Старая дорога на море в Симферополе

Для тех, кто регулярно ездит из Симферополя на море в Ялту и Алушту, дорога от центра города до выезда на трассу в Марьино очень привычна — кажется, что она здесь была всегда. Но, оказывается, практически весь этот длинный четырехкилометровый путь был выпрямлен и пропилен в крымской земле достаточно недавно, всего около 50 лет назад.

Старая и новая дороги на море
Красная — старая дорога, синяя — новая

Путеводитель тех времен пишет:
Дорога на Алушту идет по ул. Ленина мимо парка культуры и отдыха. Возле консервного завода «Трудовой Октябрь» (им. Кирова) установлен первый дорожный столб, указывающий, что до Алушты 50 км. Через полкилометра — соединение с автомагистралью Москва—Симферополь.

Многие крымские краеведы полагают, что нынешнее кольцо возле гостиницы «Москва» и есть это место соединения трасс. Однако простое сравнение старинных карт с современными показывает, что дорога на Ялту проходила несколько в ином месте.

Мало кто знает улицу Алуштинскую. Она невелика, и проходит параллельно улице Воровского, но намного ближе к Петровским скалам. В ее конце — тупик. Почему? Обычно дороги не прокладывают так, чтобы был тупик. Не будем забывать, что именно здесь и было село Подгорное-Петровское, основанное русскими солдатами. До сих пор тут можно видеть вросшие в асфальт землянки, построенные отслужившими 25 лет россиянами. И мы полагаем, что бывшая улица Воронцовская (нынешняя Воровского) у бывшего дворца Калги-Султана, у подъема на Неаполь Скифский, проходила именно здесь, по Алуштинской, причем солдатские мазанки стояли слева и справа от нее. (А явно старинное название улицы разве ни о чем не говорит? Ведь это — просто дорога на Алушту!). Кроме того, здесь в те же времена были возведены строения новых воинских частей, и они также перекрыли все проходы на улицу имени Алушты...

Алуштинская почти прямо выходит на улицу Беспалова. Путеводители указывали:
Здесь у соединения трасс стоит памятник И. В. Мичурину. Здесь заправочная станция, мастерская и гостиница.

И действительно, здесь до сих пор есть какая-то автомобильная мастерская, да и получается, что памятник стоял именно здесь, а не в паре сотне метров отсюда, у гостиницы «Москва», как полагают многие. Улица же Беспалова в то время улицей и не была. Это была просто дорога на Алушту, вся в зелени и без домов. Тогда же здесь и появились строители симферопольского водохранилища, которые под шумок решили и свои жилищные проблемы, возведя целый квартал города вдоль дороги.

Строительство дома № 106 на ул. Беспалова

Помнится, еще в 70-е годы ХХ века его в народе так и называли — Стройка. В это время и произошел инцидент с похищением белья уголовным элементом, также принимавшим участие в строительстве важного гидрообъекта для столицы Крыма. В погоне и перестрелке погиб работник МВД Беспалов, и было решено назвать вновь появившуюся улицу его именем. Здесь же стоял раньше и указатель: «1 км до раскопок Неаполя Скифского». И до сих пор здесь проходит хорошая тропинка, которая мимо появившихся зданий банков и многоэтажек ведет к развалинам скифской столицы.

Здесь есть еще одна странная улица Симферополя — Курортная (опять название «по теме»). Эта небольшая дорога имеет свое начало от того же «Кольца у „Москвы“», но также оканчивается тупиком. Но, в отличие от Алуштинской, которая упирается в дверь чьего-то особняка, тут дорожка начинает плавно подниматься на холм и на нем исчезает... Где-то в этом месте раньше стояла «трехгранная маршрутная доска с изображениями автодорог Москва—Симферополь и Симферополь—Ялта». А на третьей грани была надпись:
Дорогу от Симферополя до Алушты через хребет яйлы проложили батальоны Козловского и Нашебургского пехотных полков в 1824–1826 годах».

Улицы Беспалова и Курортная в Симферополе
Прямо — начинается улица Беспалова, налево — улица Курортная
Смотреть панораму на Яндекс.Картах

Рельеф местности также говорит о том, что при строительстве новой улицы Ялтинской был отрезан солидный ломоть бывшего воронцовского парка. Свято место пусто не бывает — и вот между Курортной и Ялтинской быстро выросли новые одноэтажные домики.

На большом протяжении старая и новая дороги идут почти рядом друг с другом, можно было, конечно, пустить новую троллейбусную трассу по старой дороге, но строители, видимо, рассудили, что дорога должна быть ровной и прямой, чтобы обеспечивать максимальный комфорт путешествующим к морю...

Возле Больничного городка две дороги почти соединяются друг с другом, и это понятно — это из-за сложного рельефа местности: холм у симферопольского водохранилища заставляет дороги резко поворачивать влево.

Улица Беспалова и Ялтинская трасса справа
Улица Беспалова. Справа — Ялтинская трасса
Смотреть панораму на Яндекс.Картах

Старые путеводители указывали, что именно здесь начиналось пригородное село Марьино. Кто же думал, что оно продлится еще на несколько километров и будет занимать солидную часть города! Там же, на Беспалова, была и остановка «Пляж», от которой людям еще нужно было идти несколько сот метров до построенного водохранилища. (От нынешней остановки на улице Ялтинской это расстояние уменьшилось вдвое).

Улица Беспалова в Симферополе
Улица Беспалова. Здесь была остановка «Пляж»
Смотреть панораму на Яндекс.Картах

Сейчас улица Беспалова после этого перекрестка идет направо, к селу Курцы, а лет пятьдесят назад основная дорога проходила прямо, и сейчас здесь идет дорога сохранившая свое старинное название: Ялтинское шоссе. Сейчас тут редко ездит транспорт, и, наверное, потому сохранился дух старинного Симферополя — тихая улица, старые дома и многочисленные яблони, груши, орехи, сливы...

Мы попадаем на подъем в районе улицы Народной. Здесь раньше стояла скульптурная композиция — юноша и девушка, о которой писали путеводители. Ялтинская проходит внизу под нами, и это место было, наверное, самым сложным для строителей — им пришлось в огромном холме пропилить большой узкий проезд и этим улучшить и упросить дорогу.

СтолбикА на старой дороге нас ожидает Большой петлеобразный спуск. Эта, некогда очень оживленная дорога, сейчас пустынна и снова дает нам возможность увидеть, «как это было» лет 50 назад. На этих дорогах растет огромное количество яблонь, слив, алычи. Вдоль дороги до сих пор сохранились старинные столбики, которыми ограждали дороги в послевоенное время. Они должны были вам хорошо запомниться по фильму «Кавказская пленница», когда машина с сонными жуликами сбивала их десятками. Послевоенные дороги Крыма восстанавливали пленные немцы, и это одно из воспоминаний об их труде тех времен...

И вот, наконец, в районе нынешней конечной остановки «Марьино» старинная дорога выходит и соединяется с основной трассой. Улица же Ялтинская, или, как ее сейчас чаще называют, проспект академика Вернадского, была построена полсотни лет назад, выпрямлена для будущей самой длинной в Европе горной троллейбусной трассы. Она постоянно забита транспортом с туристами, направляющимися на Южный берег Крыма. А старая же дорога к морю, состоящая из улиц Воровского, Алуштинской, Беспалова и Ялтинского шоссе, сохранили для нас дух той эпохи и воспоминание о наших предках...

Олег Широков, «Крымское Эхо»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Ак-Мечеть — старинный район Симферополя

Чем и как рисовал первобытный человек