9 марта 2007 г.

В Крыму находится запасная посадочная полоса для космического корабля «Буран»

Те, кто ездил на автомобиле из Симферополя в Евпаторию, знают, что примерно в 10 км от городской черты Симферополя посреди степи дорога внезапно уходит в тоннель. Местные жители вам скажут, что здесь тоннель под взлетно-посадочной полосой Симферопольского аэродрома. Это правда, но не вся. Именно в этом месте проходит запасная посадочная полоса для космического корабля многоразового использования «Буран» производства СССР.

Тоннель под взлетно-посадочной полосой симферопольского аэродрома

Сконструированный по принципу американских космических челноков и построенный в количестве 3-х экземпляров в середине 80-х годов, «Буран» совершил только один космический полет 15 ноября 1988 года, и то без экипажа, в чисто автоматическом режиме. Взлетный комплекс и основной аэродром для посадки был на Байконуре, а в Крыму и Прибалтике были запасные посадочные полосы. Но они «Бурана» не дождались никогда. Запланированные на начало 90-х годов полеты с космонавтами на борту вследствие распада СССР многократно переносились, а потом и вовсе были отменены.

Буран в Крыму

Один из «Буранов» — тот, который использовался для прочностных испытаний - превращен в атракцион в Москве, а два других законсервированы на Байконуре. Летать им больше не судьба. Сейчас они собственность Казахстана, но дело даже не в этом. Еще в 1995 г. истек срок службы бортовой аппаратуры. Менять ее или даже проверять работоспособность - по нашим временам дело непомерно дорогое.

А насчет полосы в Крыму - есть проекты использовать ее для обычной авиации, но какие-либо конкретные результаты мне неизвестны.

«Учебный центр» на Чатырдаге для слежения за «Бураном»


На многих картах Крыма на Чатырдаге есть изображение строения с надписью «Учебный центр». Что же это такое?

Отсутствие дров и небольшие запасы воды не позволяют поставить палатку прямо на плато. Решив, что дорога обязательно должна куда-нибудь вывести, мы идем уже при свете звезд и Луны. Дорога упирается в огороженную бетонным забором площадку. За распахнутыми воротами находится барак с одиноким фонарем и вспомогательные строения.

В бараке обнаруживается дежурный по вахте, который предлагает нам переночевать в «номерах» или в палатке на территории, а также воспользоваться кухней и душем. Разбив палатку, мы идем в душ, а затем готовим ужин на настоящей плите. Фишкой ужина становится большой, спелый и сочный арбуз, который мы тащили с собой от самого Заречного. Поговорили с дежурным — оказалось, что так называемая «точка» была построена специально для слежения за «Бураном», тем самым, который летал в космос и на который возлагались большие надежды, рухнувшие вместе с «перестройкой». Раньше объект был очень секретным, а теперь используется в качестве привала.

Действительно, после длительных переходов очень приятно погреться в душе, приготовить покушать с использованием не только котелка, но и сковородок, терок и прочих излишеств. Также на «точке» можно заказать сауну (у нас не было сил и времени ждать), прикупить туристическую литературу, карты (опять же туристические), затариться портвейном...

Заметим, что в своё время верхняя часть дороги на Чатырдаг (по которой сейчас осуществляется подъезд к пещерам Мраморная и Эмине-Баир-Хосар) была построена именно для этого обьекта. Тогда она была из бетонных плит. Их остатки и сейчас местами видны в основании дороги.

Nick Favorov

Читайте также: