Почему лучше отдыхать на Южном берегу Крыма

5 факторов, заставляющих отдать предпочтение ЮБК

В игре против российской черноморской зоны на руках у Южного берега Крыма как минимум пять серьезных козырей.

«Природная поликлиника»

Редко какая компания откажется сравнить климатические условия Южного берега Крыма, предположим, с сочинскими (естественно, сравнение будет в пользу первого), или подчеркнуть, что в Алуште только летом насчитывается 2.000 солнечных часов (столько, сколько в Адлере за весь год), а в Ялте этих часов еще больше – 2.250 (как в Ницце или Сан-Ремо). Во все времена ЮБК, и в первую очередь Ялта, считалась круглогодичным курортом. Достаточно вспомнить чеховские слова «солнце, + 16 градусов в тени, снова зацвели розы, с юга дует теплый, слабый ветер...» из письма, написанного 19 декабря. Или утверждение Боткина, что Ялта – лучшая в России (а теперь в Украине или даже во всем СНГ) «климатическая станция», эдакая «природная поликлиника», способная влить живительные силы даже в самый измученный организм.

Словом, для россиян аббревиатура ЮБК – своеобразный природный «знак качества», и потому туроператоры, расписывающие прелести заграничных курортов, чаще всего в доказательство их привлекательности проводят параллели именно с Южным берегом Крыма.

«Наши впереди»

В туристических кругах бытует поговорка: «Если в том или ином месте есть японцы, значит, это хорошее место». Так уж получается, что в российских инвестиционных кругах место японцев в этом высказывании зачастую занимают западные инвесторы и знаковые для инвестиционной сферы фигуры. Однако Крым – редкое исключение. Сегодня на долю иностранцев приходится около 5% от общего объема всех инвестиций в ЮБК, причем специалисты подчеркивают особую активность американцев, финансирующих проекты санаторно-курортной сферы. Российские же инвесторы – обладатели $4–5 из каждых $10, вкладывающихся в Южный берег Крыма. Возможно, их сделки и не имеют столь широкого резонанса, как информация о выделении структурами Дональда Трампа $500 млн на строительство яхт-клуба в Ялте, зато по совокупности россияне явно впереди, что отчасти позволяет считать ЮБК «нашей» инвестиционной площадкой (коих в мире, за исключением, может быть, Черногории, больше и нет).

Конечно, страхи, связанные с политической нестабильностью в Украине, у инвесторов сохраняются. Однако в возможность экспроприации частной собственности никто не верит, и по большому счету российские и украинские черноморские инвестиционные риски (даже при всей законодательной разнице) не так уж сильно отличаются друг от друга. Зато вхождение на крымский рынок многие инвесторы оценивают как гораздо менее проблемное, чем, предположим, на геленджикский и уж тем более на сочинский.

«Я не лох»

Держать приезжих (туристов или приобретателей недвижимости) за «лохов» – классика жанра для подавляющего большинства курортных мест, и Черноморское побережье тут, увы, не исключение. Однако на ЮБК эта болезнь носит менее острую форму, чем в России. По крайней мере, даже «выкачивая» из вас деньги, крымчане будут демонстрировать куда большее уважение, чем сочинцы или анапчане, и все-таки стараться соблюдать разумный баланс цена/качество. В отличие от избалованного внутренним и внешним вниманием Сочи в Ялте отлично понимают, что и дальше «подниматься» без русских денег весьма проблематично, поэтому российские вложения приветствуются искренне и без всякого кокетства.

«Работающие легенды»

Черноморское побережье... Для многих сегодняшних покупателей жилья (то есть в большинстве своем – людей в возрасте 35–50 лет) это приятные воспоминания детства, помноженные на достижения PR-искусства. Однако овивающие ЮБК и все тот же Сочи легенды имеют принципиально разную окраску. Применительно к третьей столице России упор делается на номенклатурную традицию, свято чтимую представителями нынешней власти. Ялта же, Массандра и особенно Коктебель – места, мифологизированные российской интеллигенцией начиная с позапрошлого века. Это своеобразное противостояние умело используют работающие в Украине или на украинском направлении риэлторы: в России стремление идти в ногу с властью всегда уравновешивалось противоположным стремлением идти вразрез с ней, и потому продавцы недвижимости с равной степенью активности берут в союзники кто Сталина и Путина, кто Чехова и Волошина.

Что же касается не привязанных к политической конъюнктуре легенд, то в Крыму их заметно больше (одна Таврида чего стоит). Для формирования имиджа новых проектов это, безусловно, факт положительный.

«Элитная вариативность»

Еще совсем недавно ни Крым в целом, ни Ялта в частности не могли предложить покупателям (своим или иностранным) недвижимость по-настоящему высокого качества. Сегодня же на местном рынке представлены проекты концептуально нового уровня, причем если на российском побережье подобные объекты имеют ярко выраженную локализацию, то в Крыму они рассредоточены: потенциальные приобретатели жилья могут остановить выбор на Ялте, Алуште, Гурзуфе, Гаспре, Ливадии, Массандре... Комплексы «Эдинбург Тауэр» и «Приморский парк», «Парус» и «Ясная Поляна», клубный комплекс «Массандровский» и апарт-отель «Гранд-Палас», пляжный комплекс «Лагуна» и жилой поселок «Горный» – вариантов множество.

Конечно, и на ЮБК ощущается серьезная нехватка земельных участков для реализации проектов класса de luxe, да и цены за последние несколько лет увеличились вдвое, а кое-где даже втрое. Тем не менее примерно 40% недвижимости на крымских курортах приобретается именно россиянами, и ряд сделок совершается с инвестиционными целями – в этом смысле привлекательность ЮБК оценивается частными инвесторами не ниже, а порой и выше, чем Черноморского побережья России. Для справки: в 2006 г. в ряде строящихся элитных крымских объектов цены выросли на 70–80%, а арендный доход собственника в высокий сезон может составлять от $200 до $600 в сутки (за вычетом услуг управляющей компании).

Елена Половцева

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История происхождения названия города Симферополь

Крымские зимние морозы столетней давности

Загадки имен симферопольских микрорайонов