Теория развития детского коллектива «Артека». Период морально-волевого напряжения
Все члены отряда, после конфликтного периода договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха в осознанной коллективной деятельности. Период морально-волевого напряжения, связанный с общей деятельностью, начинается в рамках деловых отношений и заканчивается при заключении творческого союза.
Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность.
Содержание межличностного общения. Временно актуальность такого общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности.
Структура. Интенсивно действует официальная структура, на основе советов дела. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых группировок для «посторонних».
Основная функция вожатого - объединительная.
Задачи:
Деятельность - коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества (отрядов на корпусе, в лагере).
В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:
Показатели успешной деятельности:
Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность.
Содержание межличностного общения. Временно актуальность такого общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности.
Структура. Интенсивно действует официальная структура, на основе советов дела. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых группировок для «посторонних».
Основная функция вожатого - объединительная.
Задачи:
- укрепить желание к единству;
- помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности;
- укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.
Деятельность - коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества (отрядов на корпусе, в лагере).
В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:
- Помните! Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать коллективно-творческую деятельность нужно сразу. Крайне необходимо создание и дальнейшее укрепление эмоционально стабильной обстановки в отряде.
- Деятельность не должна быть нарочитой, необходимой, давно задуманной и не исполненной из-за отсутствия единства в отряде.
- Не возвращайтесь к конфликтам. Не допускайте на подведение итогов никаких отчетов, тем более никаких «разносов» и выяснение виноватых. Лучше всего организовать маленькие творческие вечера со свечами или неформальные встречи с чаепитием, музыкой, а может костер с картошкой.
- Вожатый - первый выдумщик, умелец, знаток, помощник, умеет чутко поддержать ребят. Никаких нотаций. Тонкий мягкий юмор. Не допускать срывов!!! Проявлять искреннюю радость и восхищение проявленным успешным действиям.
Показатели успешной деятельности:
- желание к дальнейшим творческим делам;
- изменения уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращёны в мягкий юмор);
- проявление творческих лидеров и констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.
Учебно-методическое пособие для педагогов-организаторов детских лагерей МДЦ "Артек"