25 января 2011 г.

Кинотеатр «Спартак» в Симферополе: по ту сторону экрана

— А давай в кино вместе сходим, — предлагает мне мама. — Я уже лет двадцать в кинотеатре не была, забыла, что это такое.

Кинотеатр Спартак в Симферополе

Мы, конечно, пойдём, хотя я, например, отлично помню, что это такое, потому что была там всего неделю назад. И была покупка билетов за пять минут до начала сеанса, последний ряд, друзья рядом, попкорн и фисташки в руках и Анджелина Джоли и Джонни Депп на большом экране. И хотя достоинства картины ограничивались только суперпопулярными актёрами в главных ролях, народ был вполне доволен и активно обменивался впечатлениями при выходе из кинозала.

— Слушай, я только сейчас понял, что фильм был на украинском языке, — удивлённо говорит мой спутник. Правда, было бы гораздо лучше, если бы он был на русском. Крымчане так и не смогли привыкнуть к отсутствию русского дубляжа в кинотеатрах страны и до сих пор всё ещё надеются на здравый смысл власть имущих, которые при желании могут позволить людям смотреть кино на родном языке.

Разумеется, зрителей могут раздражать навязчивая реклама перед началом сеанса, некачественный украинский перевод, шуршание пакетиков с чипсами или развесёлые реплики нетрезвыми голосами в стиле «Сам себе режиссёр» с последних рядов. Но если они любят смотреть кино на большом экране, то ничто из перечисленного их не остановит. Кинотеатр — это совершенно особенный мир, с почти полным погружением в виртуальную реальность, обязательным попкорном и «местами для поцелуев». Но это там, в зрительном зале, а по другую сторону экрана всё совсем иначе.

Кинотеатр Спартак в Симферополе

— Вот это наша аппаратная, — распахивает передо мной двери коммерческий директор кинотеатра «Спартак» Игорь Скоробогатов. — Тут в общем-то ничего особенного, механического оборудования почти нет, теперь у нас всё электронное. Нажал на четыре кнопки — и фильм начинается.

В большой комнате — два проектора, или «поста», которые воспроизводят 35-миллиметровую киноплёнку. Только надобность в них постепенно отпадает, гораздо чаще новые фильмы в кинотеатр привозят на цифровом носителе. Тем более что бобины большие, плёнки на них много и на одном проекторе показать фильм невозможно. Приходится совершать переход «с поста на пост» посреди сеанса, и это, пожалуй, один из самых неприятных моментов для киномеханика. Если мастерства у него не хватит, то зрители непременно заметят неладное и вполне справедливо возмутятся.

Так что больше в кинотеатре востребован дорогостоящий цифровой проектор, который отлично воспроизводит фильмы в размере от ста двадцати до ста семидесяти гигабайт. На небольшом дисплее отражаются все данные о киноленте, изображении и звуке, и киномеханик внимательно следит, чтобы всё было в порядке. Следить приходится и за вентиляцией — вытяжка должна работать хорошо и постоянно, поскольку задействованные в оборудовании мощные лампы ни в коем случае не должны перегреваться. Всё это нужно для того, чтобы зрители остались довольны, а как же иначе?

Сотрудники кинотеатров точно знают, что именно нравится зрителям больше всего. Во-первых, посчитать количество свободных мест в зале, а позже оценить реакцию выходящих из зала после сеанса зрителей не составляет никакого труда. А во-вторых, в хороших кинотеатрах не ленятся проводить соответствующие опросы. Так что они точно знают, что их основная аудитория — это молодёжь от шестнадцати до двадцати восьми лет, что больше всего эта молодёжь любит фантастические и приключенческие фильмы, а ещё с удовольствием ходит на комедии и мелодрамы. А вот фильмы ужасов постепенно утрачивают былую популярность, в том числе и потому, что Национальная комиссия по защите морали не дремлет и регулярно запрещает показывать на Украине особенно жестокие кинокартины.

Кинотеатр Спартак в Симферополе

— Знаете, к нам уже несколько лет ходят четыре дамы пенсионного возраста, — улыбается Игорь Маркович. — И покупают билеты без всяких скидок. Мы им не один раз предлагали: мол, давайте вам скидку сделаем, вы же наши постоянные зрители, все наши сотрудники вас в лицо знают. А они отказываются наотрез: мол, мы и без этого можем себе позволить сходить в кино. И ходят вчетвером, причём на все премьеры вне зависимости от жанра. Представляете?

— Вообще-то не очень...


— Но чаще бабушки и дедушки приводят своих внуков на детские или семейные фильмы. Хотя бывает и так, что на фильмы с ограничением по возрасту родители ходят вместе со своими детьми, такие вот киноманы. Мы знаем в лицо всех прогульщиков, которые убегают с уроков или лекций на дневные сеансы. Правда, студентов мы не имеем права останавливать, они совершеннолетние. Но если видим, что какой-то школьник часто у нас появляется в то время, когда должен быть на занятиях, то пытаемся проводить воспитательную работу.

Кинотеатр Спартак в Симферополе

Впрочем, воспитательную работу не мешало бы провести и с посетителями более старшего возраста. Работников кинотеатра искренне удивляют зрители, которые предпочитают идти в кинозал в верхней одежде даже при наличии в кинотеатре гардероба. На предложения оставить куртку или шубку в гардеробе нетерпеливо отмахиваются: мол, спасибо, мы так посидим. Укладывают вещи на колени и мужественно сидят так полтора или два часа, то есть столько, сколько идёт сеанс. Почему? Зачем? Нет ответа, есть только предположения, что утрачена культура посещения кинотеатров. Впрочем, утрачена она была не сейчас, а в девяностые годы, тогда кинотеатры переживали далеко не лучшие времена. Зато двадцать первый век утвердил новые стандарты демонстрации фильмов на большом экране, и зрители снова вернулись в кинотеатры. И уходить оттуда, несмотря на разговоры о том, что домашние кинотеатры скоро заменят городские, вовсе не собираются.

— А я объясню, почему, — загорается Игорь Маркович. — Во-первых, люди в кинотеатр ходят из-за возможности посмотреть фильм на большом экране. Просмотр фильма дома по телевизору с самой большой диагональю не заменит просмотр фильма в кинотеатре. Это не говоря уже о кинотеатрах, которые демонстрируют картины в формате IMAX, где экран размером с трёхэтажный дом и звук максимально приближен к звучанию реальной жизни. А во-вторых, это особая энергетика коллективного просмотра, люди ведь продолжают ходить на концерты любимых исполнителей, а не слушают музыку в домашних условиях.

А если учесть суперсовременные технологии, которые обеспечивают зрителям полнейший эффект присутствия, то получится, что попасть в сказку или просто в другой мир может каждый и принять в событиях, разворачивающихся на экране, непосредственное участие.

Диана Скляренко, «Крымская Правда»

Читайте также: