2 сентября 2007 г.

Магическая семерка

Еще совсем недавно развитие астрономии как науки связывалось с древнейшими земледельческими цивилизациями. Отдельные находки свидетельствовали о том, что охотники, собиратели, рыболовы разных частей света умели ориентироваться по небесным светилам, связывали сезонные изменения в природе с появлением определенных животных и т. д. Американский исследователь А. Маршак именно так интерпретировал рисунок кузнечика, выгравированный на кости мамонта из пещеры Трех Братьев: прискакал кузнечик - жди тепла!

В 30-е гг. XX в. чешский археолог К. Абсолон обратил внимание на частое повторение числа 5 в рядах зарубок, надрезов, штрихов, из которых состояли узоры на различных предметах из пещер Дольни Вестонице, Пшедмости и пр. (Моравия). Значение этих находок оценили не сразу, но в 1938 г. историк математики Дж. Сартон включил "счетную палочку" из Вестонице в перечень древнейших доказательств становления счета у первобытного человека. Позднее выяснилось, что кроме 5 (число пальцев на руке) на предметах их пещерных стоянок упорно повторяется число 4 (четыре стороны света, четыре ветра), давшие начало четырехконечному кресту и двадцатеричному (5*4) счету индейцев Америки. Значительно реже встречается более древняя (пещера Пеш дель-Азе, Франция, 300 000 лет) троичная система (3-6-9), которой пока нет убедительных природных или этнокультурных объяснений.

В 60-е гг. появились первые публикации о наличии на предметах разного рода из палеолита (бивни мамонта, рога оленя, пряжки, статуэтки, рисованные композиции из пещер Ласко, Альтамира, Гранде, Вертеш) ритмически повторяющихся ямок и нарезок, состоящих из 7-14 элементов. Использовав методы статистического анализа, историк Б. Фролов доказал, что число 7 с удивительным постоянством проявляется в орнаментах, мифах, обрядах, фольклоре народов, живших в разное время и в разных районах Земли. На 7 зон по значимости делятся палеолитические пещеры, семь линий или ямок обязательно присутствуют в орнаменте, нанесенном на женские статуэтки...

Детальный анализ выявил еще более удивительные закономерности. Черточки, нанесенные под углом к краю орнаментированного предмета, объединяются в группы (7 + 7 = 14), а затем меняют направление наклона; каждая "двойная" группа соответствует одному и тому же природному явлению - нарастанию диска Луны до полнолуния и убыванию его до новолуния в течение 28-29 дней. При достаточно больших размерах орнамента (на браслете, бивне мамонта и пр.) на нем наносятся десять двойных групп. Так выглядит архаичная форма первобытного календаря, связанного с 10 лунными месяцами продолжительности беременности. Это подтверждается наличием рисунков, непосредственно изображающих фазы Луны (пещера Канчал де Маома, 8-7 тыс. лет до н. э.).

Теперь становятся понятными и некоторые другие рисунки первобытного человека. Во многих пещерах (заметим - и во многих более поздних мифах!) очень часты композиции, объединяющие быков и женские знаки (точки, округленные ромбы, треугольники, направленные вершиной вниз). Ключом к теме является одинаковый календарный срок беременности!

Не меньшую роль в формировании астрономических познаний палеолитического человека играло и Солнце. Смена сезонов года, происходящая примерно за 360 дней, сопоставляется со сроком беременности кобыл и ослиц. Может быть, именно поэтому рисунки лошади занимают первое место по численности? Солнечный год находит отображение не только в рисунках, но и в орнаментах: на многих из них к 282 черточкам (10 лунных месяцев) симметрично добавляются еще по 42, что дает 366 дней (солнечный год).

В древнешумерийской поэме, записанной на 12 глиняных табличках (3 тыс. до н. э.), повествуется о подвигах полумифического царя Гильгамеша. Разные эпизоды поэмы отражают чередование времен года и соответствуют названиям созвездий. Десятый месяц называется месяцем "Пещеры восходящего солнца". Исследования А. Маршака показали, что необходимый для земледелия комплекс знаний о периодичности природных процессов на Земле и их связях с небесными явлениями сложился уже 10 тыс. лет назад. Затем он непрерывно совершенствовался с учетом новых потребностей.

А. Гурштейн предположил, что следующим этапом формирования астрономических знаний первобытного человека было выделение в поясе Зодиака четырех особых точек: весеннего и осеннего равноденствия (уравнивание светлого и темного времени суток) и летнего и зимнего солнцестояния (высшей и низшей полуденной высоты Солнца над горизонтом). Это требует наблюдений за перемещениями Солнца на протяжении года и "закрепления" его положения среди созвездий. Первые представления о "квартете", включающем современные созвездия Близнецов (символ рождения новой жизни), Девы (символ лета), Стрельца (символ осени) и Рыб (символ зимы), судя по археологическим находкам из пещер, сформировались еще в 8-4 тысячелетиях до нашей эры.

Таким образом, сакрализация числа 7 (отнесение его к определенному религиозному ритуалу) произошла еще в позднем палеолите. Она имеет астрономическую (фазы Луны) и биологическую (продолжительность беременности) природу. Но возможно, в чем-то правы и современные психологи, которые доказали ограниченность оперативных возможностей человека 7 однотипными единицами восприятия, памяти, действий...

Итак, находки в пещерах помогли специалистам разобраться в путях и методах формирования первичных астрономических знаний человека. Чтобы сделать следующие шаги, ему необходимо было перейти к систематическим наблюдениям. Так появились пещеры-обсерватории.

Дублянский В.Н., научно-популярная книга