13 сентября 2010 г.

Под Минфином в Симферополе спрятан клад?

Ольга СергееваСо многими крымскими памятниками архитектуры, дворцами, садово-парковыми комплексами, храмами связаны легенды о кладах, «страшные» истории о призраках и просто курьёзы. О том, где проходит граница между реальностью и мистикой, нашему корреспонденту поведала архитектор-реставратор, главный инженер Ливадийского дворца-музея Ольга Сергеева.

— Считавшийся лишь легендой древнегреческий город Троя, воспетый Гомером в «Илиаде», в итоге оказался реальностью и стал археологическим открытием мирового уровня. Может ли такое произойти в Крыму?

— Думаю, что в Крыму будет сделано немало подобных открытий. Существует, например, версия, что именно у его берегов находится легендарная Атлантида. Немало легенд связано и с путешествиями аргонавтов. Могу с уверенностью сказать, что каждый архитектурный объект заключает в себе тайну. Ведь к его созданию причастны заказчик, архитектор и строитель, а каждый из этих людей сам по себе — тайна. Где-то эти тайны шутливы, где-то — серьёзны. Иногда, обращаясь к потомкам, в каменной постройке её создатели вольно или невольно закладывали определённый шифр.

— И не только создатели, но и те, кто в ней жил. Например, усилия реставраторов сохранить старый дом Сельвинского в Симферополе долгие годы заканчивались неудачей. В итоге он рухнул окончательно.

— С этим связывали красивую мистическую легенду: не признанный при жизни как поэт Сельвинский якобы наложил отпечаток своей судьбы на судьбу дома. Хотя этому есть чисто практическое объяснение. Отец Сельвинского был бедным человеком и, когда многодетная семья разрослась, надстроил второй этаж, не усилив фундамент. Была ещё одна легенда — о том, что, украшая дом, Сельвинский изобразил портреты своих дочерей в скульптурных маскаронах фасада. Но на самом деле такие маскароны были не только на фасаде дома Сельвинского. В Симферополе работала артель по изготовлению лепных и гипсовых украшений, где и можно было приобрести эти типовые элементы. По странной случайности количество маскаронов совпало с количеством дочерей Сельвинского.

— Неменьшим ореолом мистики окружена тема подземных ходов и подвалов.

— И тому есть объяснение. Например, в Алупкинском дворце-музее во время проведения реставрации обнаружился заложенный подземный ход между парадной столовой и кухней. В те времена блюда были не только изумительно приготовлены, но и изящно сервированы. Например, запечённых лебедей подавали к столу, украшенными настоящими перьями. Ну и представьте, что было бы с лебедем, если по пути от кухни к дворцу его застанет дождь: перья расплывутся, и блюдо утратит вид и вкус. Именно для подачи блюд и использовался подземный ход.

— Одно время ходили слухи, что в самом центре Симферополя, под площадью Ленина, находится подземный бункер на случай войны.

— Под площадью действительно есть пустота, но она заполнена резервуаром аварийного пожаротушения Крымского академического украинского музыкального театра.

— А откуда появилось название Лестницы любви в Симферополе?

— Лестница была обустроена в начале XX века. Это своего рода связующая цепь между Ак-Мечетью, Неаполем Скифским и правым берегом Салгира. Отсюда открывается хороший обзор панорамы города и его окрестностей. Здесь, со стороны улицы Студенческой, легко исчезнуть. Начинаете спускаться и вроде как «проваливаетесь» сквозь землю. Недаром рядом с Лестницей любви в годы гражданской войны находились штаб и наблюдательный пункт Ворошилова и Фрунзе. Почему Лестница любви? Дело в том, что рядом расположена отображавшаяся на старых открытках Симферополя Скала любви. Очевидно, происхождение этого унаследованного Лестницей названия связано со средневековой историей о несчастной любви, закончившейся гибелью влюблённых.

— Неизвестно, есть ли у современных банкиров подобная традиция, но в XIX веке при закладке здания банка в фундамент зарывали клад золотых монет.

— По идее, такие клады должны быть в Симферополе под зданием Крымского управления Национального банка Украины на улице Горького, 4. А также под Азово-Донским банком общества взаимного кредита, в здании которого ныне размещается Министерство финансов Крыма. Клад был своего рода оберегом от ограбления, который считался снятым, если сундук с золотом вскрывали.

— Правда ли, что в основание памятника Екатерине II в Симферополе были заложены два сундука с золотом от славян и крымских татар?

— Да, но когда строили фонтан, гидротехнические сооружения которого находятся гораздо ниже основания памятника, этот клад погиб. Во всяком случае о его находке нигде не упоминалось. А вообще есть такое поверье, что клад остаётся кладом до тех пор, пока не наступит его час быть найденным. Во время борьбы с религиозным культом в СССР духовенство прятало церковную утварь из золота и серебра — чаши, кресты, иконы. При реставрации собора Петра и Павла в Симферополе такой тайник был обнаружен на колокольне. Икона Петра и Павла сохранилась, но, увы, судьба креста и чаши неизвестна.

— С Крымом связана и судьба известной мировой авантюристки Жанны де ла Мотт, которую в образе Миледи мастерски воплотил в романе «Три мушкетёра» Александр Дюма. Есть ли мистика в её истории?

— Жанна убедила кардинала Франции, что королева хочет приобрести дорогое ожерелье у парижских ювелиров, но поскольку всё делается в тайне от короля, кардинал должен выступить посредником в сделке. Она предъявила фальшивое письмо Марии Антуанетты и даже организовала кардиналу встречу с лжекоролевой. В итоге аферистка была приговорена к смертной казни, но бежала и пала к ногам российского императора, который принял её как политическую беженку и определил местом проживания Крым. Здесь же она и похоронена. Есть версия, что Жанна де ла Мотт унесла с собой в могилу то самое стоившее не один миллион бриллиантовое ожерелье.

— Существуют ли другие крымские легенды, связанные с конкретными людьми?

— В районе Гаспры расположен дворец Феликса Юсупова. На его территории — огромная коллекция скульптурных изображений львов, среди которых венецианский крылатый, шамотовый, мраморный и каменный. По легенде, Юсупов угрожал своей жене, что в случае супружеской измены львы оживут и лишат её жизни. Хотя, скорее всего, Юсупов был просто коллекционером.

Склонность к мистицизму была характерна и для графа Воронцова. На чертеже проекта одного из корпусов Воронцовского дворца начертан загадочный крест, не дающий покоя исследователям. В привязке креста к земле оси проводят самые немыслимые: от горы Ай-Петри до горы Сион. Возможно, крест был нанесён на план дворца как охранительный оберег. А на архивном рисунке на полу перед чайным домиком изображён орнамент в виде компаса или звезды. Исследователи давно ломают головы над вопросом, на что указывают стрелки мистического «компаса». Хотя, может быть, это не более чем тонкая шутка аристократа.

— Есть немало легенд о том, что в старых дворцах бродят духи их хозяев, издавая стоны и даже позвякивая цепями.

— Не знаю, как там насчёт духов, но за день по всем законам физики конструкции зданий расширяются, нагреваясь от солнца, а к ночи сужаются. Эти самые «стоны» и слышны при изменении температуры. А если в момент, когда конструкция принимает привычную форму, отвалится, например, кусочек штукатурки, создаётся полный эффект присутствия «призраков».

Алексей Ермолин, «Крымская Правда»

Ссылки по теме: