Евпатория — крымский Иерусалим

Сочинять легенды о Крыме очень легко. Намного сложнее восстанавливать историческую справедливость. Появившаяся совсем недавно идея о «Малом Иерусалиме» — Евпатории не только была успешно претворена в жизнь (весь город у моря увешан рекламами этого нового маршрута), но еще и начинает участвовать в конкурсах на лучший туристический маршрут, упомянут в «Книге рекордов Украины»...

Евпатория

Евпатория — очень интересный древний (свыше 2500 лет) город, и его исторические памятники привлекают к себе тысячи экскурсантов. В тоже время схожесть двух городов настолько притянута за уши, что можно смело называть, к примеру, Севастополь «малым Парижем» (в обоих городах были французы) или, допустим, Бахчисарай — «малым Стамбулом» (мечети есть в обоих городах!).

Так же и с Евпаторией... Ну что общего между прибрежным, плоским, как блин, крымским городом и горной крепостью? Впервые я прочитал об этой идее в книге Станислава Цалика «Прогулки по Малому Иерусалиму», живущему в Киеве. «Трудно сказать, кто впервые назвал его Иерусалимом», — пишет автор. Оно и понятно: нигде раньше в краеведческой литературе его так не называли. Авторы идеи объясняют, что именно здесь рядом существовали различные языки, культуры и вероисповедания. Но в то же время многоязычными, многонациональными были практически все населенные пункты Тавриды.

Встречается также упоминание экскурсии по Киево-Печерской лавре как «по малому Иерусалиму», но пещеры на обрывах над Днепром куда как ближе к этому названию, чем улочки Евпатории. Но если вы напишете в любой поисковой системе «Малый Иерусалим», то увидите, что процентов девяносто уже захвачено «евпаторийским проектом».

А теперь о настоящем «малом» или «втором» Иерусалиме Крыма, о котором так отзываются уже сотни лет краеведы, — крепости Чуфут-Кале. Одним из первых обратил внимание на их похожесть директор Симферопольской гимназии Г.И.Тимошевский. В книге «Третья учебная экскурсия», изданной в конце XIX века в Симферополе, описано его путешествие с гимназистами в Бахчисарай и в «город крымских караимов» — Чуфут-Кале. Тимошевский, недавно приехавший из путешествия по святым местам, обратил внимание учащихся на удивительную схожесть Иерусалима и Чуфут-Кале.

И в самом деле — оба города находятся на высоком плато, отделяемом двумя глубокими долинами (в Иерусалиме — Кедрон и Енном), у подножья Чуфут-Кале растет ореховый сад, расположенный подобно знаменитому Гефсиманскому саду. Даже расположение храмов аналогично! Возле Иерусалима есть храм, стоящий подобно Успенскому монастырю, а Караимские кенаса стоят так же, как стоял когда-то храм Давида (сейчас на месте разрушенного храма — Омерова мечеть, что приводит к постоянным столкновениями между иудеями и арабами, первые хотят восстановить храм, вторые — не дать разрушить мечеть; и как решить этот конфликт?)

Возле Иерусалима стоит знаменитое кладбище в Иосафатовой долине. На таком же месте у Чуфут-Кале — тоже кладбище и тоже — в месте с таким же названием! Именно здесь, по преданию, и должен состояться Страшный Суд... Известно, что умерших караимов привозили сюда для захоронения из дальних уголков Российской империи. Соседняя с «гнездом караимов» гора Мейдан-Даг (площадная) расположена как Масленичная, на которой Иисус долго постился перед своей знаменитой «Нагорной проповедью». Источник под горой — Юсуп-Чокрак (родник Юсупа) имеет свой аналог под Иеруслимом.

На заброшенном Чуфут-Кале долгие годы жил исследователь караимов Авраам Фиркович (1786–1874), который в своих поисках не раз бывал в Иерусалиме, и, несомненно, обращал внимание на схожесть двух объектов.

Многие русские художники обращали внимание на удивительную похожесть двух древних городов. Здесь были Репин, Серов. Свою знаменитую картину И. Крамской «Христос в пустыне» писал именно здесь. Но почему же так похожи две крепости?

Некоторые исследователи считают, что караимы — это потомки иудеев, изгнанных из Иерусалима, после разрушения Иудейского храма во времена императоров Тита и Юстиниана. Правдоподобной кажется легенда об изгнанниках, которые в своих блужданиях по древнему миру наткнулись на долины и горы, столь похожие на родной их сердцу город и основавшие здесь свое «второй» или «малый» Иерусалим.

Вот какое знаменитое место должно ассоциироваться у туристов с этим названием, но боюсь, что новая легенда уже оккупировала это имя и в народе будет новая крымская легенда.

Олег Широков, «Крымское Эхо»

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки