23 сентября 2010 г.

История Старого Крыма

Совсем безвкусная эта шелковица. Да шутка ли, ей как минимум двести тридцать лет. Владимир Осипов, бывший директор школы, во дворе которой растёт старое дерево, рассказывает, что в советское время каждый год проверяли состояние дерева-памятника и он отвечал «за сохранность уникального растения». Но одновременно эта «тута» была хорошим наглядным пособием по истории, новой истории Старого Крыма.

До присоединения полуострова к России (1783 год) Эски-Крым был небольшим местечком. Имперское правительство переименовало его в Левкополь — по моде на греческие названия — и намеревалось сделать центром Крымской области.

Наверное, самая курьёзная дата в тысячелетней истории Старого Крыма — 7 февраля. В этот день 1784 года светлейший князь Григорий Потёмкин представил Сенату проект административного устройства Тавриды. В проекте значился областной город Симферополь — «град пользы», гербом которого должен стать «улей с пчёлами, имеющий вверху надпись „Полезное“». Построить его предполагалось на месте Старого Крыма, а на месте Ак-Мечети возвести Левкополь (в переводе с греческого Белый город). Всё по логике того времени: бывший Солхат, Эски-Крым, был довольно крупным, хотя и потерявшим былое величие, торговым центром полуострова. А небольшая резиденция калги-султана (прижизненного наследника крымского хана) Ак-Мечеть — маленьким городком в центре Крыма. Почему пчёлы на гербе, тоже ясно: сам Эски-Крым и его окрестности издавна славились отличным мёдом, имеющим лечебные свойства.

Хотя в указе, принятом Сенатом на следующий день, 8 февраля 1784 года, общий замысел Потёмкина оставался в силе, на практике вышло иначе. Симферополем поименовали селение на «брегах Салгира», а городок у подножия Агармыша, став на несколько лет Левкополем и встретив матушку-императрицу Екатерину в мае 1787-го, так и остался тихим, пропахшим лесным мёдом, старым-старым Крымом.

Белый город посетила Екатерина Великая. Дворец, в котором она останавливалась, не сохранился. Частично сохранился фонтан-источник, над которым «ея Величество изволила испить чай».

В конце того же года городок вошёл в состав образованного Феодосийского уезда и стал называться Старый Крым. В конце XVIII века тут пытались основать центр шелководства. Местные условия для этого исследовал известный учёный Карл Габлиц.

А сам Григорий Потёмкин инициировал привоз из-за границы виноградной лозы и экзотических деревьев — миндальных, ореховых, инжирных, лимонных и тутовых.

Для развития шелководства со специалистом из Милана Пармой был заключён особый контракт. Под тутовники в городке и окрестностях отвели почти две тысячи десятин хорошей земли. А для обустройства плантаций, садов и парков «светлейший князь Потёмкин» переселил в Крым более пятнадцати тысяч крестьян, на поселения «посадил» расквартированных на полуострове солдат. Для руководства работами по благоустройству были наняты англичанин Гульда, француз Банка, венгр Бимболазар и другие.

Увы, в 1791 году Потёмкин умер, не успев претворить в жизнь все свои замыслы. Иностранцы не оправдали доверия, и в Старом Крыму зачахло шелководство, хотя и было посажено немало деревьев для разведения тутового шелкопряда. Не прижились и лимонные деревья и венгерские сорта винограда. Зато местный климат подошёл для грецкого ореха, миндаля и табака, начавших хорошо расти. До сих пор громадные ореховые деревья возле речки Чурук-Су, на южной городской окраине, плодоносят!

В те годы много мусульман эмигрировало из Крыма в Турцию, несмотря на то, что они получили ряд привилегий и льгот: освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, закреплялась личная свобода крестьян-татар, а через двадцать лет всем татарам предоставлялось право собственности на имущество. А уж крымскотатарская знать ещё в феврале 1884-го была приравнена к российскому дворянству, мусульманское духовенство же навсегда было освобождено от уплаты налогов. Надо ли напоминать, что о таких правах другие народы Российской Империи и не мечтали! В некоторой степени этот факт и неудачи в сельском хозяйстве вынудили русских и армянских поселенцев мигрировать из Старого Крыма. Перепись 1805 года зафиксировала в городке всего 114, из них 25 цыган и 89 татар.

Над ситуацией задумались ещё в годы царствования императора Павла и Александра Первого, наделив льготами армян, а затем и болгар. Переселение на полуостров различных групп болгар (балканских, анатолийских и придунайских) проходило в три этапа. Летом 1802 года появились первые 63 болгарские семьи, которые создали Старокрымское болгарское поселение. Семьи были небольшими: в среднем они состояли из четырех-пяти человек. Для устройства болгар старокрымская ратуша отвела земли в трёх километрах от города. Вскоре поселение стало именоваться Болгарщиной. Это место многим болгарам не понравилось: некоторые вернулись на родину. Большинство осталось в Крыму.

Новый этап переселения болгар в Крым пришёлся на 30-е годы, что было связано с очередной русско-турецкой войной. Новоприбывшие были поселены в домах жителей Болгарщины или во вновь построенных. На этот раз в Старом Крыму селились в основном торговцы и ремесленники: на полуострове не хватало свободной земли. Последняя волна болгарских переселений в Крым приходится на начало 1860-х годов, когда в Старом Крыму поселили болгар из Северо-Западной Болгарии. В 1875 году была открыта болгарская школа-трёхлетка, впоследствии ставшая Красносельской восьмилетней школой.

После указа 4 июня 1871 года Болгарщина пережила не лучшие времена. Реформа этого года отменила «Устав о колониях иностранцев в империи» и приравняла переселенцев к рядовому крестьянству, поэтому они должны были платить все государственные подати, земские повинности и оброк. Это пошатнуло болгарские хозяйства и привело к появлению батраков.

На долгие годы городок превратился, по словам автора одного из дореволюционных путеводителей Москвича, в «ничтожный заштатный городок». Вся жизнь Старого Крыма была сосредоточена на главной улице — Екатерининской (ныне улица Ленина), остальная же часть города походила на деревню. Здесь сохранилось немного зданий постройки позапрошлого века. Среди них выделяется узнаваемый дом на перекрёстке улиц Либкнехта и Свободы. Сейчас в нём — литературно-художественный музей, а когда-то была учительская семинария. По стилю это — поздний классицизм с южнорусской спецификой. Именно в музее можно получить интереснейшую информацию по истории Старого Крыма.

Музей в Старом Крыму

Здесь представлены материалы экспедиций, предметы быта, вооружение, описание жизненного и творческого пути более тридцати деятелей культуры и искусства, современная литературно-художественная Киммерия. Но это уже совсем другая, новейшая история Старого Крыма.

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме: