Александр Ханжонков — основатель Ялтинской киностудии

Александр ХанжонковДом Ханжонкова. Тот самый, где появился первый в России и один из первых в мире полнометражный фильм, где сняли первый мультфильм и впервые стали использовать киномонтаж. Первый во всём — так можно сказать не только о кинолаборатории, но и её основателе, лучшем кинопромышленнике России, создателе империи отечественного кино Александре Ханжонкове.

Его называли «предпринимателем культурного толка». Современники считали его авантюрным и чересчур интеллигентным одновременно. Конкуренты воровали его идеи, не брезгуя плагиатом. Дом Ханжонкова выпустил больше всего инсценировок русской классики в дореволюционном кинематографе и ни при каких обстоятельствах не делал фильмы «парижского жанра» — пошлые мелодрамы. Но Ханжонкова упорно будут обвинять в штамповке таких мелодрам, его беспрецедентный исторический фильм «Оборона Севастополя», который через сто лет не перестал быть актуальным, назовут шовинистическим. Ему припомнят всё: сомнительное, недостаточно активное «участие в общественно-политической жизни страны в 1917 году», а выезд за границу, куда прикованный к инвалидному креслу Ханжонков поехал лечиться, объяснят «не только состоянием здоровья».

Но всё это будет потом. А в 1898 году Александр Ханжонков — благополучный российский офицер из старинного уважаемого, но обедневшего казачьего рода, посмотрев заграничную новинку, которую привёз из Парижа его брат, влюбляется в «живую фотографию». Благодаря поразительной интуиции юный Ханжонков не просто увлекается кинематографом, он точно определяет захватывающие перспективы его развития. Родные и друзья подобное коммерческое занятие считают недостойным дворянина и офицера. Начального капитала не было, поэтому рассчитывать Ханжонкову приходилось только на «реверс» — сумму, полученную им при уходе с военной службы в запас, и поддержку жены. Антонина Николаевна, первая супруга Ханжонкова, была ближайшей помощницей и правой рукой мужа. Она была незаурядной личностью, разбиралась в драматургии, красиво пела, любила лошадей, была смелой наездницей. И не случайно фабричной маркой «Торгового дома», а впоследствии акционерного общества «Ханжонков и Ко» стал мифологический Пегас — крылатый красавец конь, вздыбившийся над буквами «А» и «Х».

Акционерное общество Ханжонков и Ко

Первое время предприятие не слишком удачно занимается прокатной деятельностью — закупает фильмы за рубежом и показывает их в России. Но Ханжонков буквально одержим идеей снимать кино. В конце 1908 года с помощью первого русского кинорежиссёра Василия Гончарова Ханжонкову удаётся снять и выпустить в прокат короткометражные фильмы «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия». В отличие от других кинопредпринимателей, деятельность которых носила не только бурный, но часто и спекулятивный, и даже авантюрный характер, Ханжонков подошёл к производству фильмов как к серьёзному и главному делу своей жизни.

Первые дозвуковые чёрно-белые фильмы современному зрителю покажутся смешными и нелепыми: неловкая игра актёров, примитивные декорации. Однако для того времени это был прорыв. Отечественное синема совершенствовалось. Ханжонков не жалел ни собственных сил, с головой отдаваясь работе, ни средств на новое оборудование. Огромным успехом у зрителей пользовался фильм «Оборона Севастополя», совместное детище Ханжонкова и Гончарова.

Ханжонков умел находить талантливых людей и смело привлекать их к работе. К нему приходят замечательные режиссёры Пётр Чардынин и Евгений Бауэр, актёры, ставшие легендами кино, Иван Мозжухин и Витольд Полонский. «Звёздами» русского кино благодаря участию в фильмах фирмы становятся балерина Вера Каралли и не имеющая актёрского образования Вера Холодная. С 1909-го по 1912 год Ханжонков выпускает в среднем 8–10 фильмов в год, а в 1913-м — двадцать.

Никому не известный чиновник из Вильно, вовсе не имевший отношения к кино, обратился к представителям иностранных кинофирм с предложением снять фильм, в котором действующими персонажами были бы... насекомые. Конечно, никто не принял его всерьёз. Тогда он обращается к Ханжонкову. Выслушав энтузиаста, кинопромышленник подписал с ним договор, и оператор уехал в Вильно, снабжённый съёмочным аппаратом и плёнкой для создания своей первой картины. Так родилась «Прекрасная Люканида» — мультфильм о войне жуков-рогачей и усачей. Она имела небывалый успех. Создатель ленты Владислав Старевич стал первым русским мультипликатором, а Ханжонков — первооткрывателем отечественной анимации.

Среди работ Ханжонкова не только игровые картины. Его фирма снимала научно-популярные фильмы, которые не приносили доходов, но были просветительскими и пользовались большим успехом: «Электрический телеграф», «Пар», «Глаз», «Пьянство и его последствия».

В 1916 году Ханжонков покупает в Ялте участок на улице Аутской, где был построен небольшой павильон с раздвижными окнами. Это и было киноателье Ханжонкова, которое станет основой Ялтинской киностудии.

Ателье Ханжонкова в Ялте, 1918-1919 гг.
Ателье Ханжонкова в Ялте, 1918–1919 гг.

После революции 1917 года, когда друзья Ханжонкова просили одного из высокопоставленных товарищей заступиться за Александра, тот спросил: «А разве его ещё не расстреляли?». Ну а как можно было не расстрелять: во-первых, дворянин, во-вторых, офицер, есаул, в-третьих, создатель такого вредного фильма, как «Оборона Севастополя». Но к тому времени Ханжонков, который с молодости болел полиартритом, был обездвижен и передвигался на коляске. Он был вынужден уехать из России в Австрию, где успешно наладил прокат русских фильмов и финансировал исследования по созданию звукового кино. Но в отличие от других кинофабрикантов Ханжонков не увёз с собой оборудование киностудии и через несколько лет вернулся на Родину по личному приглашению наркома просвещения Луначарского. Ханжонков принимал участие в создании советского кинематографа, но вскоре из-за болезни отошёл от дел и был забыт.

«Кто был ничем, тот станет всем!». В жизни же Александра Алексеевича Ханжонокова эти крылатые слова «Интернационала» сбылись с точностью до наоборот. Лучший в дозвуковом кинематографе, он стал никем и ничем после национализации кино в 1919 году.

«Судьбе было угодно отнять у него имущество, семью, положение в обществе, здоровье. Лишь одного не удалось забрать у Ханжонкова — веру. Задавленный житейскими невзгодами, искалеченный, обездвиженный жестокой болезнью, социальный изгой — бывший капиталист и потомственный казачий офицер, — он до конца жизни сохранил верность главному делу своей жизни — кинотворчеству», — так о первом отечественном кинопродюсере пишет киновед, воссоздавший через сто лет образ фильма «Оборона Севастополя», руководитель фестивального мемориала «Дни Ханжонкова в Ялте» Борис Арсеньев.

Стараниями Арсеньева и организаторов фестиваля вышел биографический очерк Сергея Сафронова «Александр Ханжонков — первый кинопродюсер России». Созданный к столетию со дня рождения Ханжонкова в 1977 году очерк долгие годы был «отложен за ненужностью», как попытка предать забвению имя Ханжонкова.
Не уподобляясь иванам, не помнящим родства, наша молодёжь снова интересуется своей историей, своим кинематографом. Когда в 1917 году Ханжонков основал в Ялте кинофабрику, он мечтал, что она станет русским Голливудом. Дореволюционное кино и лучшие отечественные фильмы Ялтинской киностудии, созданной на базе кинофабрики Ханжонкова, хороший пример того, что Александр Алексеевич не ошибся. «Оборона Севастополя», «Остров сокровищ», «Человек с бульвара Капуцинов», «В поисках капитана Гранта», «Человек-амфибия», «Кавказская пленница» и многие другие картины, ставшие классикой отечественного кино, созданы на Ялтинской киностудии. Нам не нужны чужие герои. Достаточно вспомнить и не забывать своих,
— уверены организаторы фестивального мемориала «Дни Ханжонкова в Ялте.

В тему


В Ливадийском дворце в ноябре торжественно отметят столетие первого российского полнометражного фильма «Оборона Севастополя», снятого в Крыму кинофабрикой «Ханжонков и Ко». Юбилей Ялтинская киностудия встретит в плачевном состоянии: восемнадцать объектов, общая площадь которых почти полтора гектара, вместе с историческим павильоном Ханжонкова проданы. Под угрозой продажи или утилизации оборудование, эксклюзивная коллекция исторических костюмов, уникальные декорации. От былого коллектива студии, насчитывающего почти 500 специалистов, осталось 23 сотрудника, 17 из них — охранники.

Наталья Пупкова, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Популярные сообщения из этого блога

История ветроэнергетики в Крыму

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»