да и история обретения дощечек с текстами «Велесовой книги» очень уж загадочна.

Но факт существования этих текстов есть, и многие исследователи неакадемического ранга выяснили многое и уверены в подлинности документа. В споры вступать не будем, но посмотрим, что же там записано насчёт Сурожа. Известный историк-любитель Александр Асов перевёл «дощьки Велеса» на современный русский язык и уверен: этническая принадлежность авторов не оставляет никаких сомнений.
Мы — славные потомки Даждьбога, родившего нас через Корову Земун.
И потому мы — кравенцы: скифы, русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов и с пением идём во Сваргу синюю.

По славянской мифологии, Даждьбог был внуком Велеса, а одно из сакральных имён Велеса — Тавр. Значит, древние жители Крыма — тавры, от которых пошло название этой земли.

Славянский Сурож был основан в VIII веке до нашей эры, а через 400 лет временно стал греческим. Те же «дощечки Велеса» содержат записи о том, как «греки празднуют, а славяне на них работают». «Праздновали» греки недолго: в 212 году нашей эры, судя по всему, их наголову разбили аланы, пришедшие на помощь жителям этих мест — славянам. Одно время здесь правили и готы, но в конце III века нашей эры город опять стал «нашим». И вскоре прославился на весь мир как один из самых мощных и красивейших на побережье, по числу храмов и экономическому влиянию сравнимый разве что с Константинополем — знаменитым Царьградом. Море Чёрное, напомню, называлось тогда Русским или Сурожским.

Крымские готы

Русичи продолжали мирно жить здесь и после того, как в Крым пришли византийцы с христианскими идеями. И только после разрушительного турецкого нашествия на Сурож в XV веке, когда город был сожжён дотла, наши предки вынуждены были спасаться бегством, скорее всего, на Русь. Недаром на карте России всегда были два Сурожа — в Брянской и Витебской областях, а также созвучные Судогда, Суздаль. Не бывшие ли жители приморского края их основали? Да и вообще, есть мнение, что только славяне не знают реальной истории своего происхождения. Конечно, не факт, но как приятно, чтобы в историческом начале наших народов был бы и нынешний Судак с его загадочной крепостью.

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки