Имарет — приют странников

Каждый раз, бывая здесь, с грустью смотрю на верховья Имаретской долины. Нет, не потому, что стремительно наступает осень на крымский лес, и не потому, что запустение коснулось троп и дорог к бывшим складам Феодосийской военно-морской базы. Грустно потому, что нет у меня миллиона долларов. А то взял бы в аренду эту долину, зарыбил ставки, облагородил лесные дороги, построил бы турбазу. Ведь издавна тут был приют для путешествующих — на полпути от Старого Крыма до Коктебеля. Имарет в переводе с тюркского — «странноприимный дом».

Имаретская долина с востока

Мы — в верховье огромной Имаретской долины. В советское время тут размещались военные склады, от которых теперь остались только развалины и пруды с мелкой рыбёшкой. Здесь берёт начало речка Янтык, впадающая в море у Юнговой могилы близ Коктебеля. Это самая длинная и большая коктебельская река, принимающая несколько притоков и весь арматлукский водосбор. Вся долина, до самого «слияния» с Арматлукской долиной в районе Коклюка (там она уже называется Янтык), покрыта зарослями кустарника, мелколесьем, орешником. В древности по ней шёл путь от Солхата к морю. Говорят, тут были хутор и обитель дервишей (странствующих монахов в исламе). Но если судить по статьям «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», имаретами на Востоке назывались благотворительные учреждения, открываемые при мечетях и поддерживаемые подаяниями прихожан. В них получали пропитание малоимущие учащиеся, да и вообще все нищие и бесприютные. Имареты существуют до сих пор почти во всех значительных мусульманских городах и ведут своё начало со времён первых халифов.

С верховий, с горы Кара-Оба, хорошо видна другая вершина — Эки-Эмчек, называемая коктебельцами попросту Верблюдом. На западе над Имаретской долиной нависла гора Сарытлык, покрытая лесом, а с востока её ограничивают горы Сары-Кая и Коклюк. Именно по этой долине совершал свои прогулки Александр Грин, называя путь по балке диким, живописным и злым. Писатель был неизлечимо болен, что и сказалось на восприятии пейзажа. Хотя слава «Гриновской тропы» остаётся за соседней, параллельной долиной — Османовым Яром. Может, так удобнее, а может, это просто крымский миф, родившийся в рассказах часто неискушённых в истории экскурсоводов.

Озеро Фундук - низовья Имаретской долины

Связана эта местность с самым, пожалуй, мало упоминаемым историческим фактом — переселением крымских христиан, в основном армян и греков, в Северное Приазовье в 1778 году, да ещё и тюркоговорящими греками.

Ведь дело в том, что исторически греки Крыма (а позже и Приазовья) были представлены двумя группами: эллиноязычными румеями и тюркоязычными урумами. Обе группы населяли наш регион столетиями. Они состояли из потомков греческих колонизаторов IV века до н. э. — IV века н. э. и тех, кто в разное время мигрировал из порабощенных турками провинций материковой Греции. Однако урумы прошли через ряд социальных и культурных процессов, в результате которых их родным языком стал крымскотатарский. Хотя некоторые западные лингвисты считают, что говор приазовских урумов отличается от крымскотатарского, вследствие чего его считают отдельным кипчакским языком. Приазовские урумы исповедуют православие. На протяжении истории они представляли собой изолированную этническую единицу и не селились в населённых пунктах румеев, несмотря на общее происхождение. Румеи же — другая этнолингвистическая группа приазовских греков. Они говорят на диалектах новогреческого языка, восходящих к языку Византии и хорошо понятных жителям современной Греции.

Прошло более двух веков с тех пор, когда греки поселились в Приазовье. Однако до сих пор не только не написана история их жизни там, но и остаётся много спорных вопросов по переселению из Крыма в Приазовье. Не утихают споры по различным аспектам переселения, нет единого мнения по вопросам: переселение христиан было организовано по их просьбе или нет? Каковы истинные причины переселения, каким методом и когда оно проводилось? Когда греки поселились в Приазовье? Каждый исследователь выдвигает свои гипотезы.

Историк Стефан Калоеров в книге «Материалы по истории и культуре греков Украины» пишет о переселении греков насильственным путём — для подрыва экономики Крымского ханства. Многие авторы считают, что христиане сами обратились к русскому правительству с просьбой о переселении в Россию. Третьи усматривают дальновидную тайную политику России, хотя духовный глава греков-христиан святитель Игнатий до марта 1778 года не мог даже предположить возможность переселения. Ведь когда командующий русскими войсками в Крыму генерал-поручик Прозоровский и русский резидент при ханском дворе Константинов в середине марта 1778 года попросили митрополита агитировать христиан переселиться в Россию, последний выразил большое сомнение в пользу такого мероприятия. Лишь через месяц он ответил, что христиане, по-видимому, согласятся на это, но при выполнении некоторых условий. Основные из них были высказаны митрополитом и легли в дальнейшем в основу «Постановления крымских христиан» от 16 июля 1778 года и жалованной грамоты от 21 мая 1779 года.

У многих авторов существуют разногласия и по такому поводу, как численность переселённых греков из Крыма в Приазовье. По данным генерал-поручика Александра Суворова, который руководил переселением и его обеспечением, переселённых было 31098 человек, из них — 18335 греков, 1238 армян, 219 грузин, 161 волох. Кроме того, остались зимовать в Крыму 60 греков, 228 армян. Это документально оформлено — и надо брать документ той поры за основу, а не придумывать что-то от себя.

По ведомости митрополита Игнатия, греки вышли из семи городов, пятидесяти пяти сёл и монастыря святого великомученика Георгия. И тут-то упоминается Имарет — селение, из которого ушли в приазовскую степь сразу пятнадцать семей. Судя по современным размерам верховий балки, наверное, это было всё местное население.

Русское правительство прислало из Азовской губернии 6000 подвод, на которых и были размещены греки, армяне и грузины. Эскортируемые войсками А. В. Суворова переселенцы двинулись в путь. Переселение началось в августе 1778 года, а уже 18 сентября (за полтора месяца!) всё было завершено.

Что это было, неужто страшное слово «депортация» как раз в своём исконном смысле: насильственное переселение из одного государства в другое? Нет. Для этого достаточно просмотреть издание рубежа позапрошлого и прошлого веков — «Известия Таврической учёной комиссии», в которых проблема представлена довольно подробно. Так вот, на основе документов известный краевед Арсений Маркевич доказал: люди ехали сами, и не только христиане, но и некоторые татары, крестясь, уезжали.

Вот так сплетается клубок крымской и не только нашей истории — тюркоязычные христиане и крещёные тюрки, переселения, интересы огромных держав... и маленькое место в глубине коктебельских предгорий Имарет.

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки