Симферополь — город, собравший народы и веру
Здесь причудливо переплетаются неширокие улочки и минарет соседствует с колокольней. Старый город — так называем этот столичный район мы, нынешние симферопольцы, а для наших предков он просто олицетворял суть имени «Симферополь» — город-собиратель, в котором переплелись и ужились люди разных национальностей и веры.
Потерянный храм
Почти сто лет назад Григорий Москвич в своём «Путеводителе по Крыму» писал об этих местах: «В нём проживают русские, греки, поляки, армяне, татары, цыгане, караимы, крымчаки, евреи и другие национальности. В городе имеются девять православных церквей (кроме домовых), католический костёл, лютеранская кирха, две армянские церкви, тринадцать татарских мечетей, две синагоги и караимская кенасса». Ещё рядом были улочки и переулки: Русская, Греческая, Татарская, Караимская, Армянский, Крымчакский, Цыганский, Еврейский... — почти все они исчезли с карты города шесть десятков лет назад. Некоторым, как и народам, давшим эти названия, удалось вернуться в город уже в наши дни. А вот многих храмов Симферополь недосчитался. Уникальные по архитектуре, росписи, истории здания в разгар политической борьбы или городской реконструкции становились в лучшем случае складами, а чаще просто стирались с лица земли, как стало с ныне возрождаемым Александро-Невским собором. Исчезли армянские церкви с улиц Горького (ранее Дворянской) и Кавказской (Армянской), развалины остались от немецкой кирхи на Карла Маркса, пришли к забвению православные храмы, синагоги, мечети, на Пархоменко (Караимской) в здании кенассы (сейчас возвращается караимам) разместился радиоузел. Что же сохранилось? Пройдём по улочкам старого города в поисках былых названий и давних храмов.
С улицы Ленина сворачиваем в переулок Спендиаровых — когда-то он назывался Мечетным и подводил тогдашних мусульман Симферополя к старинной мечети Кебир-Джами — вон возвышается островерхая башня минарета. Считается, что именно эта мечеть, выстроенная из белого камня и освящённая в 1508 году, дала название городу, у которого через века и появился Симферополь, — Ак-Мечеть (Белая мечеть). Теперь подходить к храму надо с улицы Курчатова, да и облик неоднократно перестраиваемого здания далёк от исторического, сохранившегося лишь на старинных открытках. К примеру, на той, где минарет мусульманской мечети «смотрит» на купола православного Петропавловского собора. Они и сейчас «видят» друг друга. От переулка Спендиаровых спустимся до улицы Володарского (когда-то она называлась Верхне-Петропавловской), затем пересечём Пролетарскую — и мы на Октябрьской (Петропавловской, кстати, с недавних пор это имя носит площадь перед храмом). Чёрные купола и золотые кресты — собор Святых апостолов Петра и Павла, возведённый в 1870 году. Впрочем, церковь, хотя и небольшая, появилась здесь ещё в 1805 году, но через два десятка лет, когда в центре был освящён Александро-Невский собор, церквушку закрыли. Прошли годы — и на месте ветхого здания возвели новый храм с высокой колокольней, через полвека после освящения он стал складом. Но сейчас здесь вновь ставят свечи к иконам. Как и в Свято-Троицком кафедральном соборе, что через дорогу — на Одесской.
Хотя раньше никакой улицы Одесской в Симферополе не было — была Греческая. И храм этот, освящённый в 1796 году и перестроенный в 1868-м, тоже назывался греческим — в этом районе жили в основном греки.
Ни переулка, ни «Океана»
От Греческой в былые годы можно было спуститься через Еврейский переулок (потом он стал носить имя погибшего в войну подпольщика Степана Урадова, после реконструкции этих кварталов переулок вовсе исчез) к Салгирной (ныне проспект Кирова). Здесь было красивейшее здание главной крымской Хоральной синагоги. Её закрыли восемьдесят лет назад, но сразу не снесли: в большом двусветном зале с огромным балконом стали собираться работники промкооперации — для них устроили клуб. Потом синагога стала клубом для медработников, затем — складом, в котором в 1965 году случился пожар. Внутреннее убранство сгорело, но крепкие стены выдержали.
— Здание ведь тогда почти не пострадало, — вспоминает старожил Симферополя Валентина Самохина. — Лишь кое-где покрылось копотью, его бы очистить, отреставрировать и сохранить если уж не как культовое, то как архитектурное. Я с родителями жила в старом городе, в Тёмном переулке (сейчас он Телевизионный — Ред.), так бабушка, всю жизнь прожившая в тех местах, рассказывала, что до революции их соседями по двору были евреи, хорошая верующая семья. И, хотя в районе было ещё несколько синагог, соседи предпочитали молиться в этой Хоральной, построенной, как они говорили, ещё в восьмидесятых годах девятнадцатого века. Вот бы сохранить для истории такое старинное здание, с которым, наверное, у многих были связаны свои воспоминания. Кстати, у меня и у мужа они тоже есть — наша семья началась с этого здания. Правда, тогда это был уже склад, а не синагога, но огромные арки над окнами первого этажа сохранились. Под одной из них мы с моим Павлом укрылись от проливного дождя — возвращались из кинотеатра. Помню, ливень был страшный, а я в лёгком платьице, вся продрогла. Павел укрыл меня своим пиджаком, а потом в первый раз за несколько месяцев встреч поцеловал и попросил выйти за него замуж. Уже сорок пять лет мы вместе и, знаете, каждый раз, когда проходим мимо того места, где была «наша арка», грустим, что она не сохранилась.
Здание синагоги разрушили в 1975 году во время реконструкции этой части города, а годом раньше не стало стоявшего рядом (на углу Салгирной и Петропавловской) здания католического костёла. Его называли ещё польским — прихожане и служители были в основном поляки. На месте синагоги и костёла возвели двухэтажное здание с огромными окнами. Так в находящемся вдали от моря Симферополе появился свой «Океан» — магазин, где торговали всевозможной рыбой: живой, мороженой, консервами.
— Магазин был шикарный, — вспоминает Владимир Павлов, живший тогда по соседству. — Мы каждое воскресенье устраивали дома «рыбный день», покупая свежую и качественную рыбку в «Океане». А некоторые мужики, знаю, пользовались магазином, чтобы потом с гордостью рассказывать жёнам об удачной рыбалке, хотя сами с друзьями отправлялись совсем по другим делам. Жаль, что магазин закрыли, — такого в городе больше нет.
Вместе с магазином в конце прошлого века исчез и одноимённый ресторан, что находился на втором этаже здания. Кстати, ресторан этот запечатлён в кино — в 1982 году в Крыму снимали фильм «Шофёр на один рейс». Помните, герои Олега Ефремова и Лидии Федосеевой-Шукшиной к югу едут на машине. Ужинали они как раз в «Океане». Рыбный магазин и ресторан частично повторили судьбу синагоги и костёла: нет, здание с огромными окнами, выстроенное на месте храмов, не снесли — просто «переквалифицировали» под магазины бытовой техники. У города, перешагнувшего 225-летний рубеж, появляются новые ценности и идеи. Хотя приглядитесь к прохожим на столичных улочках: как и раньше, это люди разных национальностей и веры, которых смог объединить Симферополь — город-собиратель.
Потерянный храм
Почти сто лет назад Григорий Москвич в своём «Путеводителе по Крыму» писал об этих местах: «В нём проживают русские, греки, поляки, армяне, татары, цыгане, караимы, крымчаки, евреи и другие национальности. В городе имеются девять православных церквей (кроме домовых), католический костёл, лютеранская кирха, две армянские церкви, тринадцать татарских мечетей, две синагоги и караимская кенасса». Ещё рядом были улочки и переулки: Русская, Греческая, Татарская, Караимская, Армянский, Крымчакский, Цыганский, Еврейский... — почти все они исчезли с карты города шесть десятков лет назад. Некоторым, как и народам, давшим эти названия, удалось вернуться в город уже в наши дни. А вот многих храмов Симферополь недосчитался. Уникальные по архитектуре, росписи, истории здания в разгар политической борьбы или городской реконструкции становились в лучшем случае складами, а чаще просто стирались с лица земли, как стало с ныне возрождаемым Александро-Невским собором. Исчезли армянские церкви с улиц Горького (ранее Дворянской) и Кавказской (Армянской), развалины остались от немецкой кирхи на Карла Маркса, пришли к забвению православные храмы, синагоги, мечети, на Пархоменко (Караимской) в здании кенассы (сейчас возвращается караимам) разместился радиоузел. Что же сохранилось? Пройдём по улочкам старого города в поисках былых названий и давних храмов.
С улицы Ленина сворачиваем в переулок Спендиаровых — когда-то он назывался Мечетным и подводил тогдашних мусульман Симферополя к старинной мечети Кебир-Джами — вон возвышается островерхая башня минарета. Считается, что именно эта мечеть, выстроенная из белого камня и освящённая в 1508 году, дала название городу, у которого через века и появился Симферополь, — Ак-Мечеть (Белая мечеть). Теперь подходить к храму надо с улицы Курчатова, да и облик неоднократно перестраиваемого здания далёк от исторического, сохранившегося лишь на старинных открытках. К примеру, на той, где минарет мусульманской мечети «смотрит» на купола православного Петропавловского собора. Они и сейчас «видят» друг друга. От переулка Спендиаровых спустимся до улицы Володарского (когда-то она называлась Верхне-Петропавловской), затем пересечём Пролетарскую — и мы на Октябрьской (Петропавловской, кстати, с недавних пор это имя носит площадь перед храмом). Чёрные купола и золотые кресты — собор Святых апостолов Петра и Павла, возведённый в 1870 году. Впрочем, церковь, хотя и небольшая, появилась здесь ещё в 1805 году, но через два десятка лет, когда в центре был освящён Александро-Невский собор, церквушку закрыли. Прошли годы — и на месте ветхого здания возвели новый храм с высокой колокольней, через полвека после освящения он стал складом. Но сейчас здесь вновь ставят свечи к иконам. Как и в Свято-Троицком кафедральном соборе, что через дорогу — на Одесской.
