Аджи-Коба — пещера странника на Караби
Если попасть в Белогорск ранним-ранним утром, прийти на автостанцию и вместе с позёвывающими пассажирами занять место в автобусе на Межгорье, то ровно в 7:05 можно быть уже в начале пути к намеченной цели. Промелькнут за окном отроги Чомбая и долина речки Сары-Су — всего-то четверть часа езды. И по вашей просьбе водитель автобуса обязательно притормозит за селом Новоклёново у «поворота на Караби». По когда-то асфальтированной, но ныне разбитой дороге — несколько километров вверх, до выхода на яйлу. Местечко это называется Керменчик, то есть «маленькая крепость», и до сих пор здесь военные. Нам — мимо войсковой части и за антенное поле, окружённое колючей проволокой. Тут главный ориентир — выйти к обрыву. А под этими скалистыми краями яйлы и есть наша цель — пещера Аджи-Коба.
Вообще-то, у этой естественной полости несколько созвучных названий — Аджи-Коба, Хаджи-Коба. В вольном переводе с тюркских наречий — Горькая пещера, пещера Странника (хаджи). Но эти топонимы совсем не исчерпывают темы, а тем более не претендуют на завершённость.
И дело тут в том, что десятки тысячелетий Аджи-Коба была жилищем человека. Во все времена служила она и пристанищем охотников. Само название Аджи-Коба — искажённое Ауджи-Коба, то есть Охотничья пещера.
Это предположение опубликовал в своей замечательной книге «Нагорье Караби» уважаемый всеми краевед Борис Чупиков. Упомянутая его книга и её более позднее переиздание «Караби-яйла» — настоящий гимн яйле, самой большой в Крыму. Поэтому не удержаться от обширного цитирования, тем более что лучше об истории Караби, наверное, и не написать. О древностях нагорья — в главе «За дымкой времени»:
А вот что пишет Чупиков о цели нашего путешествия — замечательной пещере:
Наверное, так могло быть. Лет сто назад для обозначения древнейших пращуров было более популярным слово «троглодиты». В переводе — «пещерные люди». Но тут, наверное, надо развеять одно из стойких заблуждений как раз об этих самых троглодитах. Дело в том, что в пещерах они... не жили! Точнее, использовали глубокие естественные полости для различных целей — культовых, хозяйственных, спасательных.
А жить предпочитали под скальными навесами, в нишах неглубоких гротов, где и строили что-то наподобие шалашей или чумов. Аджи-Коба тоже вполне подходила — светлая, неглубокая, довольно большая. А в вечной прохладе карстовых пещер каково спать? И костёр развести — дыму куда деваться? Да ещё один фактор играл роль: частенько пещеры были уже заселены всяким пещерным зверьём — львами, медведями. Вот и в Аджи-Кобе археологи в 1937 году среди костных останков нашли фалангу пальца лапы пещерного льва. Жил тут, видно, охотился на бесчисленные стада копытных на нагорье, известном сейчас, как Караби-яйла. Увы, останков людей в Аджи-Кобе не найдено, что, возможно, подтверждает версию о захоронении людьми тех древнейших времён своих соплеменников как раз не в пещерах. Могли, конечно, наши предки, сидя под сводом глубокого грота, и съесть льва, а косточки тут же бросить. Трудно сказать, как было — столько тысяч лет прошло.
При раскопках палеолитической стоянки в пещере Аджи-Коба попадались и осколки кизилкобинской керамики — это уже почти наша эра, время тавров.
В годы Великой Отечественной войны на относительно ровной части Караби была посадочная площадка, на которую прилетали советские самолёты для обеспечения крымских партизан. А леса на запад от Аджи-Кобы — Зуйские — настоящий партизанский край. Конечно, народные мстители использовали и пещеру — то грузы прятали, то сами скрывались. Так, после «большого прочёса» летом 1942 года в Аджи-Кобе отлёживался раненый Иван Крючковенко. Смелый партизан сумел переждать и, перехитрив врага, знавшего о пещере, выбраться к своему отряду. Перехитрили карателей и партизаны летом43-го, отстояв самолёт «Ли-2», прилетевший на «партизанский аэродром» и «поймавший клин» в моторе. Удачными манёврами и огнём стартовая команда Григория Костюка и партизанские диверсионные группы Василия Бартоши и Александра Старцева, отряд Ивана Дегтярёва отбросили врага. Да и имитация сожжения «транспортника» удалась — как раз возле скального обрыва Аджи-Кобы.
...Выбраться назад, в пропахшую нефтепродуктами цивилизацию, можно разными путями: обратно мимо воинской части и до Новоклёново, если есть время — спуститься по северо-западному отрогу Караби в Межгорье.
А если вы легки в ходьбе по нагорью, то к закату успеете добраться до верховьев реки Су-Ат или даже до села Генеральского. А там уж — другие достопримечательности и открытия.
Ссылки по теме:
Вообще-то, у этой естественной полости несколько созвучных названий — Аджи-Коба, Хаджи-Коба. В вольном переводе с тюркских наречий — Горькая пещера, пещера Странника (хаджи). Но эти топонимы совсем не исчерпывают темы, а тем более не претендуют на завершённость.
И дело тут в том, что десятки тысячелетий Аджи-Коба была жилищем человека. Во все времена служила она и пристанищем охотников. Само название Аджи-Коба — искажённое Ауджи-Коба, то есть Охотничья пещера.
Это предположение опубликовал в своей замечательной книге «Нагорье Караби» уважаемый всеми краевед Борис Чупиков. Упомянутая его книга и её более позднее переиздание «Караби-яйла» — настоящий гимн яйле, самой большой в Крыму. Поэтому не удержаться от обширного цитирования, тем более что лучше об истории Караби, наверное, и не написать. О древностях нагорья — в главе «За дымкой времени»:
Многое видел на своём веку горный массив Караби; многое мог бы он рассказать о детстве и юности человечества. В незапамятные времена поднимался по его склонам кряжистый неандерталец — бесстрашный охотник на пещерных медведей. Трудная историческая задача досталась неандертальцу: пережить ледниковую эпоху. И он пережил. Не только звериная выносливость, огромная физическая сила помогли ему победить в единоборстве с природой. Помог разум.
Всем известен древнегреческий миф о Прометее. Не придуманным, а реальным Прометеем человечества был неандерталец. Это он похитил с неба огонь или, выражаясь более прозаически, научился его добывать. И это далеко не всё, что оставил человечеству наш далёкий пращур. Ему принадлежит идея приготовления пищи на огне, идея одежды, резания; он изобрёл первые режущие инструменты. Совершил ещё целый ряд открытий, которые легли в основу общечеловеческой культуры, а нами воспринимаются ныне как нечто само собой разумеющееся.
А вот что пишет Чупиков о цели нашего путешествия — замечательной пещере:
Много раз менялся облик Караби-яйлы и её аборигенов. Началось послеледниковое потепление. Леса, которые тысячелетиями прятались от холода в глубоких речных долинах и за грядами гор, «поползли» на предгорную равнину, на яйлу, вытесняя тундру. Был Крым Карелией, становился Подмосковьем.
И уже потомок неандертальца, красивый и стройный кроманьонец, прокладывал на Караби свои тропы. Тоже охотник, но более искусный, вооружённый копьём с кремневым наконечником. Пересекая плато лёгкой, бегущей походкой, он обшаривал взглядом ковыльные холмы, травянистые долины: не мелькнёт ли, не пробежит, как тень от облака, оленье стадо, не замер ли где-нибудь на скале круторогий баран-вожак. Кроманьонец был уже постоянным обитателем нагорья. Он жил в пещере Аджи-Коба, под самой кромкой яйлы. Возвращаясь с охоты, издалека видел дым костров, день и ночь горевших в гротах вблизи пещеры. Там его соплеменники шили одежду и расщепляли кремень, размышляли о жизни, надеялись и мечтали...
Наверное, так могло быть. Лет сто назад для обозначения древнейших пращуров было более популярным слово «троглодиты». В переводе — «пещерные люди». Но тут, наверное, надо развеять одно из стойких заблуждений как раз об этих самых троглодитах. Дело в том, что в пещерах они... не жили! Точнее, использовали глубокие естественные полости для различных целей — культовых, хозяйственных, спасательных.
А жить предпочитали под скальными навесами, в нишах неглубоких гротов, где и строили что-то наподобие шалашей или чумов. Аджи-Коба тоже вполне подходила — светлая, неглубокая, довольно большая. А в вечной прохладе карстовых пещер каково спать? И костёр развести — дыму куда деваться? Да ещё один фактор играл роль: частенько пещеры были уже заселены всяким пещерным зверьём — львами, медведями. Вот и в Аджи-Кобе археологи в 1937 году среди костных останков нашли фалангу пальца лапы пещерного льва. Жил тут, видно, охотился на бесчисленные стада копытных на нагорье, известном сейчас, как Караби-яйла. Увы, останков людей в Аджи-Кобе не найдено, что, возможно, подтверждает версию о захоронении людьми тех древнейших времён своих соплеменников как раз не в пещерах. Могли, конечно, наши предки, сидя под сводом глубокого грота, и съесть льва, а косточки тут же бросить. Трудно сказать, как было — столько тысяч лет прошло.
При раскопках палеолитической стоянки в пещере Аджи-Коба попадались и осколки кизилкобинской керамики — это уже почти наша эра, время тавров.
В годы Великой Отечественной войны на относительно ровной части Караби была посадочная площадка, на которую прилетали советские самолёты для обеспечения крымских партизан. А леса на запад от Аджи-Кобы — Зуйские — настоящий партизанский край. Конечно, народные мстители использовали и пещеру — то грузы прятали, то сами скрывались. Так, после «большого прочёса» летом 1942 года в Аджи-Кобе отлёживался раненый Иван Крючковенко. Смелый партизан сумел переждать и, перехитрив врага, знавшего о пещере, выбраться к своему отряду. Перехитрили карателей и партизаны летом
...Выбраться назад, в пропахшую нефтепродуктами цивилизацию, можно разными путями: обратно мимо воинской части и до Новоклёново, если есть время — спуститься по северо-западному отрогу Караби в Межгорье.
А если вы легки в ходьбе по нагорью, то к закату успеете добраться до верховьев реки Су-Ат или даже до села Генеральского. А там уж — другие достопримечательности и открытия.
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»
Комментарии
Отправить комментарий