2 сентября 2007 г.

Подземные обсерватории

Возникновение астрономии связано с ранней историей развития человеческого общества. Охота, скотоводство, позднее - торговля требовали умения ориентироваться в пространстве. Еще в незапамятные времена было замечено, что два раза в год Солнце всходит и заходит в определенных точках на востоке и западе, а отдельные яркие звезды в течение ночи совершают оборот вокруг некоторой точки. Такие периодические явления, как фазы Луны, смена дня и ночи, дали начало календарю. По этому поводу имеется огромная специальная литература, из которой выделим лишь некоторые моменты, связанные с пещерами.

На стенах многих пещер имеются "сезонные" рисунки - изображения змей, рыб, птиц, растений. В пещере Чокурча под Симферополем краевед А. Столбунов в 1979 г. нашел лопаточную кость мамонта со множеством нанесенных на нее точечных изображений (11-10 тыс. до н. э.). Астроном В. М. Чернов определил, что на ней изображен участок звездного неба северного полушария, на котором удалось отождествить 16 созвездий (Северная Корона, Гончие Псы, Волопас, Дева и пр.) и 102 звезды.

В 1987 г. болгарские спелеологи провели археологические исследования в небольшой пещере Байловского комплекса. На ее стенах обнаружены и изображения фаз Луны, выполненные черной органической (гуано летучих мышей) и лиловой минеральной красками. Возраст изображений восходит к 3 тыс. до н. э. Предполагается, что это первая в мире "школа" жрецов. Изображения фиксируют календарную последовательность выполнения ритуалов, определяемую положением Солнца и Луны. Астрономическая символика (астральные и солярные знаки, календари, композиции с космологическим содержанием) обнаружены во многих пещерах Болгарии.

В районе Дублина (Ирландия) находится сложенная из камней гробница (3 тыс. до н. э.). В день зимнего солнцестояния через отверстие в ее передней стене луч восходящего солнца освещает ритуальные знаки, нанесенные на ее заднюю стенку.

При раскопках в одной из пещер Китая найден панцирь черепахи, датируемый по другим находкам XIV в. до н. э. На нем иероглифами записано сообщение о появлении на небе новой яркой звезды. Сейчас на этом месте находится источник гамма-излучения. Так что это, вероятно, самое древнее сообщение о вспышке Сверхновой.

На острове Наксос (Эгейское море) А. Петрохилос обнаружила много пещер и гротов с астральными знаками (1 тыс. до н. э.). Среди них выделяются спирали, символизирующие смену зимы летом, зодиакальные знаки и пр.

А. Нуньес-Хименес описал несколько пещер Кубы и Венесуэлы с концентрическими красными и черными кругами (1 тыс. до н. э.), олицетворяющими день и ночь. Некоторые круги перечеркнуты стрелой, направленной в сторону восхода солнца.

В 1054 г. вспыхнула Сверхновая звезда (на ее месте сейчас находятся Крабовидная туманность и оптический пульсар). Это феерическое событие наблюдали китайские астрономы, о чем рассказано в летописях, найденных в пещерах. Но его видели и индейцы Северной Америки. В пещере Галас (Нью-Мехико) в 1990 г. обнаружены глиняные чаши, расписанные изнутри. На них часты изображения Кролика, символизирующего Луну. На одной из чаш скрючившийся Кролик держит в лапе круглый предмет с исходящими из него лучами. Взаимное положение Сверхновой и серпа Луны соответствует наблюдениям китайских астрономов.

Это же событие отражено на скальной плите в вулканической Папоротниковой пещере (Калифорния). Древний художник почти без искажений изобразил участок звездного неба со звездами Альтаир, Вега, Арктур, Спика, Антарес, Регул, серп Луны и Сверхновую в созвездии Тельца. Американский астроном Р. Престон считает, что пещерные обсерватории в Калифорнии (XII-VII вв. до н. э.) являются аналогом "наземных обсерваторий" (1 тыс. до н. э.), которых много в пустыне Аризона. Имеется даже проект поиска изображений Сверхновых на стенах пещер, с тем чтобы пополнить имеющиеся данные об этом редком явлении (1700 г. - Кассиопея А, 1604 г. - Кеплера, 1572 г.- Тихо Браге и пр.).

В пещерном монастыре Красен (Болгария) имеется келья, в стене которой пробито овальное отверстие со средним диаметром 30 см. По расчетам, в XIII в. н. э. солнечный луч освещал икону, расположенную на противоположной стене кельи, только два раза в год: в Сретенье (2 февраля) и в Преображение (6 августа). Так в монастыре действовала астрономическая система, позволяющая точно определять наступление весны и церковного праздника, связанных с ожиданием богатого урожая в конце года.

К пещерным изображениям обращаются и в конце XX века. Французский ученый А. Лот считает, что фрески грота Тасилли (Сахара) изображают живых существ в скафандре. Такой же рисунок найден в Японии. Возраст их одинаков - около 5 тыс. лет. Во многих пещерах Франции и Испании (Трех Братьев, Нио, Альтамира) найдены наскальные рисунки, напоминающие неопознанные летающие объекты. Так ли это? Кто знает...

Таким образом, пещеры являются настоящей "каменной библиотекой", хранящей астральные и космические представления человечества, переплетающиеся с его повседневной, земной деятельностью. Э. Тайлор на обширном этнографическом материале проследил связь движения Солнца с загробным миром: "В силу самого простого поэтического сравнения с ежедневно восходящим и заходящим солнцем, олицетворяющим человеческую жизнь в прелести рассвета, в блеске полудня и в угасании при захождении, мифическая фантазия установила в религиозных верованиях всего мира, что страна отошедших от нас душ лежит на далеком западе или в подземном мире". Миф солнечного заката вошел в представления людей относительно будущей жизни, трансформировавшись из древних фантазий дикарей в догматы церковников средневековья и позднейших мистиков...

Итог всему подводит статья Г. Хофера, опубликованная в Вестнике Союза спелеологов Германии в 1993 г. Проанализировав планы и разрезы большого числа подземных обсерваторий, он дал общую схему перемещения солнечных лучей по полу и стенам пещеры на протяжении года и суток. Очевидно, такой "механизм" работает в очень многих пещерах, надо только найти их.

Дублянский В.Н., научно-популярная книга