«Чертов мост» и забытая дорога на Орталан

Ущелье со стремительно бегущим потоком было нешироким, но глубоким. А мостика нет, хотя ещё год-два назад лежали с берега на берег несколько брёвен на каменных основаниях бывшего моста. Придётся сползать по прошлогодней скользкой листве, перепрыгивать речушку и, цепляясь за корни деревьев, выбираться на противоположный берег ещё десяток метров. Тут уж точно чертыхнёшься, когда угодишь ногами в поток ледяной воды, соскользнув с мокрого камня при неудачном прыжке.

Чертов мост в Крыму
Автор фото — sigor69

А мост этот действительно Чёртов, так его называют местные. Хотя есть у него и более старое название — Улан-Баглан (в вольном переводе: «связанные в узел растения»). Говорят, что каменный мост взорвали партизаны ещё в Великую Отечественную войну, а позже дорожники так и не построили новый, бросив через теснину несколько стволов деревьев. Именно из-за этого, а также из-за сложного характера местности — упавших камней и огромных буков, преграждающих путь, нескольких оползней — извилистая дорога из села Земляничного на юг потеряла своё прежнее транспортное значение.

Забытая дорога из Орталана
Автор фото — sigor69

Только от Земляничного (ранее Орталан) до перевала Маски насчитывается семнадцать крутых поворотов — извивов дороги. В этих краях такие загогулины по сходству называют «подковками». Причём пять из «подковок» укреплены каменными подпорными стенками — крепидами. Было и два полноценных моста — уже известный нам и ещё один, ближе к Орталану, ныне тоже разрушенный, безымянный.

Чертов мост в Орталане, Крым
Автор фото — ortalan


Чертов мост в КрымуЭти камни на поворотах дороги и есть самая большая историческая загадка здешних мест. Никто точно не знает, с каких времён существуют эти памятники-крепиды, как, впрочем, и сама дорога. Известная крымская исследовательница Марина Мальгина изучала именно её и в итоговой статье высказала очень интересную мысль. К дорогам никогда не относились как к самостоятельным памятникам истории, разве только как к её немым свидетелям.

В работах же по истории дороги рассматриваются лишь в качестве места, направления проезда того или иного важного путешественника и только в некоторых случаях — как факт, историческое событие, например, в случае со строительством шоссе Симферополь — Алушта. В сугубо археологических исследованиях эти важные пути сообщения упоминаются разве что только при описании «длинных стен» страны Дори. В обобщающих же работах об этом говорится лишь опосредованно, а в популярной литературе дорожный вопрос иной раз доходит до абсурда. «Небольшой опыт написания данной статьи вскрыл главную проблему: историей, географией и геополитикой старых крымских путей никто не занимается и не занимался, тем не менее вопрос настолько животрепещущий, что сам напрашивается на поиск ответов, причём любых, даже самых нелепых. В современных условиях развития туризма и глухого научного молчания рождаются статьи о тропе то атлантов, то римских легионеров, которая опоясала весь горный Крым», — написано историком-краеведом несколько лет назад в журнале «Историческое наследие Крыма».

И именно в этой статье сделана попытка развенчать или обосновать несколько версий возникновения самых загадочных дорог Крымских гор, а главное — понять, что за дорога идёт от Ворона на Орталан. Попробуем разобраться и мы, отмеряя километры по подсыпанной щебёнкой дороге. Наличие крепид, подсыпки, мостов указывает на то, что дорога эта не просто путь, естественно сложившийся между селениями, а планомерное и, вероятно, единовременное сооружение, потребовавшее немало рабочей силы, инженерного расчёта и определённых денежных затрат. Возникает вопрос: кто и когда организовал прокладку дороги в этой местности?

Нет, римляне не строили этот путь: слишком уж притянута за уши экскурсоводами-любителями тема римского дорожного строительства в горном Крыму и на Южном берегу. Да, найдены в Херсонесе и в крепости Харакс алтари с посвятительными надписями бенефициария XI Клавдиева легиона. Но они сами по себе не являются фактом, доказывающим присутствие в Таврике всего легиона и уж тем более его строительную деятельность здесь. Дороги для древних римлян — всегда были понятием государственным, широким, затратным.

Да и византийцы, уже в средние века, тоже вряд ли строили этот путь, хотя их «длинные стены» историки ещё ищут и дискутируют по поводу найденного. Более вероятным кажется строительство дороги от побережья до горных деревень предприимчивыми генуэзцами и венецианцами — итальянцами приморских республик. Но и тут появляется много вопросов, хотя некоторые местные селения — нынешние Переваловка, Ворон, Шелен, монастырь святой Параскевы в Топлах — и упоминаются в генуэзских документах.

«Век золотой Екатерины» тоже не оставил о себе никаких отметок на пути Ворон — Орталан. Несмотря на досужие домыслы некоторых экскурсоводов, российская императрица вовсе не собиралась ехать по лесным кручам. Прочтём строки самого устроителя путешествия, светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина. В опубликованных ордерах барону Игельштрому за 1784 год — время активной подготовки к путешествию императрицы — упоминаются и крымские дороги:
Для будущего Её Величества в Таврическую область следования нужно осмотреть места для станций от Перекопа по дороге в Бахчисарай... Дорогу как от Бахчисарая через горы в Ахтиар и назад через Бельбек поправить; так от Бахчисарая к Судаку; оттоль же на Старый Крым в Кафу. К производству помянутых строений употребить солдат с выдачей им заработанных денег каждому по 5 копеек в день.

Как видим, речи и не было о предмете нашего исследования.

Можно выдвинуть ещё ряд гипотез, относя дорогу-кручёнку ко времени Крымского ханства или расцвету в здешних краях армянских поселений в семнадцатом веке, а можно согласиться и с тем, что строилась она в конце позапрошлого века, а обустраивалась перед Первой мировой войной.

Как бы там ни было, но это — факт нашей истории, и его важно сохранить. Исследователи считают, что определить истинный возраст тех или иных дорог невозможно, потому что большинство из них проходит по путям, существовавшим всегда. Чаще всего невозможно ограничить и хронологическими рамками возведение тех или иных сооружений, так как оно, как правило, растянуто во времени. А вот отнесение таких элементов к интереснейшим и охраняемым историко-археологическим объектам важно и необходимо.

А чтобы ходили люди из Ворона и Междуречья на Орталан, ещё бы и мостик через теснину Улан-Баглана перекинуть, а?

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Крымские зимние морозы столетней давности

История происхождения названия города Симферополь