22 сентября 2011 г.

Николай Самокиш в Симферополе

С улицей Самокиша в Симферополе связано много легенд — но точно установленным можно считать тот факт, что первыми переименовать Кооперативную в улицу Самокиша предложило немецкое командование в 1944 году. (Об этом можно узнать из книги «Оккупационный режим в Крыму. 1941–1944). Немцы к тому времени уже успели сделать 70 переименований улиц и переулков, и это решение стало последним, семьдесят первым. С одной стороны, странно, что все предыдущие имена носили немецкие названия — и вдруг их привлек симферопольский художник, скончавшийся 18 января. Немцев даже не смутило то, что художник был лауреатом Сталинской премии, автором антифашистского плаката «Наше дело правое».

Николай Самокиш за работой

Дело в том, что приказы 1941 года носили характер командный — новые хозяева распоряжались в новоприобретенном крае. Февраль же 1944-го — совсем другое дело. Оккупанты начинают заигрывать с местным населением — Красная Армия была уже рядом, за Перекопом, буквально уговаривают сельское население стараться в выращивании продуктов питания.

Когда же Красная Армия в 1944 году освободила Крым, то, естественно, все приказы немецкого командования были отменены. Таким образом, отменили и переименование улицы Кооперативной. Да и властям нужно было разобраться: а не был ли художник коллаборационистом, не сотрудничал ли с немцами. Кроме того есть информация о том, что его молодая вдова начала активно обвинять Самокиша во всех смертных грехах. В 1944 было такое веяние: многие, бывшие в оккупации, пытались обвинять знакомых, главное — отвести внимание от себя...

И лишь только в 1960, в год 100-летнего юбилея Мастера, местные власти вспомнили о знаменитом художнике. И опять, не мудрствуя лукаво, назвали ту же улицу Кооперативную именем Самокиша. Ходит еще, правда, легенда о том, что эту же улицу переименовывали еще до Великой Отечественной, но мы полагаем это лишь легендой. Могли, конечно, в 1940 г., к 80-летнему юбилею художника предложить назвать ее именем художника. Но представить себе немцев, которые сначала переименовывают ее опять в Кооперативную (а не в Готенбургскую, к примеру), а потом опять возвращают ее же имя нереально.

Дом в Симферополе, в котором жил Самокиш

Улица — одна из старейших в городе. Сначала на ней были только амбары для хранения привозимых на базар продуктов. Потому улицу назвали Амбарной, а с 1904 г. — для благозвучия — Торговой. Улица связывала Базарную площадь с Сенной, где продавали фураж. Улица все время утопала в грязи. В 1907 г. правление Таврической духовной семинарии просило управу замостить ее и Театральный переулок (Аджимушкайский), так как «невылазная грязь и ухабы делают эти улицы в дожди непроходимыми». Наконец, в 1924 г. улице дали предпоследнее имя — Кооперативная.

Николай Самокиш родился в 1860 году в Нежине (Черниговская область). Учился в Нежинском историко-филологическом институте, в котором обретал знания и Николай Гоголь. Затем учеба в Императорской Академии художеств, где он быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а его картину «Прогулка» приобрел для своей галереи Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль, а в 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» был удостоен звания академика.

Самокиш. Картина В Алупке
Картина «В Алупке»

Более всего художник любил рисовать лошадей. «Даже кляча на скаку красива и живописна», — говорил он. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»). За любовь к рисованию лошадей его ругали — писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках на батальные и «лошадиные» темы. Он писал своему будущему ученику, красноармейцу Марку Домащенко:
Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист. В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику и ея порыв.

По заданию «Нивы» в мае 1904 года он уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца этого года. Результатом поездки стал альбом Самокиша «Война 1904–1905. Из дневника художника». Наиболее знаменитая из картин того времени — «Ляоян». Это полотно, посвящённое одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

Самокиш. Картина Вечер в Крыму
Картина «Вечер в Крыму»

В 1915 году Николай Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств и выехал на фронт Первой мировой войны. Это был уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. По мнению некоторых историков, именно картины Самокиша послужили соединению названия «Великая война» с «Отечественной 1812 года», что дало имя «Великой Отечественной войне».

Первый раз художник женился в 1889 году на Елене Петровне Судковской. Его жена была известным книжным иллюстратором, ученицей Верещагина. Она иллюстрировала Пушкина, Ершова, Гоголя. В одном из залов Витебского вокзала стены украшены панно Николая и Елены Самокиш. Судьба и революция развели супругов. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже.

После революции художник продолжает свое любимое дело — рисование баталий и лошадей — ведь лошади были в изобилии и у «красных». Его знаменитые картины «Переход Красной армии через Сиваш», «Тачанка» хранятся в Симферопольском художественном музее. В 1918–1921 годах Самокиш жил в Евпатории, а с 1922 года — в Симферополе. Он создал здесь собственную художественную студию, которая стала основным центром художественного образования. Студия стала настолько знаменита, что Совнарком Крыма 28 июня 1937 года принял Постановление «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Самокиша». Так было организовано Крымское художественное училище. Занятия проходили в столовой турбазы на улице Шмидта (видимо, имеются в виду старые постройки «Крымтура»). Позже были выделены помещения в школе № 16 на улице Школьной (Ефремова), где училище обосновалось на 4 года.

Сразу же после освобождения Симферополя с апреля 1944 года училище продолжило свою работу. В 1946–1947 учебном году открываются два новых отделения: театрально-декоративное и скульптурное. Но вот называлось ли училище в те годы именем Самокиша, достоверно не установлено. В 1960 году, опять же к юбилею академика, училище было переведено в новое, просторное помещение на ул. Тамбовской, в котором оно находится последние 50 лет. Во дворе его стоит памятник человеку, чьим именем оно названо.

Памятник Самокишу в Симферополе

Могила СамокишаУмершего художника похоронили на кладбище на почетном месте — рядом с Храмом Всех Святых, что на холме за Центральным рынком Симферополя. Впоследствии гроб с телом художника был перепохоронен на Абдале, а вот старое надгробье так и стоит на месте «последнего приюта» Мастера.

Олег Широков, «Крымское Эхо»

Ссылки по теме: