Текие дервишей в Евпатории

«То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной».
Джалал ад-Дин Руми
В Евпатории сохранился архитектурный памятник, история которого говорит о том, что Крым не всегда был курортом: в прошлые века это был полуостров с богатыми культурными традициями и духовными школами, относящимся к различным религиозным конфессиям, которые органично сосуществовали между собой на протяжении веков. Одной из таких духовных школ являлось Текие дервишей.

Текие дервишей в Евпатории

Текие дервишей был воздвигнут в XV веке рядом с главными воротами Евпатории (тогда Гезлёва) и представляет собой архитектурный комплекс из мечети Шукурла-эфенди и медресе. Здесь несколько веков подряд располагалось суфийское братство Мевлевиййа или «Вращающихся дервишей», как их называли в странах Европы. (Одним из видов духовной практики в этом ордене было вращение в танце «сема».)

Текие дервишей в Евпатории

Центр этого суфийского ордена расположен в Конье на территории Турции. Основатель ордена Джалал ад-Дин Руми (1207–1273 гг.), называемый его последователями Мевляна «Наш господин». Руми был великим духовным учителем и суфийским поэтом, известным во всем мире. Его перу принадлежат поэтические произведения «Маснави», «Диван» и др.

Текие дервишей в Евпатории

Текие — это место обучения и обмена опытом дервишей. В нем собирались члены ордена, чтобы осознать духовный опыт, полученный во время странствий, и проводить совместные ритуалы — сема. На путь дервиша становился тот, кто осознал бренность мирской жизни, и чья душа желала большего, чем мирские блага, — постичь Творца. Именно этому и посвящали свою жизнь дервиши, устремляя все свои помыслы и желания к тому, кто является источником всего.

Сегодня в Текие дервишей возрождаются древние духовные традиции. Одна из продолжательниц традиций ордена Мевлевиййа — Алифе Ханум, получившая посвящение в Конье. Неоднократно отправляясь в паломничество по святым местам, она обошла почти все Средиземноморье, посещая мусульманские и христианские святыни. По ее словам, те, кто искренне ищет Бога, не противопоставляют себя друг другу. Такая цель только объединяет людей разных религий.

На вопрос, как найти учителя духовного пути, Алифе Ханум ответила, что сначала надо по-настоящему захотеть идти по духовному пути. Только когда это станет главной потребностью, ты сможешь встретить учителя. Но главный учитель находится в твоем сердце, именно там находится частичка света, данная нам Творцом и через нее можно достичь желаемого. Познать — значит обрести свойство, а не просто интеллектуально ознакомиться с неким учением.

Когда ты станешь учеником пути, учителем станет путь. Каждый, кто встретится тебе на этом пути, что-то подскажет или чему-то научит. Когда внутренний учитель ведет, внешне многое может стать его отражением. Важно раскрыть свое духовное сердце. Но на этом пути у нас есть враг, с которым необходимо бороться.

Это нафс — низшая природа: страсти, эгоизм, тщеславие. Это животная природа в человеке. Ее надо преодолеть. Пока человеком управляет нафс, он не принадлежит себе. Им правят не его желания, хоть человеку и кажется, что это он так решил или захотел. Душу эти желания никогда не наполнят. Нужно быть непривязанным к этому миру и его страстям, тогда можно обрести свободу. Непривязанность — это свобода от уз эгоизма. Но это не значит отказ от пользования материальными вещами или уход в пустыню. Это свобода от страсти обладать. Но важно и не оказаться привязанным к своей непривязанности. Это тоже рабство. В этом мире нужно быть внимательным к своим желаниям и поступкам. «Этот мир горы, а наши поступки крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам» — так говорил Мевляна.

Андрей Кищенко, «Крымское Эхо»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки