«Фонтан Изюмского полка» в Изюмовке

Родник всем всегда дарил холодную-холодную воду. И напор хороший: пятилитровку можно наполнить за несколько секунд. Александр Гаврилов, известный археолог и знающий в Юго-Восточном Крыму, наверное, каждый гектар земли, говорит, что вода в этом изюмовском роднике стала намного лучше и вкуснее после его очистки и реконструкции. А пока осматриваю этот самый фонтан, то есть каптированный источник: каменная кладка, монолитные колонны... Но вот незадача: ещё месяца два назад на фронтоне была надпись «Фонтан Изюмского полка». Кому-то не понравилась история возникновения Изюмовки, исконного русского села?

Фонтан в Изюмовке

По общепринятым сведениям, село основано в 1784 году отставными солдатами Изюмского гусарского полка. Отсюда и произошло название — сначала слобода Изюмская, затем Изюмовка. Полк тогда дислоцировался в Крыму и участвовал в очередной войне с Турцией. Это действительно славная страница истории российской императорской армии.

Ещё в 1651 году из казаков Слобожанщины был сформирован Изюмский слободской черкасский казачий полк. Но, по данным историков позапрошлого века, эта дата была несколько условной. Все регулярные гусарские слободские полки получили старшинство с 1651 года. Ярчайший пример — город Изюм. Он основан в 1681 году Григорием Ерофеевичем Донец-Захаржевским, полковником Харьковским. Позже Изюмский полк выделяется из Харьковского. После упразднения слободского казачьего полка в 1765 году его территория, как и территории других четырёх Слободских казачьих полков, была объединена в Слободско-Украинскую губернию. Из казачьего полка был набран личный состав Изюмского гусарского полка. После всех преобразований до 1917 года полк-правопреемник назывался Изюмский 11-й гусарский полк. Был распущен в 1918-м.

Но вернёмся к золотому веку Екатерины. По преданию, императрица повелела «отставным солдатам Изюмского гусарского полка остаться здесь для основания поселения, выбрать себе в жёны достойных девиц, чтобы создать семьи и благоустроить селение». Отставные гусары (в основном нижние чины) и основали династии Ермаковых, Гнездиловых, Малышевых, Зеленских, Дерябкиных, Мозгаловых, Мазневых, Руденко, Пастуховых, Феньковых, Манушкиных, Гончаровых, Тихонько. Отмечается, что жители слободы Изюмовка, как и других русских сёл Крыма, дали начало оседлой жизни земледельцев.

Однако у всякой истории есть предыстория. Тюркоязычное население этих отрогов Главной гряды гор появилось здесь в четырнадцатом-пятнадцатом столетиях. Конечно, может, и раньше прискакивали сюда степняки, но вот оседло жить недалеко от «города Солхата» стали с упомянутого времени.

Археолог Александр Гаврилов подробно изучил поселение Тамгаджа. Располагается оно на вершине водораздела между хребтом Карасан-Оба и поймой реки Чурук-Су, где, очевидно, был источник. В целом водоснабжение поселения обеспечивалось из источников, которые находятся в балке у подножия хребта Карасан-Оба. Территория поселения подвергалась распашке. Сейчас она распаёвана. Культурный слой распространён на большой площади, где попадается бутовый камень и археологический материал, представленный фрагментами керамики с различными вариантами геометрического и растительного орнаментов, монетами золотоордынской и солхатской чеканки. Увы, это даже не территория нынешней Изюмовки, а её дальняя окраина.

А вот греки времён «очаковских и покоренья Крыма» здесь проживали. От них остались название Чурук и фонтан. Итак, название. Кто-то возразит: в «Камеральном описании Крыма» 1784 года, источнике надёжном и основополагающем, нет названий ни Чурук, ни Изюмовка. Нет и других названий греческих селений в окрестностях, например, Имарет. Но всё верно: греки, как и другое христианское население, были переселены из этих мест в Приазовье ещё в 1778 году. А фонтан?
И тут, оказалось, не обошлось без деятельности казаков — этого важного фактора исторического пути Крыма.

Казачество было хорошо организованным и обученным войском, представлявшим реальную угрозу для Османской империи. Императрица Екатерина в 1775 году распускает Запорожскую Сечь, и казаки были вынуждены переселяться на новые места, в том числе и на земли присоединённого к Российской Империи Крыма. С 1783 года на его территории поселилось более 500 семей казаков. Многие из них поступили на службу в Таврический легкоконный полк, который был сформирован в 1785 году — перед путешествием Екатерины в Крым. Командиром полка стал бригадный генерал Александр Иванович Шиц.

Как считают историки казачества, вновь образовавшийся полк расквартировали в бывших ханских конюшнях у греческого селения Чурук — нынешней Изюмовки. Первоначально он состоял из 350 человек. Имение, где разместили полк, принадлежало генерал-поручику Владимиру Изюмскому. Ему также принадлежала деревня Карагёз (ныне — Первомайское). Ханские конюшни представляли собой прямоугольное здание со стойлами и отдельный небольшой домик для обслуги. А источником водоснабжения служил Мартынов фонтан, сооружённый греками ещё в середине XVIII века.

Как известно, в 1787 году императрица Екатерина путешествовала по Таврической губернии. Высокая честь сопровождать коронованную особу выпала воинам Таврического легкоконного полка. Поездка продолжалась несколько месяцев. После этого отличившимся сопровождавшим были пожалованы земли по всей территории Крыма. Солдатам, отслужившим 25 лет, было предложено поселиться на опустевших землях Феодосийского уезда. Казаки, вступившие в полк, тоже получали земли и становились «вольноопределяющимися» с обязательной явкой на все военные сборы и с уплатой всех видов налогов в государственную казну. Именно с 1789 года в Феодосийском уезде и появились первые казачьи десятки.

Казаки поступали на службу в Феодосийский гарнизон по охране южных границ под командованием А. И. Дибич-Задунайского. Самое большое поселение было в Насыпкое (сейчас Насыпное) — 45 семей, в селе Изюмовка жили 15 семей. Казачьи общины принимали непосредственное участие в содержании и строительстве православных храмов, и в Изюмовке была часовня Николая Чудотворца.
Но в станицу русскоговорящее и разноликое село не превратилась — как раз из-за своей русской разнообразности. Уже в смутные времена гражданской войны исчезла и память о казаках наших мест.

В официальной истории осталась только местная беднота. Да и о фонтане-роднике нет упоминаний. А он всё так же, как и двести лет назад, поит изюмовцев и гостей села.

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

История происхождения названия города Симферополь

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)