5 ноября 2009 г.

Караимы

Кто-то называет этот народ последователями древней еврейской секты, кто-то считает последними представителями хазар, кто-то вообще путает караимов с крымчаками. Так кто же такие караимы? И что мы знаем о них? Мало что. На самом деле крымские караимы, или караи, — уникальный коренной этнос Крыма, объединённый общностью крови, языка, обычаев и некоторым родством с тюркскими народами. И наш полуостров — территория самого компактного проживания караимов. Когда-то этот народ жил большой общиной в Симферополе, в так называемом «старом городе».

Караимская кенаса в Симферополе

Старый город — уникальная часть Симферополя, которая ещё сохранила свою этническую и историческую идентичность. Здесь тесно сплетаются культуры и традиции, прошлое и настоящее, энергетика времени и истории. Здесь пересекаются и мирно соседствуют улицы Русская и Татарская, Турецкая и Караимская. Возможно, что когда-то «по национальному признаку» эти улицы были разделены именно из-за компактного проживания крымчан той или иной национальности в той или иной части города. Именно так случилось с караимами, которые плотно селились в одном районе города, вокруг храма — кенасы.

Улица Кавказская сменяется Караимской. Вот — Крымская республиканская ассоциация психотерапевтов, а чуть дальше — дворик. В небольших стареньких квартирках ещё живут люди. Тут же — магазин строительный и аптека.

— Вы кого ищете? — спрашивает приветливая сухонькая старушка.

— Да так, хожу. Ищу караимов на улице Караимской, — отвечаю ей полушутя.

— Раньше, помнится, караимов много тут жило, — говорит она. — А потом всё меньше и меньше, потому что кто-то переезжает, кто-то умирает. У нас во дворе почти никого и не осталось. Кстати, а вот, рядышком, и их дом молельный. Уже, правда, не действующий.

В этом маленьком дворике, по-восточному уютном и скрытом от посторонних глаз, Серафима Макаровна живёт уже пятьдесят пять лет. И все эти годы читает «Крымскую правду». Приглашает в гости на чай. Но отказываюсь, иду к воротам соседнего дома — на КПП редакции радиовещания Государственной телерадиокомпании «Крым», которая с 1936 года базируется в культовом сооружении — караимской кенасе.

— А пустите посмотреть здание? — спрашиваю охранника.

— Да я-то пущу, но что вы здесь увидите? Вы по весне приходите, мы тогда уже отсюда переедем, и здание к общине вернётся. А сейчас там не на что смотреть: кучи мусора и угля.

Но всё же впускает, чтобы позлила пса, который охраняет свои владения, чтобы походила по кругу, чтобы посмотрела на строение, которое выбивается из общего архитектурного колорита не только этой улицы, но и всего города. Здание, которому больше ста лет, построено в стиле эклектики: зодчие умело объединили мавританский, византийский и готический стили. И глядя на эти величественные стены, понимаешь: культовое сооружение — всегда остаётся культовым. Даже если в какой-то период истории таковым и не является. Когда-то на этом же месте стоял маленький храм караимов, но в 1891-1896 годах численность общины растёт, прихожанам не хватает места, а поэтому рядом со старым молитвенным домом возводят новый.

Кстати, во дворе кенасы располагалась караимская школа. Но в марте 1930 года местные власти решили, что всё это «безобразие» надо прекратить. И прекратили. Однако караи продолжали молиться на втором этаже соседнего здания. Симферопольскую кенасу перестраивали, частично убрали культовый декор. А во время немецкой оккупации здесь была конюшня. Сегодня караимской кенасе присвоен статус памятника архитектуры конца ХIХ века. И совсем скоро святилище возвратят общине.

Продвигаюсь дальше: лавки и магазины тканей, автомойки и лотки с болтиками, старые, облупившиеся домики и такой же тротуар. С Караимской перехожу на улицу Чехова. Здесь тоже когда-то плотно селились караимы. А в доме под номером тринадцать находилось училище для сирот-караимок, где девочек обучали грамоте и какой-нибудь специальности. Сегодня подобных заведений на этой улице не встретишь. Одни только фитнес-центры и студии красоты, стоматологии и здания, которые сдаются в аренду. Совершенно случайно обнаруживаю дом, в котором обосновалась ассоциация крымских караимов, — общественная организация, которая не просто существует только на членские взносы, но также своими силами издаёт литературу. Сейчас здесь никого.

Шагаю дальше, перелистывая брошюрку, в которой кратко изложено всё об истории, культуре и святынях крымских караимов. Сложная у них история. Не удивительно, что они так настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы — заботливый, добрый и трудолюбивый народ, уважающий благотворительность и образование. Часто это — военные, врачи и учителя. Они почитают старших, любят свою землю и работу на ней. Многие караимы когда-то были задействованы в табаководстве, а те, кто побогаче, владели табачными фабриками.

По международному определению коренным является тот народ, который сформировался на этой территории и не имеет своей государственности. Согласно этому определению, караимы — коренные крымчане. А ещё этот народ называют загадочным. Учёные сходятся во мнении, что сформировались они в Крыму в VIII–XII веках нашей эры. Но находят и древние надгробные плиты, датированные первыми веками. Кто-то предполагает, что караимы — потомки тюркских племён Хазарского каганата и аборигенного населения Крыма.

В XIII столетии караимы попали в Галицию, а ещё через век несколько сотен семей вывез в Литву князь Витовт. Но своим «родовым гнездом» они считают пещерный город-крепость Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале.

Выделяют караимов по национальности и по вероисповеданию. Крымские караимы, или караи, — караимы и по национальности, и по вероисповеданию.

После присоединения Крыма к России в 1783 году необходимо было определить, кто такие караимы, в связи с тем, что богослужение у них ведётся на языке Библии — древнееврейском. Специальная комиссия, изучив верования караимов, пришла к выводу, что караимизм — особая религия, а не секта, не течение. Почти сразу её признали самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское духовное правление. В паспортах с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского».

Караимы верят в единого Бога и чтят книги Ветхого завета. А как религиозная доктрина караимизм возник в восьмом веке, хотя корни его уходят в далёкое прошлое. Караимов ещё часто называют «хранителями Завета», потому что не считают они Талмуд, Новый завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не нуждается в дополнениях и толкованиях. В начале XIX века Евпатория неофициально, а в 1837 году законодательно приобретает статус духовного центра караимов России, из Кале сюда переносится резиденция главы духовного правления, строятся школы, реконструируется Малая и строится Большая кенасы, открываются типография, приюты для престарелых и первый бесплатный детский санаторий. В начале двадцатого века открывается караимская национальная библиотека-музей «Караи битиклиги».

Число караимов увеличивалось бы и дальше, если бы не Первая мировая война, революция 1917 года, террор и голод, когда народ начал утрачивать характерные для него черты, язык и религию.

Сегодня крымские караимы — один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их несколько сотен, а на Украине — чуть более тысячи человек. Во всём мире насчитывается около двух тысяч крымских караимов. Над этим народом, остро осознающим свою этническую индивидуальность, нависла угроза ассимиляции, потери этнической идентичности и исчезновения. Но ведь история не простит человечеству гибели этой уникальной культуры. И правильно сделает.

Ирина Ковалева, «Крымская Правда»