Фильм «Служили два товарища»: где снимали в Крыму, актеры, песня (смотреть онлайн)

Один из героев фильма «Служили два товарища» красноармеец Некрасов был не только бойцом, но и кинооператором: снимал хронику Гражданской войны. Для нас сегодняшних — это хроника прошедшего времени.

Фильм «Служили два товарища»: смотреть онлайн

Все они, к сожалению, сегодня в прошедшем времени — Олег Янковский и Ролан Быков, Владимир Высоцкий и Ия Савина, Анатолий Папанов, снимавшиеся в картине «Служили два товарища». Этому фильму, навсегда вошедшему в историю советского кинематографа, нынче исполняется 45 лет.

Где снимали

Чего уж говорить, умели тогда снимать кино, даже на такую суровую тему, как Гражданская война, умудрялись сочинять увлекательные фильмы. И сценарий Ю. Дунского и В. Фрида отменный — даром что в молодости авторы немало отсидели в сталинских лагерях, но воспевать революцию не разучились, причем воспевать так, что было не противно. Они, вообще, вместе написали сценарии и «Экипажа», и «Приключений Шерлока Холмса», и многих других фильмов, столь же замечательных. И артисты каждый на своем месте. И песенка, с которой начинается история, греет душу — о том, что «служили два товарища, ага!» (хотя песенка, на первый взгляд, совершенно бесхитростная). И действие происходит в ноябре 1920 года в Крыму (сейчас, кстати, тоже ноябрь).

Песня из фильма «Служили два товарища»

Два эти товарища (а играли их Олег Янковский и Ролан Быков) были очень разными и по возрасту, и по опыту, и по внешнему виду. Один — Янковский — достаточно высокий, с каким-то особым взглядом, начинающий саратовский артист. Другой — Быков — маленький, да удаленький, мастеровитый, живчик, очень известный, с характером.

Быков и Янковский в фильме Служили два товарища Быков и Янковский в фильме «Служили два товарища»

По сценарию этих бойцов Красной армии звали Андрей Некрасов и Иван Карякин. Кажется, в этом дуэте лидировал Быков — и по жизни, и по фильму. У Янковского полстранички текста. Он сам говорил: «В этой роли я научился молчать». Артист тогда не знал, что со временем это станет его козырем, сильнейшим качеством (вспомните его роли в фильмах Захарова).

Режиссер Роман Балаян заметил о Янковском:

Рядом с ним играл гениальный артист, но все запомнили этого молчаливого мальчика.

Олег Янковский — молчаливый мальчик из театральной семьи, сыгравший красноармейца из семьи священнослужителя (в фильме, кстати, снялся и старший брат Олега Ростислав), тогда еще не был ведущим актером популярнейшего Ленкома, любимцем публики, кумиром из кумиров. За плечами в кино был только «Щит и меч» Владимира Басова, роль Генриха Шварцкопфа. Янковский в немецкой форме неотразим, но советским разведчиком был все-таки не он, а Станислав Любшин. В «Двух товарищах» Янковскому сначала тоже предложили примерить красивую форму белогвардейского поручика Брусенцова, но потом все-таки перекинули в лагерь красных.

Читайте также: Знаменитые актеры Эльза Леждей и Роман Филиппов родились в Крыму

Непросто, очень непросто было Янковскому противостоять Ролану Быкову, который к тому времени был и режиссером, и известным актером, возглавлял театры, снял знаменитый «Айболит-66» и стал всенародным маленьким Бармалеем. Готовился сыграть Владимира Ленина, мечтал о роли Александра Пушкина. Но Янковский не спасовал.

Актеры

Романтика Гражданской войны, в чем-то ненастоящая, додуманная, но очень симпатичная романтика стала доминирующей нотой фильма. Причем в «Двух товарищах» с уважением изображены не только красные, но и белые. Как только это цензура пропустила? Шел 1968 год, хрущевская «оттепель» давно закончилась, уже не было при власти самого Хрущева, зато был Брежнев, подходила к концу уже и его «оттепель». В Чехословакию в 1968 году вводили советские танки, может, не до кино было?

Вот, к примеру, поручик Брусенцов. Типично булгаковский персонаж. Сложный, двойственный, как будто из «Бега» сюда завернул или из «Дней Турбиных». На лице печать обреченности, высочайшее чувство долга, человек с принципами в достаточно беспринципном мире. Казалось бы, злодей из злодеев, ведь это именно он убивает в финале хорошего Некрасова, но вместе с тем какое внутреннее благородство, какая саднящая боль в сцене отплытия последнего парохода из Крыма. Боевой конь поручика Абрек, спасший ему жизнь и бросившийся в море вдогонку за хозяином, самоубийство Брусенцова — непременная финальная точка кодекса чести, отчаяние Ии Савиной, изображавшей очередную экранную интеллигентно-трепетную даму с собачкой...

Поручик Брусенцов Поручик Брусенцов

Одно то, что махрового беляка играл любимец публики Владимир Высоцкий, давало гарантию, что симпатия зрителей к Брусенцову будет стойкой. Как все же цензура допустила такое несознательное, идеологически близорукое отношение к заклятому врагу? Сценаристы соломку подстелили — дали персонажу фамилию, созвучную с Брусиловым, реальным царским генералом, перешедшим на сторону Красной армии...

Кстати, Высоцкого долгое время не хотели утверждать на роль из-за того, что на съемках фильма «Стряпуха» артист позволял себе алкогольные вольности. Но потом все-таки утвердили. После того как Владимир Семенович увидел готовую картину, был не слишком доволен: ему казалось, что в первоначальном сценарии роль Брусенцова была более интересной, более выигрышной.

Пригодились фильму и Алла Демидова в комиссарской кожанке, и Анатолий Папанов в роли командира полка с огромными буденовскими усищами и запомнившийся вопросом о нашем родном полуострове: «Что такое Крым в общероссийском масштабе?» Эх, ответить бы ему сейчас... Задавая сакраментальный вопрос, Анатолий Дмитриевич накрывал огромной пятерней маленький Крым на карте.

Анатолий Папанов закрывает ладонью Крым на карте в фильме Служили два товарища Анатолий Папанов закрывает ладонью Крым на карте в фильме Служили два товарища

Даже в небольших ролях — Роман Ткачук, Вениамин Смехов, Николай Бурляев (разве можно забыть пьяненького молоденького офицерика с пистолетом-зажигалкой?), актеры известные и заметные. Каждый запоминался, каждый знал свой актерский маневр. И никто не комплексовал, что актерская слава досталась в этой картине другим. Одну из ролей — агитатора по борьбе со вшами — сыграл сценарист Валерий Фрид. Его отец был когда-то реальным агитатором.

Давайте смотреть старые фильмы

То, что главным героем картины оказался фотограф, ставший по революционной нужде кинооператором, было неожиданно. Обычно в фильмах охотно изображают актеров, на худой конец режиссеров, но оператор... Здесь же Евгений Карелов невольно сделал комплимент нелегкому операторскому искусству, которое и в кино, и на телевидении очень много значит.

В фильме есть несколько просто замечательных сцен. Кроме самоубийства Брусенцова, это побег Некрасова и Карякина из белогвардейского лагеря, побег ироничный, потому что снят в нарочито замедленном темпе с лениво отъезжающей повозкой с беглецами (делали вид, что никуда не бегут), повозкой, которая потом, конечно же, помчалась во весь опор. А как стоически обреченно бредут в воду сподвижники князя Васильчикова... Трогают до глубины души и последние кадры, когда в финале предлагают пересмотреть кадры кинохроники, снятые погибшим Андреем Некрасовым. Снято все искренне, потому и задевает по-человечески.

Несправедливо будет, если мы не скажем подробнее в юбилейные для картины дни о режиссере Евгении Карелове. Постановщик был хотя и достаточно молодой, но известный, снявший немало хороших картин. Кроме «Служили два товарища», в его арсенале очень популярная комедия «Семь стариков и одна девушка», телевизионный фильм «Два капитана» по роману В. Каверина, экранизация шолоховского «Нахаленка» и «Дети Дон-Кихота» с Анатолием Папановым в главной роли, а также дилогия «Высокое звание» и «Я, Шаповалов Т.П.» (в этих картинах ярко работал Евгений Матвеев).

По сути, каждый фильм Карелова был успешным. Но погиб режиссер нелепо и обидно: утонул, купаясь в состоянии подпития. Ему было чуть больше 45 лет. А нынче 45 исполняется одному из его лучших фильмов.

«Давайте слушать песни революции!» — писал когда-то молодой Евгений Евтушенко. Скажем от себя: «Давайте смотреть фильмы о революции!» Конечно, сегодня политические акценты расставлены абсолютно по-другому, но, согласитесь, умели раньше снимать по-настоящему хорошее человеческое кино на любую, даже самую скользкую тему.

Сергей Пальчиковский, «Первая крымская»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки