Малоизвестные факты из жизни Айвазовского
17(29) июля 1817 года в этот мир пришёл человек, на могильной плите которого 83 года спустя высекли: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
63 года Иван Айвазовский стоял у мольберта – и за эти шесть десятилетий написал около 6000 картин. Он подарил родной и любимой Феодосии свой дом, сделав из него известную на весь мир картинную галерею. Он дал феодосийцам драгоценную воду, помог провести в город железную дорогу, построил один из старейших в Европе краеведческих музеев. Его знали и уважали все – от простых работяг до самых высокопоставленных особ. Мы предлагаем вам шесть малоизвестных фактов из жизни этого великого художника.
Факт № 1. Три мелодии для Глинки
С детских лет Айвазовский любил музыку, сам играл на скрипке народные мелодии. Вспоминая об этом, он нарисовал себя со скрипкой, причём сам художник-мальчик сидит на полу, а скрипку держит на коленях – так обычно держат смычковые инструменты на Востоке.
Айвазовский не раз играл на вечерах у Глинки. Три мелодии, услышанные им от Айвазовского, Глинка включил в оперу «Руслан и Людмила». В «Записках» Глинки читаем:
«Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы «Руслан и Людмила».
Имение Айвазовского в Судаке находилось рядом с дачей композитора Спендиарова. И два этих великих человека часто засиживались до глубокой ночи: Айвазовский играл на скрипке, Спендиаров аккомпанировал на рояле.
Факт № 2. Удивил, женившись на гувернантке
Айвазовский был женат дважды. Обстоятельства его первой женитьбы, в 1848 году, были весьма необычны. В один из своих приездов в Петербург он был представлен знатной вдове, имевшей двух дочерей на выданье. Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. И через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком часто засиживается в её доме, не только даёт девушкам уроки живописи, но и устраивает музыкальные вечера, играя на скрипке под аккомпанемент гувернантки её дочерей. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение (тайно надеясь, что руку и сердце предложат ей самой). Однако финал оказался таким, какого никто и не предполагал: Айвазовский вскоре женился на гувернантке – Юлии Гревс. Увы, нежелание Айвазовского жить в столице стало причиной того, что Юлия Яковлевна ушла от него спустя 12 лет, успев, однако, за это время родить ему четырёх дочерей.
Со своей второй женой, красавицей Анной Саркисовой-Бурназян, Айвазовский познакомился на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Спустя год они поженились. Анна Никитична была на 40 лет моложе мужа и пережила его на 44 года – она умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.
Факт № 3. Подарок разбойника
Айвазовского любили и богатые и бедные, и подчас эта любовь проявлялась довольно неожиданным образом. Однажды, когда Айвазовский работал в мастерской в своём имении Шах-Мамай, визит ему нанёс… легендарный крымский разбойник Алим. Этот неуловимый местный Робин Гуд (всё награбленное у толстосумов он раздавал нуждающимся) якобы сказал Айвазовскому следующее:
«Все тебя знают и хвалят. Давно хотел видеть тебя. Говорят, картины пишешь. Можно ли посмотреть?»
Айвазовский показал Алиму свои картины да ещё и пригласил необычного гостя выпить кофе. Алим сердечно поблагодарил Айвазовского, пообещав непременно побывать на его свадьбе (художник обмолвился, что вскоре собирается жениться). И выполнил своё обещание: когда новобрачные подъезжали к Шах-Мамаю, им наперерез выехал всадник – это был Алим. Он поздравил жениха и невесту, подарив последней дорогой шёлковый турецкий платок, пожелал счастья – и умчался прочь.
Факт № 4. 80 курганов
Айвазовский всерьёз интересовался археологией. В 1853 году он официально обратился с письмом-заявкой в министерство уделов за разрешением начать в Феодосии археологические раскопки. Получив разрешение, Айвазовский вместе с археологом Сибирским приступил к работе. Раскопки первых четырёх курганов не дали результатов, а вот пятый курган, на мысе Ильи, поразил исследователей своими находками. Ими было открыто женское погребение IV века до н. э. Как писал сам художник, «эта находка даёт надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!». Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
Всего же в течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов.
В 1871 году на средства, полученные от выставки своих картин в Петербурге, Айвазовский построил на холме Митридат, неподалёку от дома, в котором он родился, здание для Музея древностей (до этого коллекция музея размещалась в небольшой турецкой мечети). Здание было разрушено во время Великой Отечественной войны – предположительно от попадания корабельного снаряда.
Факт № 5. Третья в стране
Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия были доступны для посещения только два художественных музея: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.
Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены 23 картины, а также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки – любимого поэта и любимого композитора Айвазовского.
Сейчас картинная галерея Айвазовского находится в самом центре Феодосии. А в 1845 году, когда Иван Константинович только приступал к её строительству (собственно, художник строил дом для себя, а галереей он стал потом), то выбрал для этого пустынное место на окраине города, на берегу моря.
Факт № 6. Любимый внук
Айвазовский подарил родному городу и миру не только, скажем так, ценности материального характера. Константин Арцеулов, легендарный крымский лётчик, первым в стране победивший «штопор» (в 1916-м он научился выводить самолёт из этого гибельного положения) был младшим, любимым внуком Айвазовского, сыном одной из дочерей художника, Жанны Ивановны. Костя рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи с парусниками и людьми. Дед охотно правил его работы, а иногда и подписывал. Покупатели подчас не замечали подмены, что доставляло Айвазовскому большое удовольствие.
Татьяна Шевченко, «Крымская газета»
Комментарии
Отправить комментарий