Чем и кем мир обязан Крыму. Часть 9

Часть 8

Если бы не Крым, то у мира не появились бы города-герои, а у России — кино.


Крым из космоса

Слава защитников


Считается, что понятие «город­-герой» появилось к 20-летию Победы, когда президиум Верховного Совета СССР утвердил положение об этом почётном звании. Но на самом деле оно родилось гораздо раньше, у нас в Севастополе.

Сохранилось семейное предание, рассказывает Ольга Гармашова, о том, что моему прадеду Семёну и его товарищам, участникам Крымской войны, положенную им медаль «За защиту Севастополя» вручал полковник, специально прибывший из Санкт-Петербурга. Так вот он уже тогда называл защитников города и сам Севастополь героями. В семье это запомнили, так как позже прадедушка диктовал постигавшему науки внуку разные фразы и однажды заставил исписать целый лист словами: «Корнилов, Нахимов, Севастополь герои войны. За защиту Севастополя люди бились, за Отечество». Это потому, что внук принёс плохую отметку, сделав две ошибки в слове «Севастополь».

Увы, документальных подтверждений, что в статьях о Крымской войне 1854-55 годов упоминалось звание «город­-герой», найти не удалось, хотя героизм защитников отмечали даже противники. К примеру, французский офицер Шарль Боше называл героев обороны «неустрашимыми, готовыми самоотверженно отстаивать каждую пядь земли». А вот подтверждений, что городом-­героем Севастополь называли уже в первые месяцы его обороны в Великую Отечественную, масса.

Памятник в Севастополе

Первым из руководителей СССР Севастополь назвал городом-­героем не Леонид Брежнев, руководивший страной в момент появления положения 1965 года, и не тогдашний председатель президиума Анастас Микоян, а Иосиф Сталин в приказе от 1 мая 1945 года, рассказывает Николай Мазалов, много лет изучающий эту тему. Приказывалось произвести салют в честь 1 Мая в столицах союзных республик и «городах-­героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе». Но звание придумал не верховный главнокомандующий, он лишь констатировал факт, а понятие «город-­герой» давно жило среди людей, упоминалось в газетах. И родилось в Севастополе: городе, 349 дней героически сражавшемся в первую оборону, в 1854-55 годах, и вновь вставшем на битву в Великую Отечественную. Война для него длилась 888 дней с первого налёта фашисткой авиации 22 июня 1941 года до освобождения 9 мая 1944 года. Из них 250 суток город удерживал более чем 300-тысячную фашистскую группировку, участие которой в сражениях под Москвой или Ленинградом могло существенно повлиять на ход войны. Но благодаря Севастополю этого не случилось.

Одно из первых упоминаний «город­-герой» в статье секретаря Крымского обкома ВКП(б) Фёдора Меньшикова, руководителя обороны, опубликованной в «Красном Крыме» 30 марта 1942 года. Она так и называлась «Город-герой»: «Вместе с Красной Армией и Черноморским флотом трудящиеся Севастополя стойко защищают родной город. Здесь, пожалуй, больше чем где-­либо чувствуется связь тыла и фронта, народа и армии».

Много лет назад в Морской библиотеке имени Михаила Лазарева с помощью Евгении Шварц удалось найти и, наверное, самое первое упоминания в газетах о городе-герое Севастополе во фронтовой корреспонденции, опубликованной в «Правде» в декабре 1941-го, продолжает Николай Мазалов. А потом и другие статьи. «Правда» 3 апреля 1942-го писала: «Трудящиеся Севастополя, этого города-героя, вместе с героической Красной Армией и славным Черноморским флотом выполнят до конца свой долг перед великой Родиной». «Город-герой, как метко назвали его защитники, живёт нормальной жизнью», писал командующий ЧФ Филипп Октябрьский в газете «Маяк Коммуны» (ныне «Слава Севастополя») 21 апреля 1942 года. Там же слова секретаря ЦК ВЛКСМ Николая Михайлова:
Севастополь всегда был городом-­героем, городом, с которым связаны многие героические страницы славной истории нашей Отчизны.
Сложно сказать, кто первым из защитников назвал так Севастополь. Да и нужно ли точно устанавливать: эта мысль жила в каждом из героев обороны не посрамить подвиг героев первой обороны, не отдать город врагу. Из Севастополя эти слова переданы в державший оборону Ленинград. «Пусть множатся революционные традиции наших славных городов: Севастополя на Чёрном море и Ленинграда на Балтике. Героический Севастополь город боевых традиций нашего народа и русского флота. Вы своей героической борьбой с германскими захватчиками при­умножаете эти славные традиции», писали в ответ ленинградцы. А моряки Амурской флотилии писали севастопольцам: «Амурцы уверены, что город-­герой был и будет советским».

Слава Севастополя, как и родившееся здесь ёмкое определение «город-­герой», разлетелось за пределы СССР, продолжает Николай Мазалов. Уже после того, как наши войска всё-таки были вынуждены оставить город, шведская газета «Гетеборгс хандельстиднинг» писала:
Героизм защитников Севастополя вызвал восхищение всего мира.
Губернатор Мальты лорд Горт писал:
Отпор, который защитники дают врагу, влечёт новые лавры к историческому имени Севастополь.
В феврале 1945 года, после завершения Ялтинской конференции, президент США Франклин Рузвельт посетил разрушенный Севастополь и сказал:
Если бы я мог ходить, то тогда бы дошёл до святых мест России: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, встал бы на колени и поцеловал эту святую землю!
Вот международное признание первого города-героя Севастополя. Вместе Севастополь, Ленинград, Сталинград и Одесса упомянуты как города-герои в «Правде» от 24 декабря 1942-го накануне учреждены медали за их оборону. Потом были приказ о салюте первой категории (24 залпа из 324 орудий) в честь освобождения города-героя Севастополя и статья от 10 мая 44-го в «Правде»:
Здравствуй, родной Севастополь! Любимый город советского народа, город­-герой, город-богатырь! Радостно приветствует тебя вся страна!
А в 1965 году президиум ВС СССР лишь утвердил положение о звании и постановил: «Вручить городу-герою Севастополю орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Народное звание навсегда обрело официально подтверждённый статус.

Сорок лет назад в Крыму появился ещё один город­-герой Керчь. Всего на территории СНГ 12 городов­-героев и крепость-герой Брест. В бывшей Югосла­вии 8 таких городов (награждены орденом Народного героя в 1970 годах). Есть два города-героя и в Абхазии Ткуарчал и Гудаута, после войны 1992-93 годов. Сейчас в России 40 городов воинской славы и один такой город в Приднестровье Бендеры.

Фильм об обороне


Фильм Оборона Севастополя

Благодаря обороне города в Крымскую войну у России появился и первый художественный полнометражный фильм: «Оборона Севастополя» («Воскресший Севастополь»), снятый в 1911 году Василием Гончаровым и Александром Ханжонковым. Фильм документально­-постановочный. Съёмки о героях и событиях первой обороны велись на местах подлинных боёв. Кроме актёров в них участвовали тогдашние солдаты, постаревшие участники войны: противники французы и англичане, наши защитники рядовые, унтер­-офицеры и сёстры милосердия, по некоторым данным, и знаменитая Даша Севастопольская. Запечатлены в фильме памятники бастионам и редутам, затопленным кораблям, руководителям «душам» обороны Владимиру Корнилову, Павлу Нахимову, Эдуарду Тотлебену. Высочайшее благословение на съёмки дал император Николай II. Частично они финансировались из казны, а к работе привлекли военных консультантов и историков. Сцены сражений, кстати, впервые в мире снимались сразу двумя камерами, со сменой ракурсов и панорам.

Это, пожалуй, единственный фильм о первой обороне Севастополя, о второй снято больше: «Малахов курган» в 1944-м, «Трое суток после бессмертия» в 1963-м, «Севастопольский вальс» в 1969-м, «Море в огне» в 1970-м, современные «Севастопольский гамбит», «Севастополь. Испытание войной» и «Огонь, батарея». В них память об известных и безымянных героях двух оборон «неприступного для врагов» города.

Наталья Пупкова, «Крымская Правда»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Крымские зимние морозы столетней давности

Загадки имен симферопольских микрорайонов

История происхождения названия города Симферополь