Междуречье — село святого Сергия
Здесь можно полюбоваться луной, огромной, необычной для городского жителя, и услышать легенду о святом, обосновавшемся в глубине гор Тавриды. Может быть, имя его и Сергий, пока неясно. Известно одно: речка Ай-Серез — это левый приток реки Ворон, протекает через сёла Междуречье и Морское. Название с греческого — «святой Сергий», с тюркского — «лунный свет, сияние».
Испокон веков жили люди в этой долине. Выращивали виноград, создавали сады на горных склонах. Сейчас тут — небольшое село Междуречье. До августа1945-го оно называлось Ай-Серез. Теперь же только долина за селом и речка носят это название. Первое упоминание о селении относится к XV веку. А в районе Междуречья обнаружены остатки двух средневековых поселений. Посреди села можно увидеть русло реки и нечасто саму реку. Особенность Ай-Сереза — селевые потоки.
Здесь учёные создали полигон по изучению этого явления. Сель (по-арабски «сейль») — бурный поток, то есть грязевые и грязекаменные потоки, которые возникают в результате резкого паводка, вызванного интенсивными ливнями или бурным снеготаянием. 28 июня 1956 года прошёл сильный ливень, и Ай-Серез отметился потоком грязи, камней и воды — с интенсивностью восемь кубометров в секунду!
А зимой1958-го — чуть поменьше, до пяти кубов. Много бед принесла река жителям Междуречья и в другие годы. А когда приезжаешь туда летом, не верится, что по пересохшему руслу вообще может что-либо течь.
Но давайте разберёмся с названиями. Итак, «лунное сияние» или же имя некоего святого Сергия служило первоосновой? Как разъяснил один из ведущих крымских краеведов Игорь Русанов, слишком много попыток объяснить топонимическую карту Крыма с позиций тюркологии и слишком мало с позиций доарийских и древнеарийских европейских языков. «Самый первый пласт крымских названий сформировался в охотничьих сообществах ледникового периода. О нём можно размышлять на основе работ Сейбутиса, которые вполне объясняют такие названия, как Салгир, Авунда. Следующий пласт — таврский (евро-арийский) — Сак, Бук и скифский (иранский) — Палакий, Хабеи, Напит. Затем античная обработка местных названий и появление новых, античных: Феодосия, Пантикапей. В степном Крыму оседание тюркских кочевников привело к появлению множества новых населённых пунктов. Названия были изначально тюркскими и довольно просто объясняются. В горном Крыму и на побережье мы имеем дело с новогреческой и тюркской обработкой древних названий. Лингвистические и историко-географические „раскопки“ названий здесь чрезвычайно трудны, но как раз по этим наиболее важным в туризме местностям ими и придётся заниматься с особой тщательностью. И никогда нельзя довольствоваться простыми (но пустыми) объяснениями», — считает кандидат географических наук.
Так вот и в случае со святым Сергием. Известно, что монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая1314-го, а скончался 25 сентября 1392 года. Нетленными его мощи были обретены через тридцать лет. Он почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли русской. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых.
Церковный историк Евгений Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале почитания. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы, датируемая1449-м или 1450 годами (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое, мартовское, летосчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями. В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. При этом светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного.
Можно вполне согласиться с утверждением Русанова о том, что византийские попы и монахи, а позже — служители ислама, сознательно и целенаправленно боролись со всем, что имело языческие корни. Уж не здесь ли тайна вопроса: что это — то ли языческий культ Луны, то ли христианское почитание святых?
— Мы никогда не получим некий окончательно правильный список географических названий. А в их объяснении всегда надо иметь несколько версий: тюркскую, арабскую, греческую, кавказскую, иранскую, римскую, эллинскую, древнеевропейскую. И, конечно, только в постоянном контакте многих специалистов можно добиться разрешения самых простых задач, даже на уровне подготовки экскурсионных текстов, — говорит учёный.
Точнее не скажешь. Особенно актуально это при показе наших достопримечательностей гостям полуострова. Иной раз такого наслушаешься от экскурсоводов!
А ведь есть глубокие и интереснейшие исследования Игоря Белянского, Ирины Лезиной, Александры Суперанской, которые необходимо изучать и использовать. Но и многовариантность названий тоже надо учитывать. Хотя мне, например, гипотеза о святом Сергии всё равно как-то ближе.
Испокон веков жили люди в этой долине. Выращивали виноград, создавали сады на горных склонах. Сейчас тут — небольшое село Междуречье. До августа
Здесь учёные создали полигон по изучению этого явления. Сель (по-арабски «сейль») — бурный поток, то есть грязевые и грязекаменные потоки, которые возникают в результате резкого паводка, вызванного интенсивными ливнями или бурным снеготаянием. 28 июня 1956 года прошёл сильный ливень, и Ай-Серез отметился потоком грязи, камней и воды — с интенсивностью восемь кубометров в секунду!
А зимой
Но давайте разберёмся с названиями. Итак, «лунное сияние» или же имя некоего святого Сергия служило первоосновой? Как разъяснил один из ведущих крымских краеведов Игорь Русанов, слишком много попыток объяснить топонимическую карту Крыма с позиций тюркологии и слишком мало с позиций доарийских и древнеарийских европейских языков. «Самый первый пласт крымских названий сформировался в охотничьих сообществах ледникового периода. О нём можно размышлять на основе работ Сейбутиса, которые вполне объясняют такие названия, как Салгир, Авунда. Следующий пласт — таврский (евро-арийский) — Сак, Бук и скифский (иранский) — Палакий, Хабеи, Напит. Затем античная обработка местных названий и появление новых, античных: Феодосия, Пантикапей. В степном Крыму оседание тюркских кочевников привело к появлению множества новых населённых пунктов. Названия были изначально тюркскими и довольно просто объясняются. В горном Крыму и на побережье мы имеем дело с новогреческой и тюркской обработкой древних названий. Лингвистические и историко-географические „раскопки“ названий здесь чрезвычайно трудны, но как раз по этим наиболее важным в туризме местностям ими и придётся заниматься с особой тщательностью. И никогда нельзя довольствоваться простыми (но пустыми) объяснениями», — считает кандидат географических наук.
Так вот и в случае со святым Сергием. Известно, что монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая
Церковный историк Евгений Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале почитания. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы, датируемая
Можно вполне согласиться с утверждением Русанова о том, что византийские попы и монахи, а позже — служители ислама, сознательно и целенаправленно боролись со всем, что имело языческие корни. Уж не здесь ли тайна вопроса: что это — то ли языческий культ Луны, то ли христианское почитание святых?
— Мы никогда не получим некий окончательно правильный список географических названий. А в их объяснении всегда надо иметь несколько версий: тюркскую, арабскую, греческую, кавказскую, иранскую, римскую, эллинскую, древнеевропейскую. И, конечно, только в постоянном контакте многих специалистов можно добиться разрешения самых простых задач, даже на уровне подготовки экскурсионных текстов, — говорит учёный.
Точнее не скажешь. Особенно актуально это при показе наших достопримечательностей гостям полуострова. Иной раз такого наслушаешься от экскурсоводов!
А ведь есть глубокие и интереснейшие исследования Игоря Белянского, Ирины Лезиной, Александры Суперанской, которые необходимо изучать и использовать. Но и многовариантность названий тоже надо учитывать. Хотя мне, например, гипотеза о святом Сергии всё равно как-то ближе.
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»
Читайте также: