История самолетостроения в Крыму
В 1910-го в Крыму появились два первых самолета — доставленные из Франции «Антуанетт» и «Блерио-XI». Год спустя, в июле 1911-го, в Севастополе уже прошел воздушный парад, кстати, первый в России. А вскоре в Крыму научились не только летать на самолетах, но и строить их.
Реклама одесского авиазавода Анатра, филиалом которого был симферопольский авиазавод. К 1917 году одесский авиазавод стал третьим по объемам производства авиастроительным предприятием Российской империи (всего в России к этому времени существовало 16 авиастроительных заводов и мастерских)
В 1914 году миллионер Артур Антонович Анатра (на фото), владелец одесского авиазавода и президент одесского авиаклуба, купил пустырь на окраине Симферополя для строительства там филиала своего завода. Участок размером 4,3 га располагался возле ставка на речке Славянке (в районе нынешнего радиорынка). В марте1916-го был подписан контракт, в соответствии с которым Анатра должен был за полгода построить в Симферополе завод со среднемесячной производительностью 20 самолетов. К началу 1917 года строительство основных цехов было почти закончено. Для работы на заводе были наняты 150 специалистов из Петрограда, всего же здесь трудились около 400 человек. Завод начал выпуск истребителей «Ньюпор-XVII» (в первой партии должно было быть 100 самолетов), однако вскоре возникли проблемы с загранпоставками оборудования и комплектующих, а затем началась Гражданская война.
Самолет-истребитель «Ньюпор-XVII» русской армии периода Первой мировой войны
В1920-м завод перешел в ведение 4-го воздухоплавательного парка Красной армии. В 1922-м он превратился в советский «Государственный авиационный завод № 15», но вскоре вовсе был закрыт, а в его цехах (частично перестроенные, они сохранились и поныне) организовали кожевенную фабрику. Одесский авиазавод Анатра также был национализирован и превращен сначала в «Государственный авиационный завод № 11», затем в «Государственные авиационные мастерские № 7» (сегодня это предприятие Минобороны Украины «Одесавиаремсервис»). Артур Анатра после революции покинул Россию и эмигрировал на родину предков — в Италию.
Завод Анатра был самым мощным подобным предприятием в Крыму, но не единственным и даже не первым.
Поначалу основные детали самолетов делались из дерева. Поэтому не случайно некоторые авиастроительные заводы возникли на базе мебельных и столярных фабрик. Первые самолеты крымского производства строились на севастопольской столярной фабрике Карла Эдуардовича Акстмана. Вначале авиационные заказы, поступавшие к Акстману, касались ремонта самолетов. Первый самолет здесь отремонтировали в августе1910-го. В ноябре того же года в Севастополе открылась авиашкола, и поток заказов к Акстману резко возрос, на фабрике делали деревянные винты и другие части самолетов. Именно у Акстмана были сделаны деревянные поплавки, на которые попытались поставить аэроплан «Антуанетт», чтобы он мог взлетать с воды (правда, эта первая попытка создания гидросамолета оказалась неудачной). От ремонта Акстман перешел к постройке самолетов. В 1911-м по частным заказам на фабрике были построены два самолета: по типу «Фарман-IV» и «Блерио-XI».
Самолет «Блерио-XI»
Самолет «Фарман-IV». Кабины этот двухместный самолет не имел. Пилот сидел на передней кромке крыла, за ним был топливный бак, верхом на котором мог сидеть пассажир, на задней кромке крыла находился двигатель
При этом Акстман не просто скопировал иностранные образцы, а еще и внес некоторые рациональные изменения в их конструкцию. Севастопольский фабрикант даже спроектировал собственный самолет — «аэроплан-парашют». При аварийной ситуации на таком самолете летчик мог поворотом специального штурвала сбросить фюзеляж с мотором и винтом, а сам в кабине, подвешенной под крылом, «парашютировать» на землю. В ноябре1911-го Акстман запатентовал свой проект, на его фабрике была начата постройка двух экземпляров «аэроплана-парашюта», но ни один из них не был закончен. Да и самой фабрике по не вполне понятным причинам превратиться в полноценный авиастроительный завод так и не удалось.
Еще одним крымским центром авиастроения был Карасубазар (современный Белогорск). В 1913 году здесь был основан «Первый крымский завод аэропланов» Василия Федоровича Адаменко. Дворянин Таврической губернии Василий Адаменко обучился пилотированию во Франции. Вернувшись на родину, он оборудовал в своем имении мастерские, где построил самолет типа «фарман». С началом войны его предприятие стало выполнять заказы Севастопольской военной школы авиации, производя запчасти для самолетов. Вскоре завод Адаменко начал серийное производство самолетов. В1915–1916 гг. здесь были сделаны 10 самолетов «Фарман-IV». В 1917-м было запланировано выпустить 25 самолетов «Фарман-XVI», однако этим планам не суждено было сбыться. Сделав 10 самолетов из этой партии, к апрелю 1918 года завод прекратил свое существование.
Почти одновременно с симферопольским заводом авиационное предприятие появилось и в Евпатории, там лучший авиазавод России — московский «Дукс» — построил базу для сборки гидросамолетов. Так что Евпатория со временем могла бы стать еще одним городом в Крыму с промышленным самолетостроением. Но Первая мировая война и революция также лишили ее такой перспективы.
Ссылки по теме:
В 1914 году миллионер Артур Антонович Анатра (на фото), владелец одесского авиазавода и президент одесского авиаклуба, купил пустырь на окраине Симферополя для строительства там филиала своего завода. Участок размером 4,3 га располагался возле ставка на речке Славянке (в районе нынешнего радиорынка). В марте
Самолет-истребитель «Ньюпор-XVII» русской армии периода Первой мировой войны
В
Завод Анатра был самым мощным подобным предприятием в Крыму, но не единственным и даже не первым.
Поначалу основные детали самолетов делались из дерева. Поэтому не случайно некоторые авиастроительные заводы возникли на базе мебельных и столярных фабрик. Первые самолеты крымского производства строились на севастопольской столярной фабрике Карла Эдуардовича Акстмана. Вначале авиационные заказы, поступавшие к Акстману, касались ремонта самолетов. Первый самолет здесь отремонтировали в августе
Самолет «Блерио-XI»
Самолет «Фарман-IV». Кабины этот двухместный самолет не имел. Пилот сидел на передней кромке крыла, за ним был топливный бак, верхом на котором мог сидеть пассажир, на задней кромке крыла находился двигатель
При этом Акстман не просто скопировал иностранные образцы, а еще и внес некоторые рациональные изменения в их конструкцию. Севастопольский фабрикант даже спроектировал собственный самолет — «аэроплан-парашют». При аварийной ситуации на таком самолете летчик мог поворотом специального штурвала сбросить фюзеляж с мотором и винтом, а сам в кабине, подвешенной под крылом, «парашютировать» на землю. В ноябре
Еще одним крымским центром авиастроения был Карасубазар (современный Белогорск). В 1913 году здесь был основан «Первый крымский завод аэропланов» Василия Федоровича Адаменко. Дворянин Таврической губернии Василий Адаменко обучился пилотированию во Франции. Вернувшись на родину, он оборудовал в своем имении мастерские, где построил самолет типа «фарман». С началом войны его предприятие стало выполнять заказы Севастопольской военной школы авиации, производя запчасти для самолетов. Вскоре завод Адаменко начал серийное производство самолетов. В
Почти одновременно с симферопольским заводом авиационное предприятие появилось и в Евпатории, там лучший авиазавод России — московский «Дукс» — построил базу для сборки гидросамолетов. Так что Евпатория со временем могла бы стать еще одним городом в Крыму с промышленным самолетостроением. Но Первая мировая война и революция также лишили ее такой перспективы.
Татьяна Шевченко, «События»
Комментарии
Отправить комментарий