10 августа 2008 г.

Теория развития детского коллектива «Артека». Период адаптации и информационного поиска

Это начальная стадия развития временного детского коллектива. Психологическое состояние коллектива - это, прежде всего, состояние ожидания, общего эмоционально-нравственного напряжения, связанного с дефицитом информации и чувством незащищенности, вызванного отрывом от привычной среды. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий, но не на деловой основе. Общая эмоциональная атмосфера - возбужденно-приподнятая, царит «фестивальное настроение»

Доминирующая потребность - потребность в адаптации, т.е. информации, о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своём положении в нем, а также потребность в «узнавании» территории лагеря.

Состояние межличностного общения. Интенсивное узнавание товарищей с целью прогнозирования своей роли в новой среде. Поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения.

Структура. Официальная - складывается в результате организации деятельности. Неофициальная - очень ситуативна и складывается в диады, триады, в основном, на бытовом уровне.

Основная функция вожатого - организаторская.

Задачи:
  • организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения информационного поиска;
  • познакомить с правилами проживания в лагере, с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания; воспитывать их сознательное выполнение;
  • обеспечить психологическую защищенность ребят;
  • удовлетворять возрастную потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности;
  • помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив совместной деятельности (коллективное планирование);
  • способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места («удобной» для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников;
  • добиться, чтобы традиции отношений «Артека» были приуяты абсолютным большинством ребят.

Деятельность. Весь оргпериод построен по законам деятельностно-ориентационной коллективно-творческой игры с правилами, командами, игровыми задачами, определенным сроком выполнения, подведением итогов, поощрением. Деятельность должна быть непрерывной, обладать высоким темпом. Необходимо обеспечить максимальную активность ребят и создать эмоциональный контакт между вожатыми и детьми.

Вся деятельность организуется по малым меняющимся группам, чтобы ребятам можно было пообщаться в разнообразных малых группах, где общение наиболее эффективно. Каждый ребенок за оргпериод должен быть и организатором w исполнителем в какой-либо деятельности.

Деятельность, в основном, импровизационного, неожиданного характера, разнообразная, чтобы дать возможность раскрыться в лучших своих проявлениях и проявиться в широте интересов, способностей, знаний, умений.

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:
  1. Оргпериод - это важно! По отношению к «оргпериоду» существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, пытаться прислушиваться к мнению других, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на собственном опыте.

  2. Адаптация - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Конечно, для некоторых детей этот переход из одних условий жизни в другие происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом появлении в лагере родителей или при первой возможности позвонить домой устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Следовательно, необходимо постараться ориентироваться именно на таких детей. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

  3. Хороший план - это половина дела. Необходимо заранее со своими напарниками согласовать и спланировать разнообразную деятельность отряда в первые дни смены. Отобрать такие формы организации деятельности, которые не требуют от детей большой затраты сил и времени.» Соблюдать разумное сочетание физической и эмоциональной нагрузкии высокий темп, четкий регламент деятельности, ее непрерывность. Хорошо бы разработать маршруты экскурсий, подробные сценарии интеллектуальнотворческих игр, вечера знакомств, и т.д. Ещё лучше, если в содержании деятельности ненавязчиво «промелькнет» тема будущих направлений деятельности отряда (морское, туристическое, театральное и т.д.). Если нЕ будет предварительного плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать деятельност а в оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом конечно, может оказаться, что надо будет отказаться от многого задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как показывает опыт, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена.

  4. Коллективное планирование жизни отряда, так ли оно необходимо Привлечение ребят к планированию - не уступка их возрасту, а обязательное условие общей педагогики. В ходе первых дел, знакомств, экскурсий вожатый настраивает на мысль о том, что вся будущая жизнь в лагере зависит от их предложений, оттого, как они смогут выбрать интересные дела. Необходимо, деликатно помогать советом, подсказывать, предлагать идеи, и наконец, трансформировать детские, на первый взгляд «глупые», идеи в разумные: формы деятельности. Некоторые вожатые не любят планировать свои работу и не учат этому детей. Но жить без плана - плыть без компаса, а еще, от плана и перспектив зависит отношение каждого ребенка к цели деятельности и наличие мотивов участия в ней.

  5. Помните! Деятельность - не самоцель, а средство, при помощи которого формируем отношения и нравственные ценности. Другими словами, главная задача в работе вожатого не набор мероприятий, а складывающиеся отношения. Необходимо поставить подростков в позицию сознательно вырабатывающих цели, перспективы коллективной жизни, нормы, правила отношений. Помогая ребятам формировать малые группы для разных видов деятельности, проявляйте педагогический такт, чутье. Регулируйте взаимоотношения и общение в группах, помогайте правильно организовывать деятельность.

  6. Позиция вожатого на первых порах - организатор отряда. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций «Артека», которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства. Посредством рациональной организации деятельности и регулирования общения, корректировки отношений, вожатый помогает ребятам в создании отрядного самоуправления, как условия для опосредованного руководства. Передает часть своих функций ребятам, добровольно принявших на себя функции ответственности за определенный участок деятельности отряда в системе отрядного самоуправления.

  7. Отрядное самоуправление. Что это такое? Это руководство отряда организацией своей жизнедеятельностью, предполагающее разработку, обсуждение, принятие и реализацию решений, самодеятельность и известную самостоятельность в осуществлении власти. Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания. Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Невозможно сохранить названное соотношение, однажды найденное и успешно реализованное, на сколько-нибудь длительный период: меняются ребята, жизнь в лагере и за ее пределами. Значит и структура самоуправления должна быть гибкой и динамичной. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Самоуправление только тогда и существует, когда развивается, учитывая новые возможности как коллектива, так и составляющих её людей, в том числе и взрослы Смысл самоуправления не в том, что дети выполняют какую-то часть функций администрации лагеря или вожатых отряда, а в том, чтобы ребята становились субъектами выработки властных решений, коль скоро эти решения касаются их самих: человек охотнее всего делает то, что им понято, одобрено и принято. Для успешного осуществления самоуправления необходимо верное представление о должном поведении, о долге, чтобы не допустить самоуправства, насилия. Особенно сложна поэтому роль взрослого в детском сообществе. Будучи таким же членом коллектива, он силой своего жизненного опыта, убеждающего воздействия помогает тому, чтобы в самоуправлении реализовались гуманистические принципы, суть которых не человек для организации, а организация для человека.

  8. Обязательное условие - все предъявленные требования должны выполняться неукоснительно! (самим вожатым - прежде всего!). Санитарно-гигиенические и организационные требования обязательно должны быть одними как у педагогов-напарников, так и у всех педагогов в лагере. Недопустима ситуация «я запрещаю, напарник разрешает»! Обговорите заранее все мельчайшие нюансы, где могут возникнуть расхождения!!! Все требования в обращении к детям должны быть корректными и непременно должны звучать в форме просьбы. Необходимо добиваться выполнения всех ваших указаний и требований (особенно тех, которые касаются охраны жизни и здоровья ребят). Если не будете контролировать, знача необязательно выполнять то, о чем вы просили. Ваша забывчивость обернется к середине смены тем, что вы будете обращаться в «пустоту». Просто дети ещё в начале смены проверили: «Все равно Вы не помните. о чем их просили!». Кстати, всё услышанное впервые воспринимается на 80%, а далее - на 30-50%.

  9. Избегайте слова «нельзя». А если избежать невозможно, обязательно постарайтесь найти вразумительный (а не глупый!) ответ н - многочисленные «Почему нельзя делать...» или «Почему надо выполнять...». Например, такой ответ: «Начальник будет ругать» будет некорректным, во-первых, он - человек, объединяющий и возглавляющий педагогический коллектив, а не «страшилка», во-вторых, дети должны понимать, что он - главный носитель артековских норм, ценностей, гарант комфорта и высокого уровня удовлетворенности пребыванием детей в лагере. Названные выше вопросы, как правило, вслух редко произносятся. Но они непременно проносятся в мыслях у детей, если не сегодня, то завтра точно прозвучат. Если ребенок сам не находит ответа, то можно считать, что ваше требование не будет выполнено.

