«Ялтинская конференция» художника Виталия Комара

Виталий Комар. Ялтинская конференция

Один из основателей соц-арта Виталий Комар - работы которого представлены в музеях Нью-Йорка, Лондона, Москвы, Амстердама - написал серию картин «Ялтинская конференция». Вот как автор описывает смысл этой работы:

Я родился в Москве в конце Второй мировой войны. Когда мне было чуть больше года, в Крыму проходила Ялтинская конференция - знаменитая встреча Сталина, Черчилля и Рузвельта. Союзники готовились к победе в 1945 году и вели переговоры о будущем миропорядке и создании Организации Объединенных Наций. Много лет спустя, после того как я иммигрировал в Нью-Йорк, я впервые увидел фотографию этой встречи.

Неожиданно, фотография меня очаровала. Казалось, что какая-то необъяснимая сила погрузила меня в калейдоскоп противоречивых образов и впечатлений из моего прошлого и настоящего. <…> Три союзника, сидящие рядом друг с другом: слуга короля, президент демократии и кровавый диктатор. Для меня изображение на этой фотографии стало визуальным символом того, что я называю «концептуальным эклектизмом».

С детства меня окружали образы Сталина, даже в моей спальне. Когда мне было пять лет, мои родители развелись, и мама заменила фотографию моего отца, висевшую рядом с моей кроватью на портрет Сталина. Как и мой отец, Сталин был одет в военную форму. Более того, одним из самых распространенных выражений почтения для Сталина было «Отец всех народов».

Я начал учиться в семь лет. В первый день учебы весь класс должен был громко провозгласить: «Товарищ Сталин, спасибо за наше счастливое детство!». Тот же лозунг висел над входом в нашу школу. Фон был красным, а буквы и восклицательный знак были белыми. В 1953 году, когда мне было десять лет, умер «Отец всех народов». Люди остались сиротами. Новый лидер, Никита Хрущев, приказал уничтожить статуи Сталина и стереть его образ.

Виталий Комар. Ялтинская конференция
После смерти Сталина мама заменила в моей спальне портрет Сталина фотографией Моны Лизы. <…> Постепенно последовательность портретов, которые висели над моей детской кроватью, слилась в моей запутанной голове. Сегодня, когда я вижу картину «Мона Лиза», мне вспоминается мое счастливое детство.

На протяжении более 20 лет до смерти Сталина его образ окружал каждого советского человека, а не только меня. Портреты Сталина были повсюду: в книгах для детей и взрослых, в журналах и газетах, в кино и на выставках, на каждом этаже моей школы, на стенах и крышах зданий и даже на небе. Позже я понял, что эта визуальная пропаганда была твердо «отпечатана» на моем молодом мозге.

В детстве Сталина часто изображали вместе с Лениным или другими героями советской истории, иногда даже с людьми, которых он никогда не встречал, такими как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Но я никогда не видел фотографии Сталина с Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом - его союзниками в исторической победе над Гитлером. Будучи молодым человеком, я посетил Крым и Ялту, которая является прекрасным городом на Черном море. У меня чудесные воспоминания об этом месте. Но даже во дворце-музее, где встречались лидеры союзников, их фотографии не было.

Вероятно, это было одно из многих решений советской цензуры во время «Холодной войны». В те годы советским людям были показаны Черчилль и американские президенты через пугающую сюрреалистическую иллюстрацию политической сатиры. Мрачные, беззаботные черно-белые рисунки изображали западных лидеров как злых свиней и козоподобных дьяволов. Прошло довольно много времени, прежде чем я понял, что миражи моего мира детства были опасными иллюзиями. <…> Я видел образ этих трех людей как единственное существо - трехглавого, многорукого правителя, сочетавшего противоречия монархии, тирании и демократии.

Поделиться
Класснуть
Читайте также:

Комментарии

  1. Картина более чем странная. Я бы такую у себя в доме не повесил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне нравится, есть что-то в ней притягивающее, а вот что именно это еще разобраться надо....

      Удалить
    2. Так она и не для дома. Она для картинной галереи.

      Удалить
  2. В этой картине есть что-то устрашающее. Пожалуй, образы этих личностей ни на одной картине не будут ассоциироваться с счастьем и благополучием

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

День рождения Леонида Кучмы в Крыму обошелся в $4 миллиона

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Красная балка