18 марта 2007 г.

Мангуп — пещерный город Крыма

Крымская школа иудаики 2004 года проходила на Мангупе, втором по важности караимском поселении в Крыму, пещерном городе, располагавшемся на неприступном горном плато.

Здесь в средние века находилась столица эллинистического гото-аланского княжества Феодоро, контролировавшего большую часть территории Крыма и просуществовавшего до прихода турок-османов в 1475 году.. Студенты работали в трех разных областях. Одни участвовали в археологических раскопках, которые уже более 30 лет проходят под руководством проф. Александра Германовича Герцена из Симферопольского университета. В этом году проводились раскопки синагоги и миквы в еврейско-караимском квартале. Вторая группа занималась эпиграфикой, изучая надписи на караимском кладбище, которые готовятся к публикации Н. Кашовской (Петербург) и М. Эзером (Израиль), а третья группа участвовала в этнографических опросах.


Вид с Мангупа на Хаджи-Салу


Раскопки миквы на Мангупе


Как и в случае Чуфут-Кале, надгробные надписи с Мангупа стали предметом споров, здесь также были обнаружены надписи с фальсифицированными датами. Историки и эпиграфисты пришли к единому мнению о том, что самые ранние мангупские эпитафии относятся к 1440-м годам. Ранние надписи содержат греческие имена, такие как Ефросиния или Кира, в то время как более поздние содержат тюркские имена. С Дубнов опубликовал 50 надписей, собранных Гидалевичем. Самой старой надписью он полагал эпитафию Ефросинии, датируемую им 1387 г. Современные эпиграфисты полагают такую датировку маловероятной и относят надпись к 1457 г.

Непосредственно перед присоединением Крыма к России, в 1780-е годы, российские власти переселили подвергавшееся дискриминации христианское население Крыма, греков и армян (уже частично перешедших на крымско-татарский язык) в пределы Российской империи. Так был основан город Мариуполь (по названию долины Марьям-дере близ Чуфут-Кале, где жили греки) и район Нахичевань в нынешнем Ростове-на-Дону. После этого краимы оказались единственными обитателями Чуфут-Кале и Мангуп-Кале. По мнению Дубнова, кладбище в Чуфут-Кале принадлежало не только караимам, но и раввинистам.

Около 1792 года мангупские караимы были выселены из своего города и были вынуждены переселиться в Чуфут-Кале. Точные причины этого неизвестны, Дан Шапира полагает, что таковым было распоряжение русских властей. Драматическим свидетельством о насильственном выселении является стихотворная элегия, сочиненная караимом Симхой и опубликованная Д. Шапирой. М. Кизилов нашел косвенные сидетельства того, что причиной изгнания мог быть конфликт с новым татарским землевладельцем Мангупа и расположенной у подножья деревни Хаджи-Сала. Так или иначе, несколько сот караимов покинули Мангуп. Синагога была разобрана, и из камней была построена новая синагога Чуфут-Кале.

Михаил Носоновский, "Исторические загадки Крыма"