  10. Детям не нравится, когда к ним обращаются: «Сидоров,…» или «Иванова,...!». Дома Сидорова звали Владиком, А Иванову - Машенькой Они к этому привыкли. Не любят дети везде и всюду ходить строем. А действительно, зачем? Передвигаться по оживленной автомобильной трассе - понятно. А в столовую - зачем? Пусть крутятся рядом вокруг вожатой, как спутник вокруг Луны. Поставьте себя на их место. От бесконечных построений только суета бессмысленная, дух казармы. Если хотите установить присутствие всех детей - пересчитайте глазами, поручите дежурному командиру, придумайте считалку... А ещё, не любят ребята излишней заорганизованности, когда их вожатый час собирает на пляж. а купает две минуты.

  11. Будьте внимательны при разговоре с детьми:
    • не давайте повода для обсуждения не ваших проблем (соседнего отряда или других вожатых, которые сделали «некорректные» замечания);
    • не давайте повода для обсуждения лично вас - все проблемы должны замыкаться на них, на их проблемах;
    • тем не менее, будьте честны с ребятами, не обещайте того, что не можете выполнить, че изворачивайтесь, если допустили промах, ошибку, признайте их;
    • не ставьте во главу угла бытовые вещи - вы не в состоянии решить проблемы, которые от вас не зависят, скажите детям о6 этом прямо и однозначно, и постарайтесь к этому не возвращаться!
    • о плохо убранных кроватях, поведении в столовой говорите лишь в случае крайней необходимости, лучше с юмором, все бытовые проблемы решайте оперативно, сразу «по факту», не откладывайте до вечера - это даст более эффективный результат. В противном случае вы всю смену будете говорить только о6 этом и мысль о рефлексии придется похоронить...

  12. Форма (одежды) - клей для коллектива. Позаботьтесь о красивом внешнем виде каждого ребенка, чтобы одежда была по размеру (и в поясе, и по длине), аккуратно выглажена, пришиты все пуговицы. Придумайте о соответствии с возрастом детей отличительные знаки: яркие визитки, ленточки, эмблемы и т.д. Потратьте на это час времени, и ваши дети не будут испытывать дискомфорта от артековской формы. Ведь она означает принадлежность к большому артековскому сообществу - «Мы - Артек».

  13. Обеспечьте узнаваемость вашего отряда и делами, и уровнем отношений. Способствуете формированию чувства «мы - отряд». В активе у вас должны быть все дети. А не только с симпатичными мордашкамав и замечательной дикцией. Не формируйте отдельно группы мальчиков и группы девочек. Приведите детей к пониманию, что коллектив складывать необходимо! Обязательно объясните почему...

  14. Важно помнить, что один день (а если он ещё насыщен деятельностью в которой дети взаимодействуют друг с другом) это целая эпоха в развитии отношений. Поэтому напарники, сменяя друг друга на отряде, обязательно должны подробно пересказывать друг другу что происходило в отряде, как проявлялись те или иные дети, на что или на кого следует обратить внимание, как и что говорил детям вожатый. У детей должно сложится впечатление, что вожатый как бы и не уходил с отряда - всё видел, обо всём знает И ни в коем случае не должна сложиться ситуация, когда сменился вожатый - сменилась власть»: вчера это было нельзя, сегодня с другим вожатым - можно, с одним вожатым мы ведем себя так, а с другим - по другому...

Показатели успешной деятельности:
  • ребята удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, товарищах, вожатых;
  • в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований;
  • в отряде складывается атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
  • отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.

Учебно-методическое пособие для педагогов-организаторов детских лагерей МДЦ "Артек"