Хотя раньше никакой улицы Одесской в Симферополе не было — была Греческая. И храм этот, освящённый в 1796 году и перестроенный в 1868-м, тоже назывался греческим — в этом районе жили в основном греки.
Ни переулка, ни «Океана»
От Греческой в былые годы можно было спуститься через Еврейский переулок (потом он стал носить имя погибшего в войну подпольщика Степана Урадова, после реконструкции этих кварталов переулок вовсе исчез) к Салгирной (ныне проспект Кирова). Здесь было красивейшее здание главной крымской Хоральной синагоги. Её закрыли восемьдесят лет назад, но сразу не снесли: в большом двусветном зале с огромным балконом стали собираться работники промкооперации — для них устроили клуб. Потом синагога стала клубом для медработников, затем — складом, в котором в 1965 году случился пожар. Внутреннее убранство сгорело, но крепкие стены выдержали.
— Здание ведь тогда почти не пострадало, — вспоминает старожил Симферополя Валентина Самохина. — Лишь кое-где покрылось копотью, его бы очистить, отреставрировать и сохранить если уж не как культовое, то как архитектурное. Я с родителями жила в старом городе, в Тёмном переулке (сейчас он Телевизионный — Ред.), так бабушка, всю жизнь прожившая в тех местах, рассказывала, что до революции их соседями по двору были евреи, хорошая верующая семья. И, хотя в районе было ещё несколько синагог, соседи предпочитали молиться в этой Хоральной, построенной, как они говорили, ещё в восьмидесятых годах девятнадцатого века. Вот бы сохранить для истории такое старинное здание, с которым, наверное, у многих были связаны свои воспоминания. Кстати, у меня и у мужа они тоже есть — наша семья началась с этого здания. Правда, тогда это был уже склад, а не синагога, но огромные арки над окнами первого этажа сохранились. Под одной из них мы с моим Павлом укрылись от проливного дождя — возвращались из кинотеатра. Помню, ливень был страшный, а я в лёгком платьице, вся продрогла. Павел укрыл меня своим пиджаком, а потом в первый раз за несколько месяцев встреч поцеловал и попросил выйти за него замуж. Уже сорок пять лет мы вместе и, знаете, каждый раз, когда проходим мимо того места, где была «наша арка», грустим, что она не сохранилась.
Здание синагоги разрушили в 1975 году во время реконструкции этой части города, а годом раньше не стало стоявшего рядом (на углу Салгирной и Петропавловской) здания католического костёла. Его называли ещё польским — прихожане и служители были в основном поляки. На месте синагоги и костёла возвели двухэтажное здание с огромными окнами. Так в находящемся вдали от моря Симферополе появился свой «Океан» — магазин, где торговали всевозможной рыбой: живой, мороженой, консервами.
— Магазин был шикарный, — вспоминает Владимир Павлов, живший тогда по соседству. — Мы каждое воскресенье устраивали дома «рыбный день», покупая свежую и качественную рыбку в «Океане». А некоторые мужики, знаю, пользовались магазином, чтобы потом с гордостью рассказывать жёнам об удачной рыбалке, хотя сами с друзьями отправлялись совсем по другим делам. Жаль, что магазин закрыли, — такого в городе больше нет.
Вместе с магазином в конце прошлого века исчез и одноимённый ресторан, что находился на втором этаже здания. Кстати, ресторан этот запечатлён в кино — в 1982 году в Крыму снимали фильм «Шофёр на один рейс». Помните, герои Олега Ефремова и Лидии Федосеевой-Шукшиной к югу едут на машине. Ужинали они как раз в «Океане». Рыбный магазин и ресторан частично повторили судьбу синагоги и костёла: нет, здание с огромными окнами, выстроенное на месте храмов, не снесли — просто «переквалифицировали» под магазины бытовой техники. У города, перешагнувшего 225-летний рубеж, появляются новые ценности и идеи. Хотя приглядитесь к прохожим на столичных улочках: как и раньше, это люди разных национальностей и веры, которых смог объединить Симферополь — город-собиратель.
Наталья Пупкова, «Крымская Правда»