Мамут Чурлу — крымскотатарский художник
Культура Крыма является достоянием не только крымчан, жителей Украины, но и всего мира. Стало быть, сохранение этого бесценного наследия — один из путей, ведущих к согласию, взаимопониманию между народами, взаимообогащению культур, решению многих вопросов, остро стоящих на сегодняшний день.
Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы ни случались. Загадочный магнетизм, заложенный самой природой, способствовал формированию полиэтнического сообщества людей. Каждый этнос, оседло обосновавшийся на этой земле, вносил присущие ему черты в общую жизнь Крыма. Так создавались культура и быт крымскотатарского народа — уникальное и многогранное явление.
Однако не все высокохудожественные произведения, творения рук и секреты древних мастеров, талантливых художников, скульпторов, ткачей, вышивальщиков, гончаров сохранились до наших дней. Многое осталось в таинственной глубине времен, растворилось в веках.
Процесс возрождения народных традиций, навыков и умений — одна из важнейших составных частей современной жизни. Прошлое всегда было и будет уроком для нас и наших потомков. Его отголоски учат доброте, милосердию, душевной щедрости и мудрости. На основе духовного наследия старины живет и развивается современное искусство.
1-3: Декоративные панно Юлии Тулуповой (ученицы Мамута Чурлу). 4: Работа Мамута Чурлу. 5: Декоративное панно Ирины Патраковой (ученицы Мамута Чурлу).
Именно эти мысли и чувства прозвучали в словах члена Национального союза народных мастеров Украины Мамута Чурлу, с которым мы встретились, чтобы поговорить о воссоздании художественного языка наших предков, его изысканности, уникальности, о переосмыслении национальных традиций. Работы Мамута Юсуфовича Чурлу хорошо известны в Крыму. Они отличаются особым колоритом, энергетической наполненностью, утонченным вкусом. Мастер постоянно проводит эксперименты с материалами и техниками. Он впервые использовал традиционный орнамент старинной крымскотатарской вышивки в живописи, ткачестве, эскизы древних мастеров — в керамических изделиях.
— При внимательном изучении приемов старых умельцев мы видим, насколько своеобразно и содержательно исконно крымское шитье, познаем уникальный рисунок, неподражаемые образцы, самобытный стиль, — рассказывает Мамут Чурлу. — Искусство крымских татар насчитывает десять видов узорного шитья, в том числе золотом, серебром по плотным тканям, шнурками из цветного шелка, блестками, жемчугом, драгоценными камнями, глухой двусторонней гладью.
У Мамута Чурлу сотни работ. Свой творческий путь он начинал еще в Фергане. Там окончил музыкальное училище и училище искусств (художественное оформление). В 1989 году переехал в Крым. И сразу окунулся в процесс организации первых экспозиций крымскотатарских художников в Симферополе, создания национальной галереи. Его персональные живописные выставки проходили в Киеве, Москве, Ташкенте, Кельне, Хайдельберге.
…Пейзаж «Адалары». Слияние прошлого и настоящего. На холсте предварительно нанесен рельефом орнамент старинной вышивки. А на ней — полупрозрачные зелено-голубые штрихи крымской природы: бухта Гурзуфская, Аю-Даг, дорога, ведущая к морю. Ее преграждают дымчато-изумрудные неприступные кипарисы. Эта тема запретной мечты, далекой родины часто звучит в работах художника. Сегодня Крым для Мамута Чурлу обрел реальные очертания: «Каждый кусочек земли стал для меня понятным и близким. Это мои корни, моя история и культура».
Кроме творческой деятельности, художник вот уже несколько лет занимается исследованиями в области традиционного народного искусства. Два года назад в селе Перевальном им был организован научно-практический семинар. Его участники, представители разных национальностей, смогли познакомиться с материалами, собранными Мамутом Чурлу в музеях Украины, России, Германии, во время полевых экспедиций. Тогда-то и было положено начало созданию масштабного проекта «Крымский стиль» по возрождению духовного наследия прошлого и воплощения его в современном искусстве. В рамках осуществления этой программы уже проведена серия выставок: в Симферополе, Донецке, Мариуполе, Киеве. Экспонировалось более двухсот работ тридцати крымских мастеров: вышивка, ткачество, орнаментальная роспись, керамика, обработка металла, дерева, кожи, ювелирные украшения.
В своих исследовательских трудах Мамуту Чурлу удалось разгадать особый язык крымскотатарской вышивки, выявить знаковые, смысловые символы. Женский знак — изогнутая ветка (эгри дал) — означает изменчивость, динамичность, развитие. Мужской — родовое дерево — стабильность, устойчивость, силу, продолжение рода. В этой уникальной музыке старинного орнаментального искусства потрясающая энергетика, магическая сила, уникальное лицо Крыма, подчеркивает художник.
Одна из последних работ мастера — большое декоративно-текстильное панно «Родовое дерево». На нем — копии народных узоров, увеличенные родовые деревья, вписанные в квадраты, s-образные линии. Монументальная техника позволяет создавать произведения в соответствии с современными интерьерами. Сохраняя в себе духовную сущность древности, такое искусство несет добро, окутывает им, погружает в свою среду.
— Люди всегда были и будут тесно связаны с опытом ушедших веков, — отмечает Мамут Чурлу. — Поэтому так важно передать все, что ты знаешь и умеешь, молодым. Очень больно, когда искусственно нагнетается атмосфера непонимания, конфронтации между народами, живущими рядом. Сторонники тех или иных взглядов преследуют свои интересы. Мы обращаемся к тем, кто поистине любит Крым и болеет за его завтрашний день. Необходимо восстановить прервавшуюся нить преемственности, связующую минувшее с настоящим и будущим. Именно она поможет лучше понять и узнать друг друга, придаст силы для дальнейшего преодоления трудностей на пути созидания.
По инициативе Мамута Чурлу создана творческая группа «Чатыр-Даг». Крымские умельцы, используя традиционные формы, древние знаки, учатся по-новому (а точнее, по-старинному) выражать свои ощущения в картинах, скульптурах, декоративных изделиях. Осенью прошлого года в Бахчисарае на семинаре «Голубая керамика Крыма» изучались сохранившиеся с древнейших времен приемы кистевой росписи керамики и технология обжига посуды, покрытой щелочной глазурью. Мастер-класс проводили известные керамисты Шарофитдин и Фирдоус Юсуповы из узбекского города Риштан.
Работы Абдюля Сеит-Аметова, Рустема Скибина, Ирины Тесленко, Ирины Патраковой, Гульнары Негляденко, Юлии Тулуповой, Асана Галимова, Шамиля Ильясова, Аише Османовой, Нияра Решатова известны не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
Недавно крымчане побывали в Польше на фольклорном фестивале «Перекресток культур».
В осуществлении проекта «Крымский стиль» периодически принимают участие мастера-ювелиры Айдер и Эльвира Асановы, Мехти Исламов, Иззет и Энвер Аблаевы.
Серию выставок в нынешнем году по сложившейся традиции открыл вернисаж в Симферополе. Далее новые произведения художников будут показаны во Львове, Киеве и Москве.
Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы ни случались. Загадочный магнетизм, заложенный самой природой, способствовал формированию полиэтнического сообщества людей. Каждый этнос, оседло обосновавшийся на этой земле, вносил присущие ему черты в общую жизнь Крыма. Так создавались культура и быт крымскотатарского народа — уникальное и многогранное явление.
Однако не все высокохудожественные произведения, творения рук и секреты древних мастеров, талантливых художников, скульпторов, ткачей, вышивальщиков, гончаров сохранились до наших дней. Многое осталось в таинственной глубине времен, растворилось в веках.
Процесс возрождения народных традиций, навыков и умений — одна из важнейших составных частей современной жизни. Прошлое всегда было и будет уроком для нас и наших потомков. Его отголоски учат доброте, милосердию, душевной щедрости и мудрости. На основе духовного наследия старины живет и развивается современное искусство.
1-3: Декоративные панно Юлии Тулуповой (ученицы Мамута Чурлу). 4: Работа Мамута Чурлу. 5: Декоративное панно Ирины Патраковой (ученицы Мамута Чурлу).
Именно эти мысли и чувства прозвучали в словах члена Национального союза народных мастеров Украины Мамута Чурлу, с которым мы встретились, чтобы поговорить о воссоздании художественного языка наших предков, его изысканности, уникальности, о переосмыслении национальных традиций. Работы Мамута Юсуфовича Чурлу хорошо известны в Крыму. Они отличаются особым колоритом, энергетической наполненностью, утонченным вкусом. Мастер постоянно проводит эксперименты с материалами и техниками. Он впервые использовал традиционный орнамент старинной крымскотатарской вышивки в живописи, ткачестве, эскизы древних мастеров — в керамических изделиях.
— При внимательном изучении приемов старых умельцев мы видим, насколько своеобразно и содержательно исконно крымское шитье, познаем уникальный рисунок, неподражаемые образцы, самобытный стиль, — рассказывает Мамут Чурлу. — Искусство крымских татар насчитывает десять видов узорного шитья, в том числе золотом, серебром по плотным тканям, шнурками из цветного шелка, блестками, жемчугом, драгоценными камнями, глухой двусторонней гладью.
У Мамута Чурлу сотни работ. Свой творческий путь он начинал еще в Фергане. Там окончил музыкальное училище и училище искусств (художественное оформление). В 1989 году переехал в Крым. И сразу окунулся в процесс организации первых экспозиций крымскотатарских художников в Симферополе, создания национальной галереи. Его персональные живописные выставки проходили в Киеве, Москве, Ташкенте, Кельне, Хайдельберге.
…Пейзаж «Адалары». Слияние прошлого и настоящего. На холсте предварительно нанесен рельефом орнамент старинной вышивки. А на ней — полупрозрачные зелено-голубые штрихи крымской природы: бухта Гурзуфская, Аю-Даг, дорога, ведущая к морю. Ее преграждают дымчато-изумрудные неприступные кипарисы. Эта тема запретной мечты, далекой родины часто звучит в работах художника. Сегодня Крым для Мамута Чурлу обрел реальные очертания: «Каждый кусочек земли стал для меня понятным и близким. Это мои корни, моя история и культура».
Кроме творческой деятельности, художник вот уже несколько лет занимается исследованиями в области традиционного народного искусства. Два года назад в селе Перевальном им был организован научно-практический семинар. Его участники, представители разных национальностей, смогли познакомиться с материалами, собранными Мамутом Чурлу в музеях Украины, России, Германии, во время полевых экспедиций. Тогда-то и было положено начало созданию масштабного проекта «Крымский стиль» по возрождению духовного наследия прошлого и воплощения его в современном искусстве. В рамках осуществления этой программы уже проведена серия выставок: в Симферополе, Донецке, Мариуполе, Киеве. Экспонировалось более двухсот работ тридцати крымских мастеров: вышивка, ткачество, орнаментальная роспись, керамика, обработка металла, дерева, кожи, ювелирные украшения.
В своих исследовательских трудах Мамуту Чурлу удалось разгадать особый язык крымскотатарской вышивки, выявить знаковые, смысловые символы. Женский знак — изогнутая ветка (эгри дал) — означает изменчивость, динамичность, развитие. Мужской — родовое дерево — стабильность, устойчивость, силу, продолжение рода. В этой уникальной музыке старинного орнаментального искусства потрясающая энергетика, магическая сила, уникальное лицо Крыма, подчеркивает художник.
Одна из последних работ мастера — большое декоративно-текстильное панно «Родовое дерево». На нем — копии народных узоров, увеличенные родовые деревья, вписанные в квадраты, s-образные линии. Монументальная техника позволяет создавать произведения в соответствии с современными интерьерами. Сохраняя в себе духовную сущность древности, такое искусство несет добро, окутывает им, погружает в свою среду.
— Люди всегда были и будут тесно связаны с опытом ушедших веков, — отмечает Мамут Чурлу. — Поэтому так важно передать все, что ты знаешь и умеешь, молодым. Очень больно, когда искусственно нагнетается атмосфера непонимания, конфронтации между народами, живущими рядом. Сторонники тех или иных взглядов преследуют свои интересы. Мы обращаемся к тем, кто поистине любит Крым и болеет за его завтрашний день. Необходимо восстановить прервавшуюся нить преемственности, связующую минувшее с настоящим и будущим. Именно она поможет лучше понять и узнать друг друга, придаст силы для дальнейшего преодоления трудностей на пути созидания.
По инициативе Мамута Чурлу создана творческая группа «Чатыр-Даг». Крымские умельцы, используя традиционные формы, древние знаки, учатся по-новому (а точнее, по-старинному) выражать свои ощущения в картинах, скульптурах, декоративных изделиях. Осенью прошлого года в Бахчисарае на семинаре «Голубая керамика Крыма» изучались сохранившиеся с древнейших времен приемы кистевой росписи керамики и технология обжига посуды, покрытой щелочной глазурью. Мастер-класс проводили известные керамисты Шарофитдин и Фирдоус Юсуповы из узбекского города Риштан.
Работы Абдюля Сеит-Аметова, Рустема Скибина, Ирины Тесленко, Ирины Патраковой, Гульнары Негляденко, Юлии Тулуповой, Асана Галимова, Шамиля Ильясова, Аише Османовой, Нияра Решатова известны не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
Недавно крымчане побывали в Польше на фольклорном фестивале «Перекресток культур».
В осуществлении проекта «Крымский стиль» периодически принимают участие мастера-ювелиры Айдер и Эльвира Асановы, Мехти Исламов, Иззет и Энвер Аблаевы.
Серию выставок в нынешнем году по сложившейся традиции открыл вернисаж в Симферополе. Далее новые произведения художников будут показаны во Львове, Киеве и Москве.
Елена Зорина, «Крымские Известия»
Читайте также: