История Старого Крыма

Совсем безвкусная эта шелковица. Да шутка ли, ей как минимум двести тридцать лет. Владимир Осипов, бывший директор школы, во дворе которой растёт старое дерево, рассказывает, что в советское время каждый год проверяли состояние дерева-памятника и он отвечал «за сохранность уникального растения». Но одновременно эта «тута» была хорошим наглядным пособием по истории, новой истории Старого Крыма.

До присоединения полуострова к России (1783 год) Эски-Крым был небольшим местечком. Имперское правительство переименовало его в Левкополь — по моде на греческие названия — и намеревалось сделать центром Крымской области.

Наверное, самая курьёзная дата в тысячелетней истории Старого Крыма — 7 февраля. В этот день 1784 года светлейший князь Григорий Потёмкин представил Сенату проект административного устройства Тавриды. В проекте значился областной город Симферополь — «град пользы», гербом которого должен стать «улей с пчёлами, имеющий вверху надпись „Полезное“». Построить его предполагалось на месте Старого Крыма, а на месте Ак-Мечети возвести Левкополь (в переводе с греческого Белый город). Всё по логике того времени: бывший Солхат, Эски-Крым, был довольно крупным, хотя и потерявшим былое величие, торговым центром полуострова. А небольшая резиденция калги-султана (прижизненного наследника крымского хана) Ак-Мечеть — маленьким городком в центре Крыма. Почему пчёлы на гербе, тоже ясно: сам Эски-Крым и его окрестности издавна славились отличным мёдом, имеющим лечебные свойства.

Хотя в указе, принятом Сенатом на следующий день, 8 февраля 1784 года, общий замысел Потёмкина оставался в силе, на практике вышло иначе. Симферополем поименовали селение на «брегах Салгира», а городок у подножия Агармыша, став на несколько лет Левкополем и встретив матушку-императрицу Екатерину в мае 1787-го, так и остался тихим, пропахшим лесным мёдом, старым-старым Крымом.

Белый город посетила Екатерина Великая. Дворец, в котором она останавливалась, не сохранился. Частично сохранился фонтан-источник, над которым «ея Величество изволила испить чай».

В конце того же года городок вошёл в состав образованного Феодосийского уезда и стал называться Старый Крым. В конце XVIII века тут пытались основать центр шелководства. Местные условия для этого исследовал известный учёный Карл Габлиц.

А сам Григорий Потёмкин инициировал привоз из-за границы виноградной лозы и экзотических деревьев — миндальных, ореховых, инжирных, лимонных и тутовых.

Для развития шелководства со специалистом из Милана Пармой был заключён особый контракт. Под тутовники в городке и окрестностях отвели почти две тысячи десятин хорошей земли. А для обустройства плантаций, садов и парков «светлейший князь Потёмкин» переселил в Крым более пятнадцати тысяч крестьян, на поселения «посадил» расквартированных на полуострове солдат. Для руководства работами по благоустройству были наняты англичанин Гульда, француз Банка, венгр Бимболазар и другие.

Увы, в 1791 году Потёмкин умер, не успев претворить в жизнь все свои замыслы. Иностранцы не оправдали доверия, и в Старом Крыму зачахло шелководство, хотя и было посажено немало деревьев для разведения тутового шелкопряда. Не прижились и лимонные деревья и венгерские сорта винограда. Зато местный климат подошёл для грецкого ореха, миндаля и табака, начавших хорошо расти. До сих пор громадные ореховые деревья возле речки Чурук-Су, на южной городской окраине, плодоносят!

В те годы много мусульман эмигрировало из Крыма в Турцию, несмотря на то, что они получили ряд привилегий и льгот: освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, закреплялась личная свобода крестьян-татар, а через двадцать лет всем татарам предоставлялось право собственности на имущество. А уж крымскотатарская знать ещё в феврале 1884-го была приравнена к российскому дворянству, мусульманское духовенство же навсегда было освобождено от уплаты налогов. Надо ли напоминать, что о таких правах другие народы Российской Империи и не мечтали! В некоторой степени этот факт и неудачи в сельском хозяйстве вынудили русских и армянских поселенцев мигрировать из Старого Крыма. Перепись 1805 года зафиксировала в городке всего 114, из них 25 цыган и 89 татар.

Над ситуацией задумались ещё в годы царствования императора Павла и Александра Первого, наделив льготами армян, а затем и болгар. Переселение на полуостров различных групп болгар (балканских, анатолийских и придунайских) проходило в три этапа. Летом 1802 года появились первые 63 болгарские семьи, которые создали Старокрымское болгарское поселение. Семьи были небольшими: в среднем они состояли из четырех-пяти человек. Для устройства болгар старокрымская ратуша отвела земли в трёх километрах от города. Вскоре поселение стало именоваться Болгарщиной. Это место многим болгарам не понравилось: некоторые вернулись на родину. Большинство осталось в Крыму.

Новый этап переселения болгар в Крым пришёлся на 30-е годы, что было связано с очередной русско-турецкой войной. Новоприбывшие были поселены в домах жителей Болгарщины или во вновь построенных. На этот раз в Старом Крыму селились в основном торговцы и ремесленники: на полуострове не хватало свободной земли. Последняя волна болгарских переселений в Крым приходится на начало 1860-х годов, когда в Старом Крыму поселили болгар из Северо-Западной Болгарии. В 1875 году была открыта болгарская школа-трёхлетка, впоследствии ставшая Красносельской восьмилетней школой.

После указа 4 июня 1871 года Болгарщина пережила не лучшие времена. Реформа этого года отменила «Устав о колониях иностранцев в империи» и приравняла переселенцев к рядовому крестьянству, поэтому они должны были платить все государственные подати, земские повинности и оброк. Это пошатнуло болгарские хозяйства и привело к появлению батраков.

На долгие годы городок превратился, по словам автора одного из дореволюционных путеводителей Москвича, в «ничтожный заштатный городок». Вся жизнь Старого Крыма была сосредоточена на главной улице — Екатерининской (ныне улица Ленина), остальная же часть города походила на деревню. Здесь сохранилось немного зданий постройки позапрошлого века. Среди них выделяется узнаваемый дом на перекрёстке улиц Либкнехта и Свободы. Сейчас в нём — литературно-художественный музей, а когда-то была учительская семинария. По стилю это — поздний классицизм с южнорусской спецификой. Именно в музее можно получить интереснейшую информацию по истории Старого Крыма.

Музей в Старом Крыму

Здесь представлены материалы экспедиций, предметы быта, вооружение, описание жизненного и творческого пути более тридцати деятелей культуры и искусства, современная литературно-художественная Киммерия. Но это уже совсем другая, новейшая история Старого Крыма.

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Чем и как рисовал первобытный человек

Ак-Мечеть — старинный район Симферополя